Постановление Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа
от 1 октября 2007 г. N А05-13729/2006-5
См. также определение Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа от 02 августа 2007 г.
Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Тарасюка И.М., судей Кравченко Т.В., Старченковой В.В.,
при участии от войсковой части 15155 Литвиненко В.П. (доверенность от 20.09.2007), от муниципального унитарного предприятия "Жилищно-эксплуатационное управление" Гладышева Р.И. (доверенность от 09.01.2007),
рассмотрев 27.09.2007 в открытом судебном заседании кассационную жалобу 883 Квартирно-эксплуатационного управления (войсковая часть 15155) на решение Арбитражного суда Архангельской области от 09.03.2007 (судья Антонова Н.Ю.) и постановление Четырнадцатого арбитражного апелляционного суда от 14.05.2007 (судьи Митрофанов О.В., Елагина O.K., Романова А.В.) по делу N А05-13729/2006-5,
установил:
883 Квартирно-эксплуатационное управление (войсковая часть 15155) (далее - войсковая часть) обратилось с заявлением к муниципальному унитарному предприятию "Жилищно-эксплуатационное управление" (далее - Предприятие) о взыскании 1 282 750 руб. 41 коп. неосновательного обогащения, полученного в виде платы за тепловую энергию, водопотребление и водоотведение в период с 01.01.2005 по 31.01.2005 в рамках договоров от 29.11.2002 N 1/2003 на отопление и горячее водоснабжение, от 03.10.2002 N 200/2002 на отпуск питьевой воды и прием сточных вод, в силу отказа в применении тарифов, установленных для населения.
В ходе рассмотрения дела в суде первой инстанции истец уменьшил размер исковых требований до 1 233 678 руб. 90 коп. в связи с исключением из расчета услуг, оказанных арендаторам, занимающим помещения в общежитиях, находящихся в оперативном управлении истца.
Определением от 01.02.2007 к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено муниципальное образование "Город Мирный" в лице администрации муниципального образования.
Решением от 09.03.2007, оставленным без изменения постановлением суда апелляционной инстанции от 14.05.2007 в удовлетворении заявленных требований отказано.
В кассационной жалобе войсковая часть, ссылаясь на нарушение судами норм материального права, а также неполное выяснение обстоятельств, имеющих значение для дела, просит отменить принятые по делу судебные акты, направить дело на новое рассмотрение в суд первой инстанции.
В судебном заседании представитель истца поддержал доводы кассационной жалобы в полном объеме.
Представитель Предприятия просил оставить обжалуемые судебные акты без изменения.
Остальные лица, участвующие в деле извещены надлежащим образом о времени и месте слушания дела, однако представителей в судебное заседание не направили, что в соответствии с частью 3 статьи 284 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) не является препятствием для рассмотрения дела в их отсутствие.
Законность обжалуемых судебных актов проверена в кассационном порядке.
Как следует из материалов дела, Предприятием и войсковой частью заключены договоры:
- от 29.11.2002 N 1/2003 на отопление и горячее водоснабжение (с учетом дополнительных соглашений N 1-26, 28-30, 32) (далее - договор N 1/2003):
- от 03.10.2002 N 200/2002 на отпуск питьевой воды и прием сточных вод (с учетом дополнительных соглашений от 01.12.2002 б/н, от 10.01.2005 N 20) (далее - договор N 200/2002).
По условиям договора N 1/2003 Предприятие (теплоснабжающая организация) обязуется подавать через присоединенную сеть тепловую энергию войсковой части (абонент), а войсковая часть обязуется принимать и своевременно оплачивать принятую тепловую энергию за счет средств, выделенных из федерального бюджета в объеме, сроки и на условиях, предусмотренных договором и приложениями к нему.
Согласно пункту 3.3.1 договора N 1/2003 абонент обязуется оплачивать отпускаемую ему тепловую энергию по тарифу, утвержденному органами местного самоуправления.
Предметом договора N 200/2002 является отпуск питьевой воды из системы водопровода по водопроводным вводам и прием сточных вод. По условиям договора Предприятие обеспечивает подачу воды войсковой части и прием сточных вод, а абонент оплачивает потребляемую воду и сброс сточных вод по тарифам, установленным органом местного самоуправления.
По пунктам 4.2.3 и 6.1 договора N 200/2002 при оплате Предприятием потребляемой питьевой воды и сброса сточных вод применяются действующие тарифы, утвержденные органами местного самоуправления.
Факт действия договоров за взыскиваемый период сторонами не оспаривается.
Согласно расчету истца оплата тепловой энергии ответчику, отпущенной в период с 01.01.2005 по 31.01.2005 произведена по тарифу 15,76 руб./Гкал, установленному для группы потребителей "бюджетные потребители" постановлением Департамента по тарифам и ценам администрации Архангельской области от 03.12.2004 N 8-э/12 "О тарифах на тепловую энергию, отпускаемую муниципальным унитарным предприятием "Жилищно-эксплуатационное управление" муниципального образования "Мирный". Вода и стоки оплачены по тарифам 21,97 руб./куб. м и 14,56 руб./куб. м соответственно, установленным для группы потребителей "прочие потребители" постановлением Департамента по тарифам и ценам администрации Архангельской области от 21.12.2004 N 13-в/36 "О тарифах на услуги водоснабжения и водоотведения, оказываемые муниципальным унитарным предприятием "Жилищно-эксплуатационное управление" муниципального образования "Мирный".
