Постановление Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа
от 14 августа 2007 г. N А13-1253/2007
Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Кирилловой И.И., судей Кравченко Т.В. и Сосниной О.Г.,
рассмотрев 14.08.2007 в открытом судебном заседании кассационную жалобу Федеральной налоговой службы на определение Арбитражного суда Вологодской области от 18.04.2007 (судья Писарева О.Г.) и постановление Четырнадцатого арбитражного апелляционного суда от 15.05.2007 (судьи Носач Е.В., Зайцева А.Я., Митрофанов О.В.) по делу N А13-1253/2007,
установил:
Федеральная налоговая служба (далее - ФНС) обратилась в Арбитражный суд Вологодской области с заявлением о признании Вологодской областной общественной организации "Экология и здоровье" (далее - Организация) несостоятельной (банкротом) по упрощенной процедуре банкротства как отсутствующего должника.
Определением от 18.04.2007, оставленным без изменения постановлением Четырнадцатого арбитражного апелляционного суда от 15.05.2007, производство по делу прекращено.
В кассационной жалобе ФНС, ссылаясь на нарушение судом норм материального права, просит отменить определение и постановление.
Податель жалобы не согласен с выводами суда о том, что исключение недействующих юридических лиц, имеющих задолженность перед бюджетом по обязательным платежам, из Единого государственного реестра юридических лиц (далее - Реестр) в административном порядке является обязанностью налогового органа.
ФНС также полагает необоснованными выводы суда об отсутствии у должника имущества, достаточного для покрытия расходов по делу о банкротстве, поскольку в дело представлены доказательства наличия денежных средств, необходимых для финансирования процедуры банкротства отсутствующего должника.
Лица, участвующие в деле, извещены о времени и месте его рассмотрения, но представителей не направили, в связи с чем жалоба рассмотрена в их отсутствие.
Проверив законность обжалуемых судебных актов, кассационная инстанция не находит оснований для их отмены.
Как следует из материалов дела, ФНС обратилась в суд с заявлением о признании Организации банкротом по упрощенной процедуре как отсутствующего должника на том основании, что установить место нахождение руководителя должника, фактически прекратившего свою деятельность, не представляется возможным, должник не имеет имущества для погашения задолженности по обязательным платежам, которая составляет 174.258 руб., в том числе 56.270 руб. недоимки и 117.988 руб. пеней.
В соответствии со статьей 21.1 Федерального закона "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей" (далее - Закон о регистрации) юридическое лицо, которое в течение двенадцати последних месяцев, предшествующих моменту принятия регистрирующим органом соответствующего решения, не представляло документы отчетности, предусмотренные законодательством Российской Федерации о налогах и сборах, и не осуществляло операций хотя бы по одному банковскому счету, признается фактически прекратившим свою деятельность (далее - недействующее юридическое лицо). Такое юридическое лицо может быть исключено из Реестра в порядке, предусмотренном Законом о регистрации, то есть по решению регистрирующего органа.
При рассмотрении вопроса о принятии к производству заявления о признании юридического лица банкротом суду необходимо проверить, не является ли это юридическое лицо недействующим, и проводилась ли процедура исключения его из Реестра по решению регистрирующего органа. Соблюдение этого порядка не проверяется, если в силу закона к юридическому лицу не может применяться процедура исключения из Реестра по решению регистрирующего органа. Соответствующие доказательства невозможности исключения недействующего юридического лица из Реестра в административном порядке должны быть представлены налоговым органом.
Заявление о признании банкротом юридического лица, отвечающего признакам недействующего юридического лица, возвращается арбитражным судом заявителю применительно к пункту 1 части 1 статьи 129 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, за исключением случаев, когда решение об исключении недействующего юридического лица из Реестра не принято ввиду поступления возражений на основании пункта 4 статьи 21.1 Закона о регистрации или признано недействительным в судебном порядке. Если указанные обстоятельства выясняются в ходе возбужденного по заявлению налогового органа производства по делу о принудительной ликвидации (банкротстве) юридического лица, производство по делу подлежит прекращению на основании пункта 1 части 1 статьи 150 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Как следует из материалов дела, Организация не имеет открытых счетов в банках, налоговая и бухгалтерская отчетность не представлялась должником с 2003 года.
