Постановление Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа
от 3 октября 2007 г. N А13-3376/2007
Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Троицкой Н.В., судей Любченко И.С. и Мунтян Л.Б.,
рассмотрев 27.09.2007 в открытом судебном заседании кассационную жалобу Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 4 по Вологодской области на решение Арбитражного суда Вологодской области от 06.06.2007 по делу N А13-3376/2007 (судья Логинова О.П.),
установил:
Общество с ограниченной ответственностью "Эталон" (далее - Общество) обратилось в Арбитражный суд Вологодской области с заявлением о признании незаконным бездействия Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 4 по Вологодской области (далее - Инспекция) по принятию решения о возврате излишне уплаченных страховых взносов на обязательное пенсионное страхование и об обязании налогового органа возвратить заявителю 179 863,11 руб.
Решением от 06.06.2007 суд удовлетворил заявленные требования, указав на отсутствие у Инспекции законных оснований для непринятия решения о возврате Обществу оспариваемой суммы излишне уплаченных страховых взносов, а также взыскал с налогового органа 2000 руб. государственной пошлины.
В апелляционной инстанции дело не рассматривалось.
В кассационной жалобе Инспекция просит "проверить законность и обоснованность решения суда от 06.06.2007". По мнению подателя жалобы, в силу пункта 13 статьи 78 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ), пункта 1 статьи 13 и статьи 25 Федерального закона от 15.12.2001 N 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации" (далее - Закон N 167-ФЗ) налоговые органы осуществляют контроль за правильностью исчисления и уплатой страховых взносов, а возврат страхователям излишне уплаченных взносов вправе осуществлять органы Пенсионного фонда Российской Федерации. Вместе с тем, ссылаясь на положения пункта 1 статьи 30, статьи 138 и подпункта 1 пункта 1 статьи 333.37 НК РФ, Инспекция считает неправомерным взыскание с нее государственной пошлины, поскольку налоговый орган, выступая в арбитражном процессе в качестве ответчика, как и в качестве заявителя, осуществляет защиту государственных интересов - бюджета Российской Федерации.
Представители сторон, надлежаще извещенных о месте и времени слушания дела, в судебное заседание не явились, в связи с чем жалоба рассмотрена в их отсутствие.
Кассационная коллегия, изучив материалы дела и доводы жалобы Инспекции, проверив правильность применения судом первой инстанции норм материального и процессуального права, установила следующее.
Согласно материалам дела Общество, являясь в силу статьи 6 Закона N 167-ФЗ страхователем, уплатило страховые взносы на обязательное пенсионное страхование, зачисляемые в Пенсионный фонд Российской Федерации на выплату страховой части трудовой пенсии, в суммах 140 063,11 руб. и 39 800 руб., ошибочно указав в платежных поручениях от 12.08.2005 N 173 и N 188 (листы дела 10-11) код бюджетной классификации (далее - КБК) 18210202030061000160, предусмотренный для уплаты страховых взносов в виде фиксированного платежа на выплату страховой части трудовой пенсии.
В связи с этим 22.09.2005 Общество обратилось в налоговый орган с заявлением о зачете 140 063,11 руб., ошибочно уплаченных как фиксированный платеж, в счет уплаты страховой части трудовой пенсии, а 27.10.2005 - с заявлением о возврате 179 863,11 руб. "для последующего их перечисления на код 18210202020061000160" (листы дела 25-26).
Письмом от 20.12.2005 N 05-06/5646 (листы дела 13-14) Инспекция в ответ на указанные заявления сообщила Обществу о невозможности проведения зачета (возврата) излишне уплаченных сумм страховых взносов со ссылкой на то, что Законом N 167-ФЗ не определен орган, который должен производить такой зачет (возврат), и порядок его осуществления.
Поскольку налоговый орган оставил без ответа заявление страхователя от 10.01.2007 N 3 со ссылкой на постановления Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 05.09.2006 N 4240/06 и 2776/06, Общество оспорило в судебном порядке действия Инспекции по возврату 179 863,11 руб.
Кассационная коллегия считает, что суд первой инстанции правомерно признал незаконным отказ налогового органа в возврате 179 863,11 руб. страховых взносов, излишне уплаченных по КБК 18210202030061000160.
Согласно статье 3 Закона N 167-ФЗ страховые взносы на обязательное пенсионное страхование - это индивидуально возмездные обязательные платежи, которые уплачиваются в бюджет Пенсионного фонда Российской Федерации и назначением которых является обеспечение права гражданина на получение пенсии по обязательному пенсионному страхованию в размере, эквивалентном сумме уплаченных страховых взносов, учтенной на его индивидуальном лицевом счете.
Таким образом, страховые взносы на обязательное пенсионное страхование не соответствуют понятию налога, приведенному в статье 8 НК РФ.
