Постановление Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа
от 12 октября 2007 г. N А56-6689/2007
Резолютивная часть постановления оглашена 10.10.2007.
Полный текст постановления изготовлен 12.10.2007.
Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Кочеровой Л.И., судей Клириковой Т.В., Кузнецовой Н.Г.,
при участии от общества с ограниченной ответственностью "Метсялиитто Санкт-Петербург" Подгайской Л.Б. (доверенность от 09.01.2007 N 4), от Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 8 по Санкт-Петербургу Поляковой Е.А. (доверенность от 06.02.2007 N 03-01-01/01568),
рассмотрев 10.10.2007 в открытом судебном заседании кассационную жалобу Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 8 по Санкт-Петербургу на постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 12.07.2007 по делу N А56-6689/2007 (судьи Фокина Е.А., Борисова Г.В., Шульга Л.А.),
установил:
Общество с ограниченной ответственностью "Метсялиитто Санкт-Петербург" (далее - Общество) обратилось в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области с заявлением (с учетом дополнений, т. 3, л.д. 25-27) о признании недействительным решения Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 8 по Санкт-Петербургу (далее - Инспекция) от 15.12.2006 N 10/3992703 в части отказа в возмещении 118 811 руб. налога на добавленную стоимость (далее - НДС) за август 2006 года и об обязании Инспекции возместить указанную сумму НДС путем возврата из бюджета на расчетный счет Общества.
Решением суда от 04.05.2007 в удовлетворении заявленных требований отказано.
Постановлением апелляционного суда от 12.07.2007 решение суда первой инстанции отменено, требования Общества удовлетворены в полном объеме.
В кассационной жалобе Инспекция просит отменить постановление апелляционного суда, а решение от 04.05.2007 оставить в силе, ссылаясь на неправильное применение судом апелляционной инстанции норм материального права. В обоснование жалобы налоговый орган указывает на то, что Обществом не доказан факт получения товаров от поставщиков - ООО "Форалес", ООО "АйМа", ООО ТПК "БалтПромРесурс", поскольку представленные товарно-транспортные накладные оформлены ненадлежащим образом, так как не заполнены все графы данного документа, подлежащие обязательному заполнению.
В отзыве Общество просит обжалуемый судебный акт оставить без изменения, а кассационную жалобу Инспекции - без удовлетворения.
В судебном заседании представитель Инспекции поддержал доводы, приведенные в кассационной жалобе, а представитель Общества - в отзыве на нее.
Законность обжалуемого судебного акта проверена в кассационном порядке в соответствии со статьей 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ).
Как следует из материалов дела, Общество представило в налоговый орган декларацию по НДС за август 2006 года и документы, подтверждающие обоснованность применения ставки 0% и налоговых вычетов, в соответствии со статьей 165 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ).
Инспекцией проведена камеральная проверка декларации и прилагаемых к ней документов, по результатам которой вынесено решение от 15.12.2006 N 10/3992703.
Согласно названному решению применение налоговой ставки 0% по экспортным операциям за август 2006 года на сумму 33 673 748 руб. признано обоснованным, Обществу возмещено 3 209 561 руб. НДС за август 2006 года, в возмещении 118 811 руб. налога отказано.
Общество оспорило решение налогового органа в части отказа в возмещении 118 811 руб. НДС в судебном порядке.
Кассационная инстанция, изучив материалы дела и проверив доводы, изложенные в кассационной жалобе, не находит оснований для отмены обжалуемого судебного акта в силу следующего.
Право налогоплательщика на возмещение НДС и порядок реализации этого права при осуществлении экспортных операций установлены пунктом 4 статьи 176 НК РФ. В силу названной нормы для подтверждения права на возмещение сумм НДС, уплаченных при приобретении товаров, вывезенных в таможенном режиме экспорта (подпункт 1 пункта 1 статьи 164 НК РФ), налогоплательщик должен представить в налоговый орган отдельную декларацию по ставке 0% и документы, предусмотренные пунктом 1 статьи 165 НК РФ, на основании которых налоговый орган обязан в установленный срок принять решение о возмещении налога путем зачета или возврата либо об отказе (полностью или частично) в его возмещении. При этом в пункте 1 статьи 165 НК РФ приведен перечень документов, подтверждающих обоснованность применения налогоплательщиком ставки 0% и налоговых вычетов при реализации товаров, предусмотренных подпунктом 1 пункта 1 статьи 164 НК РФ.
