Постановление Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа
от 25 октября 2007 г. N А56-42915/2006
См. также определение Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа от 14 августа 2007 г.
См. также определение Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа от 19 сентября 2007 г.
Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Никитушкиной Л.Л., судей Пастуховой М.Б., Малышевой Н.Н.,
при участии от Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 7 по Санкт-Петербургу Келика А.В. (доверенность от 25.11.2005 N 01/41505), от общества с ограниченной ответственностью "Россэн" Бердашкова А.В. (доверенность от 01.01.2007 N 1),
рассмотрев 22.10.2007 в открытом судебном заседании кассационную жалобу Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 7 по Санкт-Петербургу на решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 01.02.2007 (судья Загараева Л.П.) и постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 26.07.2007 (судьи Зотеева Л.В., Гафиатуллина Т.С., Шестакова М.А.) по делу N А56-42915/2006,
установил:
Общество с ограниченной ответственностью "Россэн" (далее - ООО "Россэн", Общество) обратилось в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области с заявлением о признании недействительным решения Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 7 по Санкт-Петербургу (далее - Инспекция) от 06.03.2006 N 13-11-4/7-72 и об обязании налогового органа возместить Обществу из бюджета 2 963 088 руб. налога на добавленную стоимость (далее - НДС) за ноябрь 2005 года путем возврата на его расчетный счет.
Решением суда от 01.02.2007 требования ООО "Россэн" удовлетворены.
Постановлением от 26.07.2007 решение от 01.02.2007 изменено. Тринадцатый арбитражный апелляционный суд признал недействительным решение налогового органа, имеющее другие реквизиты: от 06.03.2006 N 13-11-4/7072, указав, что по результатам камеральной проверки декларации за ноябрь 2005 года Инспекция 06.03.2006 приняла решение N 13-11-4/7072, а не N 13-11-4/7-72.
В остальной части решение оставлено без изменения.
В кассационной жалобе Инспекция, ссылаясь на неправильное применение судами норм материального права и неполное выяснение ими обстоятельств дела, просит отменить принятые по делу судебные акты и отказать Обществу в удовлетворении заявленных требований.
Податель жалобы считает ошибочным вывод судов о правомерном применении Обществом налоговых вычетов при ввозе товаров на территорию Российской Федерации, так как "деятельность ООО "Россэн" свидетельствует о том, что возмещение налога рассматривается им в качестве самостоятельной деловой цели, суть которой состоит в получении дохода исключительно за счет налоговой выгоды". При этом Инспекция указывает на то, что основной инопартнер Общества (фирма - "A.M. Western Eltrade LLD", США) - продавец товара не зарегистрирован в установленном порядке; оплата товара покупателями осуществляется в суммах, необходимых для уплаты таможенных платежей; Общество не принимает мер по взысканию дебиторской задолженности; оплата товара по договорам поставки на внутреннем рынке производилась третьими лицами, имеющими расчетные счета в одном и том же банке с Обществом, и без указания реквизитов выставленных счетов-фактур, общими суммами со ссылкой на номер договора; отправителями импортного товара являлись третьи лица - 22 иностранные фирмы, а оплата этого товара осуществлялась перечислением денежных средств на счета четвертых лиц; на момент наступления сроков платежа иностранным партнерам у Общества отсутствовали денежные средства.
Кроме того, Инспекция считает, что ненахождение Общества по юридическому адресу, а также отсутствие в его штате должностей производственного и вспомогательного характера, неимение документов, подтверждающих ведение претензионной работы с покупателями товара на внутреннем рынке Российской Федерации, низкая рентабельность деятельности ООО "Россэн" (0,2 %), значительное превышение суммы НДС, предъявленного Обществом к возмещению за 2004-2005 годы, над суммой налога, подлежащего уплате в этом периоде, отсутствие товарно-транспортных накладных и акта о приемке товара (в представленных товарных накладных нет номера и даты транспортной накладной) также свидетельствуют о необоснованности полученной Обществом налоговой выгоды.
