Постановление Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа
от 22 октября 2007 г. N А26-1655/2007
Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Михайловской Е.А., судей Любченко И.С., Троицкой Н.В.,
при участии от Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 2 по Республике Карелия Кириллова С.В. (доверенность от 25.05.2007 N 10-10/10366),
рассмотрев 16.10.2007 в открытом судебном заседании кассационную жалобу Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 2 по Республике Карелия на решение Арбитражного суда Республики Карелия от 20.06.2007 по делу N А26-1655/2007 (судья Романова О.Я.),
установил:
Общество с ограниченной ответственностью "Меркурий" (далее - Общество) обратилось в Арбитражный суд Республики Карелия с заявлением об обязании Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 2 по Республике Карелия (далее - Инспекция) возвратить на расчетный счет Общества 26 145 руб. излишне уплаченных страховых взносов на обязательное пенсионное страхование, зачисляемых на выплату накопительной части трудовой пенсии.
К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено государственное учреждение - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Муезерском районе Республики Карелия (далее - Фонд).
Решением суда от 20.06.2007 заявление удовлетворено.
В апелляционном порядке дело не пересматривалось.
В кассационной жалобе Инспекция, ссылаясь на неправильное применение статьи 78 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ), просит отменить решение суда. По мнению подателя жалобы, статья 78 НК РФ регулирует порядок возврата излишне уплаченных сумм налога, сбора и к правоотношениям по возврату страховых взносов на обязательное пенсионное страхование не применяется. Инспекция считает, что Федеральным законом от 15.12.2001 N 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации" (далее - Закон N 167-ФЗ) не определен орган, в полномочия которого входит осуществление возврата (зачета) излишне уплаченных страховых взносов на обязательное пенсионное страхование и порядок их возврата.
В судебном заседании представитель Инспекции поддержал доводы жалобы.
Общество и Фонд извещены надлежащим образом о времени и месте слушания дела, однако представителей в судебное заседание не направили, что в соответствии с частью 3 статьи 284 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не является препятствием для рассмотрения дела в их отсутствие.
Законность обжалуемого судебного акта проверена в кассационном порядке.
Как следует из материалов дела, Общество установило, что по итогам расчетного периода - 2006 года у него образовалось 26 145 руб. переплаты по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование, направляемым на выплату накопительной части трудовой пенсии. При перечислении 2 720 руб. страховых взносов на обязательное пенсионное страхование, направляемых на финансирование страховой части трудовой пенсии. Общество ошибочно указало в платежном поручении от 27.03.2006 N 2 код бюджетной классификации 18210202020061000160. предназначенный для зачисления страховых взносов. направляемых на финансирование накопительной части трудовой пенсии.
Кроме того, при уплате страховых взносов, направляемых на финансирование накопительной части трудовой пенсии за IV квартал 2006 года, Общество в платежном поручении от 27.11.2006 N 107 в графе "сумма прописью" указало "две тысячи пятьсот четырнадцать рублей 00 копейки", а в графе "сумма" ошибочно 25 014 руб. Б результате банк списал с расчетного счета Общества 25 014 руб. вместо 2 514 руб.
По итогам перечисления авансовых платежей по страховым взносам за 2006 год образовалось 925 руб. переплаты по страховым взносам, направляемым на финансирование накопительной части трудовой пенсии.
Общество обращалось с заявлениями о возврате излишне уплаченных страховых взносов, направляемых на финансирование накопительной части трудовой пенсии в Инспекцию и Фонд.
Инспекция письмом от 26.12.2006 N 08-18/25901 отказала Обществу в возврате излишне уплаченных страховых взносов, сославшись на то, что у нее отсутствуют правовые основания для возврата страховых взносов на обязательное пенсионное страхование.
Фонд также отказал Обществу в возврате суммы излишне уплаченных страховых взносов, сославшись на то, что администратором платежей в Пенсионный фонд Российской Федерации является налоговый орган, который и должен осуществлять возврат спорных страховых взносов.
Считая действия Инспекции незаконными, Общество обратилось с заявлением в арбитражный суд.
