Об изменениях настоящего постановления см. определение Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа от 13 ноября 2007 г.
Постановление Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа
от 10 октября 2007 г. N А05-2630/2007
Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Троицкой Н.В., судей Михайловской Е.А. и Мунтян Л.Б., при участии от Межрайонная инспекция Федеральной налоговой службы по крупнейшим налогоплательщикам N 6 Будариной А.В. (доверенность от 11.04.2007 N 57-04-05/5),
рассмотрев 04.10.2007 в открытом судебном заседании кассационную жалобу Инспекции Федеральной налоговой службы по городу Архангельску на решение Арбитражного суда Архангельской области от 02.05.2007 (судья Крылов В.А.) и постановление Четырнадцатого арбитражного апелляционного суда от 10.07.2007 (судьи Мурахина Н.В., Богатырева В.А., Осокина Н.Н.) по делу N А05-2630/2007,
установил:
Открытое акционерное общество "Северное морское пароходство" (далее - Общество) обратилось в Арбитражный суд Архангельской области с заявлением о признании решения Инспекции Федеральной налоговой службы по городу Архангельску (далее - Инспекция) от 06.12.2006 N 14-23-2348 недействительным в части начисления к уплате 60 543 руб. налога на добавленную стоимость (далее - НДС) за август 2006 года и внесения необходимых изменений в бухгалтерский учет.
Определением суда от 28.03.2007 в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, к участию в деле привлечена Межрайонная инспекция Федеральной налоговой службы по крупнейшим налогоплательщикам N 6 (далее - Инспекция N 6).
Решением суда от 02.05.2007, оставленным без изменения постановлением суда апелляционной инстанции от 10.07.2007, заявленные Обществом требования удовлетворены со ссылкой на несоответствие оспариваемого решения налогового органа нормам Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ).
В кассационной жалобе Инспекция просит отменить принятые по делу судебные акты и принять новое решение, ссылаясь на то, что "суд дал неверную оценку доводам налогового органа, вследствие чего нарушил единообразие, толкование и применение норм права". По мнению подателя жалобы, момент определения налоговой базы в предусмотренном пунктом 4 статьи 165 НК РФ случае непредставления таможенной декларации определяется в соответствии с пунктом 1 статьи 167 НК РФ, в данном случае - день выполнения работ. В связи с этим Инспекция считает, что при отсутствии у налогоплательщика на момент определения налоговой базы документов, подтверждающих обоснованность применения ставки 0% при выполнении работ (оказании услуг), предусмотренных подпунктом 2 пункта 1 статьи 164 НК РФ, эти операции подлежат налогообложению по ставке НДС 18%.
Представители сторон, надлежаще извещенных о месте и времени слушания дела, в судебное заседание не явились, в связи с чем жалоба рассмотрена в их отсутствие.
В судебном заседании представитель Инспекции N 6 поддержал доводы кассационной жалобы.
Кассационная коллегия, изучив материалы дела и доводы, изложенные в жалобе Инспекции и отзыве Общества, проверив правильность применения судами первой и апелляционной инстанций норм материального и процессуального права, установила следующее.
Согласно материалам дела 20.09.2006 Общество представило в Инспекцию декларацию по ставке НДС 0% за август 2006 года, предъявив к вычету и возмещению 6 114 877 руб. налога и отразив в разделе 4 названной декларации стоимость товаров (работ, услуг), по которым предполагается применение налоговой ставки 0%, в сумме 511 726 руб.
Проверив указанную декларацию в камеральном порядке, решением от 06.12.2006 N 14-23-2348 Инспекция на основании пункта 1 статьи 109 НК РФ освободила Общество от налоговой ответственности (пункт 1), но предложила ему в срок, указанный в требовании, уплатить 60 543 руб. НДС, начисленных по сроку уплаты 20.09.2006 по налоговой ставке 18%, и внести необходимые изменения в бухгалтерский учет (пункт 2 решения).
Данное решение мотивировано тем, что в силу пункта 9 статьи 165 НК РФ для налогоплательщиков, которые согласно пункту 4 этой же статьи не представляют таможенные декларации при совершении операций, указанных в подпункте 2 пункта 1 статьи 164 НК РФ, момент определения налоговой базы определяется в соответствии с пунктом 1 статьи 167 НК РФ (в данном случае - день выполнения работ), а при отсутствии у налогоплательщика на момент определения налоговой базы документов, подтверждающих обоснованность применения ставки 0% при выполнении работ (оказании услуг), указанных в подпункте 2 пункта 1 статьи 164 НК РФ, эти операции подлежат налогообложению по ставке 18%.
Кассационная коллегия считает, что названное решение налогового органа не соответствует нормам налогового законодательства и нарушает права заявителя, в связи с чем правомерно признано недействительным в судебном порядке.