Однако пунктом 1 статьи 25 Закона N 167-ФЗ предусмотрено, что контроль за правильностью исчисления и уплатой страховых взносов на обязательное пенсионное страхование осуществляется налоговыми органами и в порядке, определяемом законодательством Российской Федерации, регулирующим деятельность налоговых органов. При этом согласно статье 2 Закона N 167-ФЗ правоотношения, связанные с уплатой страховых взносов, в том числе в части осуществления налоговым органом контроля за их уплатой, регулируются законодательством о налогах и сборах, если иное не предусмотрено этим Законом.
Кроме того, в соответствии со статьей 2 Федерального закона от 15.08.96 N 115-ФЗ "О бюджетной классификации Российской Федерации" (в редакции Федерального закона от 22.12.05 N N 76-Ф3) и приложением 11.1 к этому закону Федеральная налоговая служба является администратором поступлений страховых взносов на обязательное пенсионное страхование в Российской Федерации, зачисляемых в Пенсионный фонд Российской Федерации на выплату страховой части трудовой пенсии и накопительной части трудовой пенсии, включая страховые взносы в виде фиксированных платежей, и на нее как на администратора возложены полномочия по контролю за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью уплаты, по начислению, учету, принятию решений о возврате (зачете) излишне уплаченных (взысканных) платежей.
Вместе с тем, приказом Министерства финансов Российской Федерации от 16.12.04 N 116н утвержден Порядок учета федеральным казначейством поступлений в бюджетную систему Российской Федерации и их распределения - между бюджетами бюджетной системы Российской Федерации. Пунктом 18 этого Порядка установлено, что возврат (возмещение) плательщикам излишне уплаченных (взысканных) сумм осуществляется органами Федерального казначейства на основании решений налоговых органов о возврате, распоряжений администраторов поступлений в бюджет о возврате поступлений плательщику.
Из анализа названных норм следует, что именно Инспекция как администратор страховых взносов на обязательное пенсионное страхование обязана произвести возврат излишне уплаченных сумм страховых взносов на обязательное пенсионное страхование, приняв в порядке, установленном статей 78 НК РФ для зачета и возврата излишне уплаченных сумм налога, соответствующее решение для его исполнения органом федерального казначейства.
Согласно же пунктам 7 и 9 статьи 78 НК РФ сумма излишне уплаченного налога подлежит возврату налоговым органом по письменному заявлению налогоплательщика. Возврат суммы излишне уплаченного налога производится за счет средств бюджета (внебюджетного фонда), в который произошла переплата, в течение одного месяца со дня подачи такого заявления.
В ходе судебного разбирательства суд установил, а налоговый орган не оспаривает факт излишней уплаты Обществом 179 863,11 руб. страховых взносов на обязательное пенсионное страхование по коду 18210202030061000160, который предназначен для взносов в виде фиксированного платежа накопительной части трудовой пенсии.
При таких обстоятельствах следует признать, что Инспекция неправомерно отказала заявителю в возврате указанной суммы страховых взносов.
Несостоятельными суд кассационной инстанции считает доводы подателя жалобы в части взыскания с Инспекции в порядке статьи 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации государственной пошлины. Согласно пунктам 1 и 5 этой статьи судебные расходы, понесенные лицами, участвующими в деле (в том числе в связи с рассмотрением кассационной жалобы), в пользу которых принят судебный акт, взыскиваются арбитражным судом со стороны. Названной статьей не предусмотрено освобождение ответчика от возмещения судебных расходов, в том числе по уплате государственной пошлины, при удовлетворении заявленных в суд требований.
Неправомерна и ссылка подателя жалобы на положения подпункта 1 пункта 1 статьи 333.37 НК РФ, которым налоговые органы освобождены от уплаты государственной пошлины только при обращении в арбитражные суды в случаях, предусмотренных законом, в защиту государственных и (или) общественных интересов. В данном случае Инспекция доказывала правомерность своих действий по отказу страхователю в возврате излишне уплаченных страховых взносов, которые суд признал незаконными.
Учитывая изложенное, кассационная коллегия не находит оснований для удовлетворения жалобы Инспекции, доводы которой не основаны на нормах действующего законодательства, а принятое по делу решение суда считает законным и обоснованным.
Руководствуясь статьями 102, 286 и пунктом 1 части 1 статьи 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа
постановил:
решение Арбитражного суда Вологодской области от 06.06.2007 оставить без изменения, а кассационную жалобу Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 4 по Вологодской области - без удовлетворения.
Взыскать с Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 4 по Вологодской области в доход федерального бюджета 1000 руб. государственной пошлины за рассмотрение дела в суде кассационной инстанции.
Председательствующий |
Н.В. Троицкая |
Л.Б. Мунтян
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа от 3 октября 2007 г. N А13-3376/2007
Текст постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Северо-Западного округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится с сохранением пунктуации и орфографии источника