Пунктом 1 статьи 171 НК РФ предусмотрено, что налогоплательщик имеет право уменьшить общую сумму налога, исчисленную в соответствии со статьей 166 НК РФ, на установленные названной статьей налоговые вычеты.
В силу пункта 2 статьи 171 НК РФ вычетам подлежат суммы налога, предъявленные налогоплательщику при приобретении товаров (работ, услуг) на территории Российской Федерации либо уплаченные налогоплательщиком при ввозе товаров на таможенную территорию Российской Федерации.
Согласно пункту 1 статьи 172 НК РФ налоговые вычеты, предусмотренные статьей 171 НК РФ, производятся на основании счетов-фактур, выставленных продавцами при приобретении налогоплательщиком товаров (работ, услуг). Вычетам подлежат только суммы налога, предъявленные налогоплательщику при приобретении товаров (работ, услуг), на территории Российской Федерации либо фактически уплаченные им при ввозе товаров на таможенную территорию Российской Федерации, после принятия на учет указанных товаров (работ, услуг), и при наличии соответствующих первичных документов.
Из материалов дела следует и в оспариваемом решении Инспекции отражено, что представленными Обществом документами подтверждается реальность осуществленных им экспортных операций, получение Обществом экспортной выручки, фактическая уплата предъявленного им к вычету НДС поставщику и уплата поставщиком полученного НДС в бюджет.
Однако в ходе проведения проверки Инспекция пришла к выводу о том, что представленные Обществом товарно-транспортные накладные оформлены с нарушением законодательства, а именно в них заполнены не все графы, подлежащие заполнению, в связи с чем они не могут являться первичными документами, подтверждающими факт принятия Обществом товара (древесины) к учету.
Апелляционной инстанцией установлено, что товарно-транспортные накладные, имеющиеся в материалах дела, оформлены надлежащим образом, содержат все обязательные для первичного документа реквизиты, что является правильным в силу следующего.
Согласно разъяснениям Министерства налоговой службы Российской Федерации в письме от 22.04.2004 N 22-2-16/757 "О применении товарно-транспортных накладных налогоплательщиками, оказывающими автотранспортные услуги" применение форм товарно-транспортных накладных и путевых листов неустановленной формы не допускается. Составление товарно-транспортных накладных по форме N 1-т, а также заполнение всех предусмотренных данной формой реквизитов является обязательным при перевозке грузов автомобильным транспортом в городском, пригородном и междугородном сообщениях.
Форма товарно-транспортной накладной (форма N 1-т) утверждена Постановлением Госкомстата России от 28.11.1997 N 78 "Об утверждении унифицированных форм первичной учетной документации по учету работы строительных машин и механизмов, работ в автомобильном транспорте". Согласно разделу 2 приложения к названному Постановлению товарно-транспортная накладная (форма N 1-т) предназначена для учета движения товарно-материальных ценностей и расчетов за их перевозки автомобильным транспортом.
На основании пункта 2 действующей в настоящее время Инструкции Министерства финансов СССР, Государственного банка СССР, Центрального статистического управления при Совете Министров СССР, Министерства автомобильного транспорта РСФСР от 30.11.1983 N 156, 30, 354/7, 10/998 "О порядке расчетов за перевозки грузов автомобильным транспортом" (далее - Инструкция) перевозка грузов автомобильным транспортом в городском, пригородном и междугородном сообщениях осуществляется только при наличии оформленной товарно-транспортной накладной утвержденной формы N 1-т. Согласно пункту 6 Инструкции товарно-транспортная накладная является единственным документом, служащим для списания товарно-материальных ценностей у грузоотправителей и оприходования их у грузополучателей, а также для складского, оперативного и бухгалтерского учета.
В силу положений пункта 1 статьи 11 НК РФ понятие "первичные учетные документы" следует определять в соответствии с законодательством Российской Федерации о бухгалтерском учете.
