Постановление Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа
от 24 октября 2007 г. N А66-686/2007
Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Самсоновой Л.А., судей Блиновой Л.В., Никитушкиной Л.Л., при участие от открытого акционерного общества "Тверской областной ипподром" генерального директора Иушиной И.В.,
рассмотрев 18 10 2007 в открытом судебном заседании кассационную жалобу открытого акционерного обществу "Тверской областной ипподром" на решение Арбитражного суда Тверской области от 12.04.2007 ( судья Владимирова Г.А.) и постановление Четырнадцатого арбитражного апелляционного суда от 11.07.2007 (судьи Мурахина Н.В., Маганова Т.В., Чельцова Н.С.) по делу N А66-686/2007,
установил:
Открытое акционерное общество "Тверской областной ипподром" (далее -общество) обратилось в Арбитражный суд Тверской области с заявлением о признании недействительным решения Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 10 по Тверской области (далее - инспекция) от 01.11.2006 N 1217-16.
Решением от 12.04.2007 суд отказал в удовлетворении заявления.
Постановлением от 11.07.2007 апелляционный суд оставил решение от 12 04.2007 без изменения.
В кассационной жалобе общество, ссылаясь на нарушение норм материального права, просит отменить судебные акты и принять новое решение Податель жалобы считает, что правомерно исчислил земельный налог за 2006 год поскольку к земельному участку под ипподром должен применяться вид функционального использования "Земли сельскохозяйственного использования", что подтверждается кадастровым планом земельного участка (выписка из государственного земельного кадастра) от 12.10.2006 N 02-40/06-1-7462, статьями 10 и 30 Федерального закона от 03.08.1995 N 123-ФЗ "О племенном животноводстве" (далее - Закон N 123-ФЗ) и уставом общества.
В отзыве на кассационную жалобу общество просит оставить судебные акты без изменения.
В судебном заседании представитель общества поддержал доводы жалобы.
Представители инспекции, надлежащим образом извещенной о месте и времени слушания дела, в судебное заседание не явились, поэтому жалоба рассмотрена в их отсутствие.
Законность обжалуемых судебных актов проверена в кассационном порядке в пределах доводов жалобы.
Как видно из материалов дела, общество 13.07.2006 представило в инспекцию налоговый расчет по авансовым платежам по земельному налогу за 6 месяцев 2006 года, согласно которому кадастровая стоимость земельного участка составила 15 816 115 руб., налоговая ставка - 1,5%, а сумма авансового платежа по налогу - 59 310 руб.
Инспекция провела камеральную проверку указанного расчета, по результатам которой приняла решение от 01.11.2006 N 1217-16 о доначислении обществу 1 659 886 руб. авансовых платежей по земельному налогу за 6 месяцев 2006 года и начислении ему 58 898 руб. 29 коп. пеней.
В обоснование решения налоговый орган указал на то, что согласно данным кадастрового плана земельного участка (выписка из государственного земельного кадастра) от 15.09.2006 N 02-40/06-1-6658 кадастровая стоимость земельного участка общества составляет 458 452 320 руб. 16 коп., в связи с чем сумма авансового платежа по земельному налогу за 6 месяцев 2006 года должна составлять 1 719 196 руб., а не 59 310 руб.
Общество оспорило решение инспекции в арбитражный суд.
Суды первой и апелляционной инстанций отказали в удовлетворении заявления общества, указав на то, что изменение вида разрешенного землепользования, влияющее на величину кадастровой стоимости земельного участка и произошедшее в течение налогового периода, учитывается при определении налоговой базы, которая будет применяться для исчисления земельного налога в следующем налоговом периоде. Кроме того, суд апелляционной инстанции, сославшись на пункт 3 статьи 21 Федерального закона от 02.01.2000 N 28-ФЗ "О государственном земельном кадастре" (далее - Закон N 28-ФЗ), указал, что общество не исправило техническую ошибку в кадастровом плане земельного участка в судебном порядке.
Суд кассационной инстанции считает, что обжалуемые судебные акты не подлежат отмене.
В соответствии со статьей 387 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ) земельный налог является местным налогом, устанавливается, вводится в действие и прекращает действовать в соответствии с Налоговым кодексом Российской Федерации и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований. При этом ставки, порядок и сроки уплаты налога определяют представительные органы муниципальных образований.
Ставки земельного налога установлены решением Тверской городской думы от 03.11.2005 N 106 "Об установлении и введении на территории города Твери земельного налога".
В силу пункта 1 статьи 390 НК РФ налоговая база определяется как кадастровая стоимость земельных участков, признаваемых объектом налогообложения в соответствии со статьей 389 НК РФ.
