Постановление Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа
от 17 октября 2007 г. N А56-5610/2007
См. также определение Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа от 03 сентября 2007 г.
Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Кочеровой Л.И., судей Дмитриева В.В., Клириковой Т.В.,
рассмотрев 17.10.07 в открытом судебном заседании кассационную жалобу Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 12 по Вологодской области на определение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 28.02.07 (судья Глазков Е.Г.) и постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 18.05.07 (судьи Третьякова Н.О., Згурская М.Л., Петренко Т.И.) по делу N А56-5610/2007,
установил:
Межрайонная инспекция Федеральной налоговой службы N 12 по Вологодской области (далее - инспекция) обратилась в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области с заявлением о взыскании с общества с ограниченной ответственностью "Октопус" (далее - общество) штрафных санкций в размере 100 500 руб.
Определением суда первой инстанции от 28.02.07 заявление инспекции возвращено на основании пункта 1 части 1 статьи 129 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Постановлением Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 18.05.07 определение суда от 28.02.07 оставлено без изменения.
В кассационной жалобе инспекция, ссылаясь на нарушение судами норм материального и процессуального права, просит отменить определение от 28.02.07 и постановление от 18.05.07. Инспекция считает, что судом первой инстанции необоснованно возвращено заявление о взыскании с общества налоговых санкции, поскольку начисленные обществу суммы налоговых санкции по одному и тому же налогу за один и тот же налоговый период превышают установленные абзацем первым пункта 7 статьи 114 и пунктом 1 статьи 103.1 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ) 50 тыс. руб., а следовательно, взыскиваются в судебном порядке.
Представители инспекции и общества, надлежащим образом извещенных о месте и времени слушания дела, в судебное заседание не явились, поэтому жалоба рассмотрена в их отсутствие.
Законность обжалуемых судебных актов проверена в кассационном порядке.
Как следует из материалов дела, инспекция провела камеральную проверку пяти налоговых деклараций по налогу на игорный бизнес за июнь 2006 года, представленных обществом в налоговый орган 15.09.06, вместо установленного срока 20.07.06.
По результатам проверки указанных деклараций инспекция приняла 26.10.06 пять решений о привлечении общества к налоговой ответственности, предусмотренной пунктом 1 статьи 119 НК РФ, в виде штрафов, а именно: решение N 15174 о взыскании штрафа в сумме 32 250 руб., решение N 15175 о взыскании штрафа в сумме 17250 руб., решение N 15176 о взыскании 12750 руб. штрафа, решение N 15177 о взыскании 23 250 руб. штрафа и решение N 15178 о взыскании 15 000 руб. штрафа. Общая сумма штрафов составила 100 500 руб.
На основании принятых решений инспекция направила обществу требования от 30.10.06 об уплате штрафных санкций в срок до 09.11.06.
Поскольку общество в добровольном порядке не исполнило требования налогового органа, инспекция обратилась в арбитражный суд с заявлением о принудительном взыскании штрафных санкций.
Судебные инстанции возвратили заявление налоговому органу, сославшись на то, что статьей 103.1 НК РФ предусмотрен бесспорный порядок взыскания с юридических лиц штрафов в сумме, не превышающей 50 000 руб.
Кассационная инстанция считает судебные акты законными и не находит оснований для их отмены.
С 01.01.06 Федеральным законом от 04.11.05 N 137-ФЗ введена в действие статья 103.1 НК РФ, которая устанавливала бесспорный порядок взыскания с налогоплательщиков налоговых санкций.
Согласно пунктам 1 и 3 указанной статьи в случае, если сумма штрафа, налагаемого на индивидуального предпринимателя, не превышает пять тысяч рублей по каждому неуплаченному налогу за налоговый период и (или) иному нарушению законодательства о налогах и сборах, на организацию - пятьдесят тысяч рублей по каждому неуплаченному налогу за налоговый период и (или) иному нарушению законодательства о налогах и сборах, руководитель (его заместитель) налогового органа принимает решение о взыскании налоговой санкции на основании решения о привлечении налогоплательщика (иного лица) к ответственности за совершение налогового правонарушения.
В случае, если налогоплательщик (иное лицо) - организация или индивидуальный предприниматель добровольно не уплатили сумму налоговой санкции в срок, указанный в требовании о ее уплате, решение о взыскании налоговой санкции вступает в законную силу и обращается к принудительному исполнению путем направления в течение пяти дней со дня вступления его в законную силу соответствующего постановления судебному приставу-исполнителю для исполнения в порядке, предусмотренном Федеральным законом "Об исполнительном производстве". Приведенная статья Кодекса утратила силу с 01.01.07 (Федеральный закон от 27.07.06 N 137-ФЗ). Однако в соответствии с пунктом 18 статьи 7 Федерального закона от 27.07.06 N 137-ФЗ налоговые санкции за нарушение законодательства о налогах и сборах, по которым решение налогового органа было вынесено до 01.01.07, взимаются в порядке, действовавшем до 01.01.07, то есть во внесудебном порядке.
По настоящему делу инспекция обратилась в арбитражный суд с заявлением о взыскании налоговых санкций после 01.01.07, однако решения о привлечении общества к налоговой ответственности, установленной пунктом 1 статьи 119 НК РФ, были вынесены до 01.01.07, следовательно, суд первой инстанции обоснованно возвратил инспекции заявление со ссылкой на неприменение налоговым органом порядка взыскания налоговых санкций, установленного статьей 103.1 НК РФ.
Определение суда от 28.02.07 соответствует нормам материального и процессуального права. Согласно пункту 1 статьи 213 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации государственные органы, органы местного самоуправления, иные органы, наделенные в соответствии с федеральным законом контрольными функциями, вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о взыскании с лиц, осуществляющих предпринимательскую и иную экономическую деятельность, установленных законом обязательных платежей и санкций, если федеральным законом не предусмотрен иной порядок их взыскания.
Поскольку в данном случае законодательством о налогах и сборах установлен иной (внесудебный) порядок взыскания налоговыми органами с организаций штрафных санкций в размере до 50 000 руб., следовательно, спор не подведомственен арбитражному суду и суд правомерно возвратил инспекции заявление на основании пункта 1 части 1 статьи 129 АПК РФ.
Довод инспекции о том, что в сложившейся ситуации сумма штрафа превышает 50 000 руб. по одному неуплаченному налогу за налоговый период, отклоняется кассационной инстанцией, поскольку в данном случае правонарушением общества является не неуплата налога за налоговый период, а иные нарушения законодательства о налогах и сборах, а именно несвоевременное представление деклараций, за каждое из которых общество привлечено к налоговой ответственности в виде штрафов в размере менее 50 тыс. рублей.
Учитывая изложенное и руководствуясь статьями 286, 287 (пункт 1 части 1), 290 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа
постановил:
определение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 28.02.07 и постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 18.05.07 по делу N А56-5610/2007 оставить без изменения, а кассационную жалобу Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 12 по Вологодской области - без удовлетворения.
Председательствующий |
Л.И. Кочерова |
Т.В. Клирикова
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа от 17 октября 2007 г. N А56-5610/2007
Текст постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Северо-Западного округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится с сохранением пунктуации и орфографии источника