Считая, что, поскольку фактическим потребителем услуг является население, проживающее в общежитиях, оплата услуг должна производиться по тарифам на коммунальные услуги для населения, установленным решением муниципального собрания муниципального образования "Мирный" от 22.12.2004 N 370. В связи с такими обстоятельствами истец обратился с иском в суд о взыскании с ответчика 1 233 678 руб. 90 коп. неосновательного обогащения, составляющего разницу между тарифами, установленными органом местного самоуправления и органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации.
Исследовав материалы дела, выслушав объяснения представителей сторон и обсудив доводы жалобы, суд кассационной инстанции находит ее доводы необоснованными по следующим основаниям.
Согласно статье 544 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) оплата энергии производится за фактически принятое абонентом количество энергии в соответствии с данными учета энергии, если иное не предусмотрено законом, иными правовыми актами или соглашением сторон. Порядок расчетов за энергию определяется законом, иными правовыми актами или соглашением сторон.
Согласно пункту 1 статьи 424 ГК РФ исполнение договора оплачивается по цене, установленной соглашением сторон. В предусмотренных законом случаях применяются цены (тарифы, расценки, ставки и т.п.), устанавливаемые или регулируемые уполномоченными на то государственными органами.
Согласно статье 2 Федерального закона от 14.04.1995 N 41-ФЗ "О государственном регулировании тарифов на электрическую и тепловую энергию в Российской Федерации" тарифы на электрическую и тепловую энергию, поставляемую коммерческими организациями независимо от организационно-правовых форм, подлежат государственному регулированию.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 07.03.1995 N 239 "О мерах по упорядочению государственного регулирования цен (тарифов)" утвержден перечень продукции производственно-технического назначения, товаров народного потребления и услуг, на которые государственное регулирование цен (тарифов) на внутреннем рынке Российской Федерации осуществляют органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации. В названный перечень, согласно редакции Постановления, действовавшей до 01.01.2007, были включены электроэнергия, услуги систем водоснабжения и канализации, тарифы на которые регулируются региональными энергетическими комиссиями.
Как следует из Постановления Главы Администрации Архангельской области от 24.09.2004 N 151, Положения о департаменте по тарифам и ценам Администрации Архангельской области, органом, осуществляющим регулирование тарифов на территории Архангельской области, в настоящее время является Департамент по тарифам и ценам Администрации Архангельской области.
В соответствии с пунктом 1 подпункта 4 статьи 17 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", органам местного самоуправления в целях решения вопросов местного значения предоставлены полномочия по установлению тарифов на услуги, предоставляемые муниципальными предприятиями и учреждениями, если иное не предусмотрено федеральными законами.
Решением муниципального Собрания муниципального образования "Мирный" от 22.12.2004 N 371 установленные Постановлениями Департамента по тарифам и ценам администрации Архангельской области тарифы приняты к сведению.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 12.02.1999 N 167 утверждены правила пользования системами коммунального водоснабжения и канализации в Российской Федерации, которые дают понятие абонента как юридического лица, имеющего в собственности, хозяйственном ведении или оперативном управлении объекты, системы водоснабжения и (или) канализации, которые непосредственно присоединены к системам коммунального водоснабжения и (или) канализации, заключившие с организацией водопроводно-канализационного хозяйства в установленном порядке договор на отпуск (получение) воды и (или) прием (сброс) сточных вод.
К числу абонентов могут относиться также организации, в собственности хозяйственном ведении или оперативном управлении которых находятся жилищный фонд и объекты инженерной инфраструктуры; организации, уполномоченные оказывать коммунальные услуги населению, проживающему в государственном (ведомственном), муниципальном или общественном жилищном фонде; товарищества и другие объединения собственников, которым передано право управления жилищным фондом.
При таких обстоятельствах суды правомерно указали, что войсковая часть не является потребителем, относящимся к группе потребителей "население" и должна оплачивать оказанные ответчиком услуги по тарифам, установленным Департаментом по тарифам и ценам Администрации Архангельской области, которые правомерно применялись в расчетах между сторонами. Переплата за оказанные истцу услуги в январе 2005 года отсутствует, в связи с чем отсутствует и неосновательное обогащение.
С учетом изложенного оснований для отмены обжалуемых судебных актов и удовлетворения кассационной жалобы не имеется.
Руководствуясь статьями 286, 287, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа
постановил:
решение Арбитражного суда Архангельской области от 09.03.2007 и постановление Четырнадцатого арбитражного апелляционного суда от 14.05.2007 по делу N А05-13729/2006-5 оставить без изменения, а кассационную жалобу 883 Квартирно-эксплуатационного предприятия (войсковая часть 15155) - без удовлетворения.
Председательствующий |
И.М. Тарасюк |
В.В. Старченкова
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа от 1 октября 2007 г. N А05-13729/2006-5
Текст постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Северо-Западного округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится с сохранением пунктуации и орфографии источника