Согласно пункту 1 статьи 391 НК РФ налоговая база определяется в отношении каждого земельного участка как его кадастровая стоимость по состоянию на 1 января года, являющегося налоговым периодом.
При этом пунктом 3 указанной статьи предусмотрено, что налогоплательщики-организации определяют налоговую базу самостоятельно на основании сведений государственного земельного кадастра о каждом земельном участке, принадлежащем им на праве собственности или праве постоянного (бессрочного) пользования.
В соответствии с пунктом 1 статьи 393 НК РФ налоговым периодом по земельному налогу является календарный год.
Пунктом 2 статьи 393 НК РФ и подпунктом 3, пункта 3 решения Тверской городской думы от 03.11.2005 N 106 предусмотрев что отчетными периодами для налогоплательщиков - организаций и физических лиц, являющихся индивидуальными предпринимателями, признаются первый квартал, полугодие и девять месяцев календарного года.
Согласно пункту 6 статьи 396 НК РФ налогоплательщики, в отношении которых отчетный период определен как квартал, исчисляют суммы авансовых платежей по налогу по истечении первого, второго и третьего квартала текущего налогового периода как одну четвертую соответствующей налоговой ставки процентной доли кадастровой стоимости земельного участка по состоянию на 1 января года, являющегося налоговым периодом.
По данным кадастрового плана земельного участка (выписка из государственного земельного кадастра) от 15.09.2006 N 02-40/06-1-6658 следует, что кадастровая стоимость земельного участка под ипподром составляла 458 452 320 руб. 16 коп., а удельный показатель кадастровой стоимости земли -3448,34 руб. за кв.м (л.д. 60), что соответствует удельному показателю кадастровой стоимости земли для вида функционального использования земель "Земли учреждений и организаций народного образования, под объектами здравоохранения и социального обеспечения, физической культуры и спорта, культуры и искусства, религиозными объектами", содержащемуся в Материалах государственной кадастровой оценки земель поселений Тверской области, утвержденных постановлением администрации Тверской области от 05.08.2002 N 270-па "Об утверждении результатов государственной кадастровой оценки земель поселений Тверской области".
При этом из письма Управления Федерального агентства кадастра объектов недвижимости по Тверской области от 06.07.2007 N 1900/20 следует, что по состоянию на 01.01.2006 земельный участок с кадастровым номером 69:40:04 00 096:0101 относился к шестому номеру группы вида использования земель при проведении государственной кадастровой оценки земель поселений (земли учреждений и организаций народного образования, под объектами здравоохранения и социального обеспечения, физической культуры и спорта, культуры и искусства, религиозными объектами) с удельным показателем кадастровой стоимости 3448,337 руб. за кв.м (л.д. 158).
Кроме того, из первоначального налогового расчета по авансовым платежам по земельному налогу за 6 месяцев 2006 года, представленного обществом в инспекцию 13.07.2006, следует, что оно применяло налоговую ставку 1,5% от кадастровой стоимости земельного участка как для прочих земельных участков, а не 0,3% как для земельных участков, отнесенных к землям в составе зон сельскохозяйственного использования в городе Твери и используемых для сельскохозяйственного производства в соответствии с пунктом 4 решения Тверской городской думы от 03.11.2005 N 106 (л.д. 63).
Суд апелляционной инстанции правильно указал, что ошибка, в указании вида функционального использования земельного участка не была исправлена в установленном порядке.
Из материалов дела следует, что в связи с технической ошибкой, допущенной в кадастровом плане земельного участка (выписка из государственного земельного кадастра) от 15.09.2006 N 02-40/06-1-6658, Территориальный отдел по городу Твери Управления Федерального агентства кадастра объектов недвижимости по Тверской области выдал обществу новый кадастровый план земельного участка (выписка из государственного земельного кадастра) от 12.10.2006 N 02-40/06-1-7462, согласно которому кадастровая стоимость земельного участка общества составляет 14 782 964 руб. 80 коп., а удельный показатель кадастровой стоимости земли - 111,193 руб. за кв.м (л.д. 34).
Кроме того, из письма Управления Федерального агентства кадастра объектов недвижимости по Тверской области от 06.07.2007 N 1900/20 следует, что при выявлении технической ошибки были внесены изменения в государственный земельный кадастр об отнесении земельного участка под ипподром к виду функционального использования "Земли сельскохозяйственного использования" с удельным показателем кадастровой стоимости земли - 111,193 руб. за кв.м (л.д. 158).
В связи с этим общество пришло к выводу, что ошибка в размере кадастровой стоимости была исправлена.
