Постановление Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа
от 28 сентября 2007 г. N А56-52464/2006
Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Пастуховой М.В., судей Боглачевой Е.В., Самсоновой Л.А.,
при участии от открытого акционерного общества "Северо-Западное пароходство" Горбуновой Ю.С. (доверенность от 17.08.2007), Кичигина А.Н. (доверенность от 12.12.2006),
рассмотрев 25.09.2007 в открытом судебном заседании кассационную жалобу Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 13 по Санкт-Петербургу на решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 01.03.2007(судья Корушова И.М.) и постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 25.06.2007 (судьи Семенова А.Б., Лопато И.Б., Савицкая И.Г.) по делу N А56-52464/2006,
установил:
Открытое акционерное общество "Северо-Западное пароходство" (далее - Общество) обратилось в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области с заявлением о признании недействительным решения Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 13 по Санкт-Петербургу (далее - Инспекция) от 18.12.2006 N 217.
Решением от 01.03.2007 суд удовлетворил заявленные требования.
Постановлением апелляционной инстанции от 25.06.2007 решение суда оставлено без изменения.
В кассационной жалобе Инспекция, ссылаясь на неполное выяснение судом обстоятельств, имеющих значение для дела, несоответствие его выводов материалам дела и неправильное применение норм материального права, просит отменить судебные акты и отказать заявителю в удовлетворении требований. По мнению подателя жалобы, в силу пункта 9 статьи 165 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ, Кодекс) налогоплательщики, на которых не возложена обязанность представлять таможенные декларации, не вправе в течение 180 дней не облагать полученную выручку налогом по ставке 18 процентов.
В отзыве на кассационную жалобу Общество просит оставить судебные акты без изменения, считая их законными и обоснованными.
В судебном заседании представители Общества отклонили доводы жалобы.
Представители Инспекции, надлежащим образом извещенной о месте и времени рассмотрения дела, в судебное заседание не явились, в связи с чем жалоба рассмотрена в их отсутствие.
Законность обжалуемых судебных актов проверена в кассационном порядке.
Как следует из материалов дела, Инспекцией проведена камеральная налоговая проверка представленной Обществом декларации по налогу на добавленную стоимость по ставке 0 процентов за август 2006 года.
По результатам проверки налоговым органом принято решение от 18.12.2006 N 217 об отказе в привлечении к ответственности и доначислении 17 915 398 руб. налога на добавленную стоимость по внутренним оборотам. Основанием для принятия оспариваемого решения послужил вывод Инспекции о необоснованном включении стоимости оказанных Обществом услуг по транспортировке экспортируемого груза в раздел 4 декларации "Стоимость товаров (работ, услуг), по которым предполагается применение налоговой ставки 0 процентов".
Общество оспорило решение Инспекции в арбитражный суд.
Суд удовлетворил заявленные налогоплательщиком требования, указав, что поскольку срок по сбору полного пакета документов Обществом не нарушен, оно правомерно не включило стоимость услуг, по которым предполагается применение налоговой ставки 0 процентов, в обороты, облагаемые по ставке 18 процентов.
Суд кассационной инстанции считает, что обжалуемые судебные акты не подлежат отмене или изменению по следующим основаниям.
Согласно подпункту 2 пункта 1 статьи 164 НК РФ налогообложение производится по налоговой ставке 0 процентов при реализации работ (услуг), непосредственно связанных с производством и реализацией товаров, указанных в подпункте 1 настоящего пункта, то есть товаров, вывезенных в таможенном режиме экспорта, а также товаров, помещенных под таможенный режим свободной таможенной зоны, при условии представления в налоговые органы документов, предусмотренных статьей 165 Кодекса.