Суд удовлетворил заявление Общества и обязал Инспекцию возвратить на расчетный счет Общества излишне уплаченные страховые взносы, направляемые на финансирование накопительной части трудовой пенсии.
Кассационная инстанция считает, что обжалуемый судебный акт является законным и обоснованным.
В соответствии со статьей 2 Федерального закона от 15.08.1996 N 115-ФЗ "О бюджетной классификации Российской Федерации" (в редакции Федерального закона от 22.12.05 N 176-ФЗ) и приложением 11.1 к этому закону Федеральная налоговая служба является администратором поступлений страховых взносов на обязательное пенсионное страхование в Российской Федерации, зачисляемых в Пенсионный фонд Российской Федерации на выплату страховой и накопительной частей трудовой пенсии, включая страховые взносы в виде фиксированных платежей. На нее как администратора возложены полномочия по контролю за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью уплаты, по начислению, учету, принятию решений о возврате (зачете) излишне уплаченных (взысканных) платежей.
Приказом министерства финансов Российской Федерации от 16.12.2004 N 116н утвержден Порядок учета федеральным казначейством поступлений в бюджетную систему Российской Федерации и их распределения между бюджетами бюджетной системы Российской Федерации (далее - Порядок). Пунктом 18 Порядка установлено, что возврат (возмещение) плательщикам излишне уплаченных (взысканных) сумм осуществляется органами Федерального казначейства на основании решений налоговых органов о возврате, распоряжений администраторов поступлений в бюджет о возврате поступлений плательщику.
Из анализа указанных норм права следует, что Инспекция как администратор страховых взносов на обязательное пенсионное страхование обязана произвести возврат излишне уплаченных страховых взносов на обязательное пенсионное страхование.
Судом установлено и материалами дела подтверждается наличие у заявителя переплаты в бюджет Пенсионного фонда Российской Федерации в сумме 26 145 руб. по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование, зачисляемых на выплату накопительной части трудовой пенсии по итогам 2006 года (лист дела 11). Фонд не оспаривает размер переплаты по страховым взносам.
В соответствии со статьей 2 Закона N 167-ФЗ правоотношения, связанные с уплатой обязательных платежей на обязательное пенсионное страхование, в том числе в части осуществления контроля за их уплатой, регулируются законодательством Российской Федерации о налогах и сборах, если иное не предусмотрено настоящим Федеральным законом. Поскольку Законом N 167-ФЗ не регламентирован порядок возврата излишне уплаченных страховых взносов на обязательное пенсионное страхование, то к данным правоотношениям подлежат применению положения статьи 78 НК РФ.
В соответствии с пунктами 7, 9 статьи 78 НК РФ сумма излишне уплаченного налога подлежит возврату налоговым органом по письменному заявлению налогоплательщика. Возврат суммы излишне уплаченного налога производится за счет средств бюджета (внебюджетного фонда), в который произошла переплата, в течение одного месяца со дня подачи заявления о возврате.
В пункте 13 данной статьи установлено, что правила о зачете или возврате излишне уплаченной суммы налога, предусмотренные в статье 78 НК РФ, применяются также при зачете или возврате излишне уплаченных сумм налога и сбора, поступающих в государственные внебюджетные фонды.
При таких обстоятельствах суд правомерно возложил на Инспекцию обязанность возвратить Обществу 26 145 руб. излишне уплаченных страховых взносов на обязательное пенсионное страхование.
Обжалуемый судебный акт соответствует нормам материального и процессуального права, оснований для его отмены не имеется.
Учитывая изложенное и руководствуясь статьей 286, пунктом 1 части 1 статьи 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа
постановил:
решение Арбитражного суда Республики Карелия от 20.06.2007 по делу N А26-1655/2007 оставить без изменения, а кассационную жалобу Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 2 по Республике Карелия - без удовлетворения.
Председательствующий |
Е.А. Михайловская |
Н.В. Троицкая
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа от 22 октября 2007 г. N А26-1655/2007
Текст постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Северо-Западного округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится с сохранением пунктуации и орфографии источника