Момент определения налоговой базы при исчислении НДС установлен в статье 167 НК РФ. Согласно пункту 1 данной статьи в редакции Федерального закона от 22.07.2005 N 119-ФЗ, действующей с 01.01.2006, в целях главы 21 названного Кодекса ("Налог на добавленную стоимость") моментом определения налоговой базы, если иное не предусмотрено пунктами 3, 7-11, 13-15 этой же статьи, является наиболее ранняя из следующих дат:
1. день отгрузки (передачи) товаров (работ, услуг), имущественных прав;
2. день оплаты, частичной оплаты в счет предстоящих поставок товаров (выполнения работ, оказания услуг), передачи имущественных прав.
Иной порядок определения налоговой базы установлен в пункте 9 статьи 167 НК РФ для операций, подлежащих налогообложению по ставке 0%. В соответствии с названной нормой (в той же редакции) при реализации товаров, предусмотренных подпунктами 1-3, 8 и 9 пункта 1 статьи 164 НК РФ, моментом определения налоговой базы по указанным товарам (работам, услугам) является последний день месяца, в котором собран полный пакет документов, предусмотренных статьей 165 НК РФ.
Таким образом, названной нормой установлен иной в отличие от пункта 1 статьи 167 НК РФ и единый для операций, подлежащих в силу подпунктов 1-3, 8, 9 пункта 1 статьи 164 НК РФ налогообложению по ставке 0%, момент определения налоговой базы - последний день месяца, в котором собран полный пакет документов, предусмотренных статьей 165 НК РФ.
Во втором абзаце пункта 9 статьи 167 НК РФ предусмотрено применение в отношении этих операций положений подпункта 1 пункта 1 статьи 167 НК РФ, но только в случае, если по истечении 180-дневного срока, установленного пунктом 9 статьи 165 НК РФ, то есть на 181-й день не собран полный пакет документов, указанных в пунктах 1-4 этой же статьи. Только в этом случае и пункт 9 статьи 165 НК РФ предусматривает налогообложение указанных в подпунктах 1, 2, 3, 8 и 9 пункта 1 статьи 164 НК РФ операций по ставкам, установленным в пунктах 2 и 3 статьи 164 НК РФ, - 10% и 18% соответственно.
Иные основания для применения положений пунктов 2, 3 статьи 164 НК РФ и подпункта 1 пункта 1 статьи 167 НК РФ в отношении операций, подлежащих в силу подпунктов 1-3, 8 и 9 пункта 1 статьи 164 НК РФ налогообложению по ставке 0%, пунктом 9 статьи 165 и пунктом 9 статьи 167 НК РФ не установлены. Не предусмотрены такие основания и в отношении налогоплательщиков, которые в соответствии с пунктом 4 статьи 165 НК РФ не представляют в налоговые органы таможенные декларации.
В данном случае Инспекция не оспаривает, что оказанные Обществом в августе 2006 года услуги подлежат налогообложению по ставке 0% в силу подпункта 2 пункта 1 статьи 164 НК РФ, а также правомерность отражения в декларации по ставке НДС 0% за указанный период стоимости товаров (работ, услуг), по которым предполагается применение налоговой ставки 0% в сумме 511 726 руб., и факт отсутствия в августе 2006 года в отношении этих операций полного пакета документов, указанных в пункте 4 статьи 165 НК РФ.
При таких обстоятельствах у Инспекции отсутствовали предусмотренные пунктом 9 статьи 165 и пунктом 9 статьи 167 НК РФ основания для включения в налоговую базу за август 2006 года 511 726 руб. и начисления к уплате 60 543 руб. НДС за указанный период по ставке 18%.
Несостоятельной кассационная коллегия считает ссылку подателя жалобы на письма Федеральной налоговой службы Российской Федерации и Министерства финансов России, которые в силу статей 1, 4 НК РФ не относятся к законодательству о налогах и сборах.
Учитывая изложенное, суд кассационной инстанции не находит оснований для удовлетворения жалобы Инспекции, доводы которой противоречат нормам главы 21 Налогового кодекса РФ и фактическим обстоятельствам дела, а принятые по делу судебные акты считает законными и обоснованными.
Руководствуясь статьями 102, 286, пунктом 1 части 1 статьи 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа
постановил:
Определением Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа от 13 ноября 2007 г. в настоящем постановлении исправлена опечатка
решение Арбитражного суда Архангельской области от 11.05.2007 и постановление Четырнадцатого арбитражного апелляционного суда от 03.07.2007 по делу N А05-2630/2007 оставить без изменения, а кассационную жалобу Инспекции Федеральной налоговой службы по городу Архангельску - без удовлетворения.
Взыскать с Инспекции Федеральной налоговой службы по городу Архангельску в доход федерального бюджета 1 000 руб. государственной пошлины за рассмотрение дела в суде кассационной инстанции.
Председательствующий |
Н.В. Троицкая |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа от 10 октября 2007 г. N А05-2630/2007
Текст постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Северо-Западного округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится с сохранением пунктуации и орфографии источника
Определением Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа от 13 ноябяря 2007 г. в настоящем постановлении исправлена опечатка