Согласно статье 9 Федерального закона от 21.11.1996 N 129-ФЗ "О бухгалтерском учете" (далее - Закон N 129-ФЗ) все хозяйственные операции, проводимые организацией, должны оформляться оправдательными документами. Эти документы служат первичными учетными документами, на основании которых ведется бухгалтерский учет. Первичные учетные документы принимаются к учету, если они составлены по форме, содержащейся в альбомах унифицированных форм первичной учетной документации, а документы, форма которых не предусмотрена в этих альбомах, должны содержать следующие обязательные реквизиты: наименование документа; дату составления документа; наименование организации, от имени которой составлен документ; содержание хозяйственной операции; измерители хозяйственной операции в натуральном и денежном выражении; наименование должностей лиц, ответственных за совершение хозяйственной операции и правильность ее оформления; личные подписи указанных лиц.
Вместе с тем, отсутствие в товарно-транспортных накладных отдельных реквизитов не препятствует принятию такой накладной в качестве основания постановки на учет приобретенного товара в целях осуществления налогоплательщиком вычетов по НДС, если спорные товарно-транспортные накладные содержат сведения о наименовании, количестве, стоимости доставленного товара, о грузоотправителе, грузополучателе, перевозчике, а также о лицах, осуществивших приемку товара, и отвечают общим требованиям к составлению и оформлению первичных документов, предусмотренным статьей 9 Закона N 129-ФЗ, а нарушения в их оформлении носят малозначительный характер.
Как видно из материалов дела и установлено судом апелляционной инстанции, в представленных Обществом товарно-транспортных накладных указаны следующие реквизиты:
- наименование документа;
- дата составления документа;
- наименования грузоотправителя и грузополучателя с указанием адреса;
- содержание хозяйственной операции (наименование товара, его количество с указанием на качественные характеристики, стоимость товара, в том числе НДС);
- дата принятия товара Обществом;
- подписи лиц, отпустившего и принявшего товар с их расшифровками;
- наименование транспорта, которым производилась доставка древесины, с указанием номера автомашины.
Следовательно, представленные товарно-транспортные накладные соответствуют общим требованиям, предъявляемым к первичным бухгалтерским документам, составлены по установленной форме N 1-т, а допущенные нарушения в оформлении накладной (заполнение не всех граф) являются малозначительными, сведения в этих документах соответствуют другим материалам дела и фактическим обстоятельствам дела.
Таким образом, суд апелляционной инстанции сделал обоснованный и правильный вывод о подтверждении налогоплательщиком факта правомерного оприходования приобретенных товаров, впоследствии реализованных на экспорт.
С учетом изложенного, кассационная инстанция отклоняет довод Инспекции, приведенный в кассационной жалобе, о ненадлежащем оформлении товарно-транспортных накладных.
Кроме того, в подтверждение права на налоговые вычеты в сумме 118 811 руб. Общество представило в Инспекцию и в суд счета-фактуры названных поставщиков и книгу покупок, также подтверждающие получение, оприходование Обществом товара, предъявление поставщиками сумм НДС к оплате.
Доказательства, которые достоверно бы свидетельствовали об отсутствии хозяйственных отношений и товарных операций между Обществом и поставщиками - ООО "Форалес", ООО "АйМа", ООО ТПК "БалтПромРесурс", налоговым органом не представлены.
Ссылку Инспекции на отсутствие товарных накладных, необходимо признать несостоятельной, поскольку Обществом представлены товарно-транспортные накладные, которые предназначены для учета движения товарно-материальных ценностей и расчетов за их перевозку автомобильным транспортом и являются документами, подтверждающими факт отгрузки и получения товара, а также основанием для их оприходования.
Суд апелляционной инстанции на основании части 1 статьи 71 АПК РФ всесторонне, полно исследовал имеющиеся в деле доказательства и дал им надлежащую оценку, поэтому у суда кассационной инстанции в силу статьи 286 и части 2 статьи 287 АПК РФ отсутствуют правовые основания для переоценки установленных судом обстоятельств и отмены обжалуемого судебного акта.
С учетом изложенного и руководствуясь статьей 286, пунктом 1 части 1 статьи 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа
постановил:
постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 12.07.2007 по делу N А56-6689/2007 оставить без изменения, а кассационную жалобу Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 8 по Санкт-Петербургу - без удовлетворения.
Взыскать с Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 8 по Санкт-Петербургу в доход федерального бюджета 1 000 руб. государственной пошлины за рассмотрение дела в суде кассационной инстанции.
Председательствующий |
Л.И. Кочерова |
Н.Г. Кузнецова
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа от 12 октября 2007 г. N А56-6689/2007
Текст постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Северо-Западного округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится с сохранением пунктуации и орфографии источника