Вместе с тем в соответствии пунктом 3 статьи 21 Закона N 28-ФЗ, если существуют основания полагать, что исправление технических ошибок может причинить вред либо нарушить законные интересы правообладателей земельных участков или третьих лиц, которые полагались на соответствующие записи в государственном земельном кадастре, такое исправление осуществляется на основании решения суда, арбитражного суда.
Суд апелляционной инстанции правильно указал, что поскольку в данном случае затрагиваются интересы налогового органа как третьего лица, поскольку он является администратором поступлений земельного налога, однако соответствующего решения арбитражного суда не имеется, а следовательно, процедура исправления технической ошибки не производилась.
Общество представило Федеральному арбитражному суду Северо-Западного округа в судебное заседание, состоявшееся 18.10.2007, копию решения Арбитражного суда Тверской области от 19.09.2007 по делу N А66-5035/2007, ссылаясь на внесение судом исправлений в земельный кадастр.
Согласно данному решению суд удовлетворил требования общества и постановил "исправить техническую ошибку в государственном земельном кадастре, установив в отношении земельного участка с кадастровым номером 69:40:04 00 096:0101 кадастровую стоимость в размере 14 782 964 руб. 80 коп. с видом функционального использования "земли сельскохозяйственного использования" с удельным показателем кадастровой стоимости земли в размере 111,1929 руб. за квадратный метр".
Между тем решение Арбитражного суда Тверской области от 19.09.2007 по делу N А66-5035/2007 было принято 19.09.2007 и на момент судебного заседания, состоявшегося 18.10.2007, не вступило в законную силу.
Таким образом, исчислять сумму авансовых платежей по земельному налогу за 6 месяцев 2006 года общество должно было от кадастровой стоимости земельного участка, которая по состоянию на 01.01.2006 составляла 458 452 320 руб. 16 коп.
В связи с этим инспекция правомерно доначислила обществу 1 659 886 руб. авансовых платежей по земельному налогу за 6 месяцев 2006 года и начислила 58 898 руб. 29 коп. пеней.
При таких обстоятельствах кассационная инстанция не находит оснований для отмены обжалуемых судебных актов и удовлетворения жалобы.
Учитывая изложенное и руководствуясь статьей 286, пунктом 1 части 1 статьи 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа
постановил:
решение Арбитражного суда Тверской области от 12.04.2007 и постановление Четырнадцатого арбитражного апелляционного суда от 11.07.2007 по делу N А66-686/2007 оставить без изменения, а кассационную жалобу открытого акционерного общества "Тверской областной ипподром" - без удовлетворения.
Председательствующий |
Л.А. Самсонова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Согласно п.1 ст.391 НК РФ налоговая база определяется в отношении каждого земельного участка как его кадастровая стоимость по состоянию на 1 января года, являющегося налоговым периодом.
Общество 13.07.2006 представило в ИФНС налоговый расчет по авансовым платежам по земельному налогу за 6 месяцев 2006 года, согласно которому кадастровая стоимость земельного участка составила 15 816 115 руб., налоговая ставка - 1,5%, а сумма авансового платежа по налогу - 59 310 руб.
По мнению налогового органа, согласно данным кадастрового плана земельного участка (выписка из государственного земельного кадастра) кадастровая стоимость земельного участка общества составляет 458 452 320 руб. 16 коп., в связи с чем сумма авансового платежа по земельному налогу за 6 месяцев 2006 года должна составлять 1 719 196 руб., а не 59 310 руб., как посчитало общество.
Как указал суд, признавая решение налогового органа правомерным, при определении налоговой базы по земельному налогу учитывается кадастровая стоимость земельного участка.
Ссылка налогоплательщика на техническую ошибку, согласно которой кадастровая стоимость указана с завышением, не принята во внимание, несмотря на то, что обществом представлен соответствующий исправленный кадастровый план земельного участка.
Отклоняя довод налогоплательщика, суд сослался на то, что в соответствии п.3 ст.21 Федерального закона от 02.01.2000 г. N 28-ФЗ "О государственном земельном кадастре" если существуют основания полагать, что исправление технических ошибок может причинить вред либо нарушить законные интересы правообладателей земельных участков или третьих лиц (в данном случае налогового органа), которые полагались на соответствующие записи в государственном земельном кадастре, такое исправление осуществляется на основании решения арбитражного суда.
Следовательно, до вступления решения суда об исправлении технической ошибки в законную силу налогоплательщик должен был исчислять земельный налог согласно кадастровой стоимости земельного участка, указанной в первоначально оформленном кадастровом плане.
Постановление Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа от 24 октября 2007 г. N А66-686/2007
Текст постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Северо-Западного округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится с сохранением пунктуации и орфографии источника