В соответствии с абзацем вторым подпункта 2 пункта 1 статьи 164 НК РФ положение настоящего подпункта распространяется на работы (услуги) по организации и сопровождению перевозок, перевозке или транспортировке, организации, сопровождению, погрузке и перегрузке вывозимых за пределы территории Российской Федерации или ввозимых на территорию Российской Федерации товаров, выполняемые (оказываемые) российскими организациями или индивидуальными предпринимателями (за исключением российских перевозчиков на железнодорожном транспорте), и иные подобные работы (услуги), а также на работы (услуги) по переработке товаров, помещенных под таможенный режим переработки товаров на таможенной территории.
Судом установлено и материалами дела подтверждается, что Общество является перевозчиком и им оказаны услуги по транспортировке экспортных грузов.
Пунктом 4 статьи 165 НК РФ установлено, что при реализации работ (услуг), предусмотренных подпунктом 2 пункта 1 статьи 164 Кодекса, для подтверждения обоснованности применения налоговой ставки 0 процентов (или особенностей налогообложения) и налоговых вычетов в налоговые органы, если иное не предусмотрено пунктом 5 статьи 165 НК РФ, представляются следующие документы:
1) контракт (копия контракта) налогоплательщика с иностранным или российским лицом на выполнение указанных работ, оказание указанных услуг (далее - контракт);
2) выписка банка, подтверждающая фактическое поступление выручки от иностранного или российского лица - покупателя указанных работ (услуг) на счет налогоплательщика в российском банке (далее - выписка банка);
3) таможенная декларация (ее копия) с отметками российского таможенного органа, производившего таможенное оформление вывоза и (или) ввоза товаров, и пограничного таможенного органа, через который товар был вывезен за пределы территории Российской Федерации и (или) ввезен на территорию Российской Федерации. Указанная декларация (ее копия) представляется в случае перемещения товаров трубопроводным транспортом или по линиям электропередачи оказания услуг, непосредственно связанных с перевозкой (транспортировкой) товаров, помещенных под таможенный режим международного таможенного транзита;
4) копии транспортных, товаросопроводительных и (или) иных документов, подтверждающих вывоз товаров за пределы таможенной территории Российской Федерации или ввоз товаров на таможенную территорию Российской Федерации в соответствии с подпунктами 2 и 3 пункта 1 статьи 164 (далее - транспортный документ).
Пунктом 9 статьи 165 НК РФ установлено, что документы (их копии), указанные в пунктах 1-4 названной статьи, представляются налогоплательщиками для подтверждения обоснованности применения налоговой ставки 0 процентов при реализации товаров (работ, услуг), указанных в подпунктах 1-3 и 8 пункта 1 статьи 164 Кодекса, в срок не позднее 180 календарных дней, считая с даты помещения товаров под таможенные режимы экспорта, международного таможенного транзита, свободной таможенной зоны, перемещения припасов. Указанный порядок не распространяется на налогоплательщиков, которые в соответствии с пунктом 4 статьи 165 НК РФ не представляют в налоговые органы таможенные декларации.
Согласно пункту 1 статьи 167 НК РФ в целях исчисления налога на добавленную стоимость моментом определения налоговой базы является наиболее ранняя из следующих дат:
1) день отгрузки (передачи) товаров (работ, услуг), имущественных прав;
2) день оплаты, частичной оплаты в счет предстоящих поставок товаров (выполнения работ, оказания услуг), передачи имущественных прав, если иное не предусмотрено пунктами 3, 7-11, 13-15 указанной статьи Кодекса.
В пункте 9 статьи 167 НК РФ установлен иной порядок определения налоговой базы при реализации товаров (работ, услуг), предусмотренных подпунктами 1-3, 8 и 9 пункта 1 статьи 164 Кодекса. Моментом определения налоговой базы по указанным товарам (работам, услугам) является последний день месяца, в котором собран полный пакет документов, предусмотренных статьей 165 Кодекса.
В случае если полный пакет документов, предусмотренных статьей 165 НК РФ, не собран на 181-й календарный день, считая с даты помещения товаров под таможенные режимы экспорта, международного таможенного транзита, свободной таможенной зоны, перемещения припасов, момент определения налоговой базы по указанным товарам (работам, услугам) определяется в соответствии с подпунктом 1 пункта 1 статьи 167 Кодекса.