Установив указанные обстоятельства и оценив их, суд пришел к правильному выводу о том, что Организация отвечает признакам недействующего юридического лица в соответствии со статьей 21.1 Закона о регистрации.
Установив, что процедура исключения Организации из Реестра в административном порядке не проводилась, при этом соответствующие доказательства невозможности применения к должнику указанной процедуры ФНС не представлены, суд первой инстанции правомерно прекратил производство по делу с учетом того, что наличие задолженности по обязательным платежам неявляется препятствием для исключения недействующего юридического лица из Реестра по решению регистрирующего органа.
Процедура исключения недействующего юридического лица из Реестра является специальным основанием прекращения юридического лица, не связанного с его ликвидацией. В связи с этим пункт 4 статьи 61 Гражданского кодекса Российской Федерации, согласно которому в случае недостаточности имущества юридического лица для удовлетворения требований кредиторов необходимо производство по делу о банкротстве, в данном случае применению не подлежит. По этой причине исключение недействующего юридического лица из Реестра по решению регистрирующего органа допускается и в тех случаях, когда указанное лицо имеет задолженность по налогам, сборам, пеням и санкциям перед бюджетами разных уровней.
Кроме того, соответствии с пунктом 4 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 20.12.2006 N 67 "О некоторых вопросах практики применения положений законодательства о банкротстве отсутствующих должников и прекращении недействующих юридических лиц" (далее - постановление N 67) одновременно с заявлением о признании банкротом отсутствующего должника по смыслу статьи 39 Федерального закона "О несостоятельности (банкротстве)" (далее - Закон) в системном толковании с положениями пунктов 1 и 3 статьи 59 Закона и статьи 21.1 Закона о регистрации уполномоченный орган должен представить доказательства, обосновывающие вероятность обнаружения в достаточном объеме имущества, за счет которого могут быть покрыты расходы по делу о банкротстве, а также полностью или частично погашена задолженность по обязательным платежам и денежным обязательствам перед публично-правовым образованием, от имени которого выступает уполномоченный орган.
При непредставлении таких доказательств заявление подлежит возврату на основании пункта 1 статьи 44 Закона. Если указанные обстоятельства выясняются судом первой инстанции в ходе рассмотрения возбужденного дела, при этом имущества должника недостаточно для покрытия расходов по делу о банкротстве и в дело не поступили заявления иных кредиторов, готовых нести расходы по делу о банкротстве, производство по делу подлежит прекращению на основании пункта 1 части 1 статьи 150 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации. В этом случае юридическое лицо подлежит исключению из Реестра применительно к статье 21.1 Закона о регистрации (пункт 5 постановления N 67).
Доказательств, обосновывающих вероятность обнаружения в достаточном объеме имущества, за счет которого могут быть покрыты расходы по делу о банкротстве, а также полностью или частично погашена задолженность по обязательным платежам, ФНС не представила, сославшись на то, что какого-либо имущества Организации не обнаружено, о чем 10.11.2006 судебным приставом составлен акт о невозможности взыскания.
При таких обстоятельствах производство по делу о банкротстве Организации правильно прекращено и по данному основанию.
Доводы подателя жалобы о наличии денежных средств, необходимых для финансирования процедуры банкротства Организации как отсутствующего должника, не могут быть приняты во внимание, поскольку ФНС не обосновала вероятность возмещения за счет имущества должника расходов федерального бюджета по делу о банкротстве и полного или частичного погашения задолженности по обязательным платежам.
При отсутствии у Организации какого-либо имущества, что не оспаривается и уполномоченным органом, признание должника банкротом повлечет дополнительные расходы средств бюджета на проведение процедуры банкротства, но не погашение задолженности по обязательным платежам.
В связи с изложенным жалоба удовлетворению не подлежит.
Руководствуясь статьями 286, 287, 289, 290 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа
постановил:
определение Арбитражного суда Вологодской области от 18.04.2007 и постановление Четырнадцатого арбитражного апелляционного суда от 15.05.2007 по делу N А13-1253/2007 оставить без изменения, а кассационную жалобу Федеральной налоговой службы - без удовлетворения.
Председательствующий |
И.И. Кириллова |
О.Г. Соснина
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа от 14 августа 2007 г. N А13-1253/2007
Текст постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Северо-Западного округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится с сохранением пунктуации и орфографии источника