Суд кассационной инстанции считает необоснованным довод жалобы о том, что налогоплательщики, на которых не распространяется порядок сбора полного пакета документов, установленный пунктом 9 статьи 165 НК РФ, обязаны определять налоговую базу в соответствии с пунктом 1 статьи 167 Кодекса и при отсутствии контракта, выписки банка или транспортного документа облагать полученную выручку налогом по ставке 18 процентов.
Из перечисленных выше норм следует, что порядок определения налоговой базы, предусмотренный пунктом 9 статьи 167 НК РФ, применяется при реализации товаров (работ, услуг), предусмотренных подпунктами 1-3, 8 и 9 пункта 1 статьи 164 Кодекса. При реализации работ (услуг), предусмотренных подпунктом 2 пункта 1 статьи 164 Кодекса, налогоплательщики в силу пункта 9 статьи 165 НК РФ не обязаны представлять в налоговые органы таможенные декларации, однако это обстоятельство не названо в законе основанием для неприменения такими налогоплательщиками порядка определения налоговой базы согласно пункту 9 статьи 167 НК РФ. Следовательно, моментом определения налоговой базы для таких налогоплательщиков является последний день месяца, в котором собраны контракт, выписка банка и транспортный документ.
Судом установлено и материалами дела подтверждается, что в разделе 4 декларации "Стоимость товаров (работ, услуг), по которым предполагается применение налоговой ставки 0 процентов" Общество правомерно отразило стоимость услуг, по которым не собран полный пакет документов, предусмотренный пунктом 4 статьи 165 НК РФ, и не допустило нарушения срока, установленного пунктом 9 статьи 167 Кодекса.
Федеральным законом от 17.05.2007 N 85-ФЗ в абзац второй пункта 9 статьи 167 НК РФ внесены изменения, действие которых распространяется на правоотношения, возникшие с 1 января 2007 года. Согласно данным изменениям налогоплательщики, которые в соответствии с пунктом 4 статьи 165 Кодекса не представляют в налоговые органы таможенные декларации, определяют налоговую базу по правилам пункта 1 статьи 167 НК РФ только после истечения 181-дневного срока с даты отметки, подтверждающей вывоз товаров с территории Российской Федерации (ввоз товаров на территорию Российской Федерации), проставленной пограничными таможенными органами на перевозочных документах).
Внесение данных изменений, с одной стороны, свидетельствует об устранении законодателем несоответствий между пунктом 9 статьи 165 НК РФ и пунктом 9 статьи 167 НК РФ, а с другой стороны, подтверждает ошибочность вывода налогового органа том, что налогоплательщикам, не представляющим таможенные декларации, не предоставлено право в течение 180 дней не облагать налогом на добавленную стоимость полученную выручку.
При таких обстоятельствах доначисление Инспекцией в оспариваемом решении налога на добавленную стоимость по ставке 18 процентов следует признать необоснованным.
В соответствии со статьей 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, а также с учетом разъяснений Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, изложенных в пункте 2 Информационного письма от 13.03.2007 N 117 "Об отдельных вопросах практики применения главы 25.3 Налогового кодекса Российской Федерации", с Инспекции следует взыскать 1 000 рублей государственной пошлины за подачу кассационной жалобы.
На основании изложенного и руководствуясь статьей 286 и пунктом 1 части 1 статьи 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа
постановил:
решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 01.03.2007 и постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 25.06.2007 по делу N А56-52464/2006 оставить без изменения, а кассационную жалобу Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 13 по Санкт-Петербургу - без удовлетворения.
Взыскать с Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 13 по Санкт-Петербургу в доход бюджета 1 000 рублей государственной пошлины за подачу кассационной жалобы.
Председательствующий |
М.В. Пастухова |
Л.А. Самсонова
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа от 28 сентября 2007 г. N А56-52464/2006
Текст постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Северо-Западного округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится с сохранением пунктуации и орфографии источника