Законность решения от 01.02.2007 и постановления от 26.07.2007 проверена в кассационном порядке в пределах доводов жалобы.
Как следует из материалов дела, Инспекция провела камеральную проверку представленной Обществом 20.12.2005 декларации по НДС за ноябрь 2005 года, согласно которой к возмещению из бюджета заявлено 2 963 088 руб. налога. В указанном налоговом периоде заявитель во исполнение контрактов, заключенных с фирмами "A.M. Western Eltrade LLD" и "Capital Business Group" (США), от 25.09.2004 N 2204/004, от 15.09.2004 N 2204/0003, от 10.09.2004 N 2204/0005, от 03.09.2004 N 2204/0001 и от 01.10.2004 N 2109/004 импортировал товары на общую сумму 10 722 017 руб. (в том числе 1 929 963 руб. НДС), уплатив при этом таможенным органам 4 890 910 руб. налога.
По результатам камеральной проверки Инспекция вынесла решение от 06.03.2006 N 13-11-4/7072, которым привлекла Общество к налоговой ответственности по пункту 1 статьи 122 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ) в виде взыскания 385 993 руб. штрафа, по пункту 1 статьи 126 НК РФ в виде 1 450 руб. штрафа, отказала в возмещении 2 963 088 руб. налога за ноябрь 2005 года по внутреннему рынку, доначислила 1 929 963 руб. НДС за указанный период по внутреннему рынку, начислила 60 138 руб. пеней.
В обоснование принятого решения Инспекция сослалась на непредставление налогоплательщиком по ее требованию от 10.02.2006 N 13-08-3/4259 документов, подтверждающих правомерность применения налоговых вычетов, а также на результаты проведенных ею налоговых мероприятий в отношении контрагентов Общества.
ООО "Россэн" не согласилось с выводами налогового органа и обжаловало его в судебном порядке.
Суды удовлетворили требования Общества, признали наличие у на возмещение НДС за ноябрь 2005 года и отсутствие налогового органа правовых оснований для отказа ему в возмещении спорной суммы этого налога, а также привлечения ООО "Россэн" к налоговой ответственности. Кроме того, суды установили и материалами дела подтверждается, что Общество 03.03.2006, то есть до вынесения налоговым органом спорного решения от 06.03.2006 N 13-11-4/7072 (заявителю оно вручено 23.03.2006), направило курьерской службой "Связь-сервис ЛТД" в Инспекцию необходимые для налоговой проверки документы. Суд апелляционной инстанции указал, что документы в подтверждение сведений, указанных в налоговой декларации по НДС за ноябрь 2005 года, Общество представило в суд и повторно (29.06.2007) в Инспекцию, которая в ходе судебного разбирательства не заявила никаких претензий к их комплектности и оформлению.
Согласно пункту 1 статьи 173 НК РФ сумма налога, подлежащая уплате в бюджет, исчисляется по итогам каждого налогового периода как уменьшенная на сумму налоговых вычетов, предусмотренных статьей 171 Кодекса, общая сумма налога, исчисляемая в соответствии со статьей 166 Кодекса.
В пункте 2 статьи 173 НК РФ указано, что, если сумма налоговых вычетов в каком-либо налоговом периоде превышает общую сумму налога, исчисленную в соответствии со статьей 166 Кодекса, положительная разница между суммой налоговых вычетов и суммой налога, исчисленной по операциям, признаваемым объектом налогообложения в соответствии с подпунктами 1 и 2 пункта 1 статьи 146 Кодекса, подлежит возмещению налогоплательщику в порядке и на условиях, которые предусмотрены статьей 176 Кодекса.
Пунктом 1 статьи 171 НК РФ также предусмотрено, что налогоплательщик имеет право уменьшить общую сумму налога, исчисленную в порядке статьи 166 Кодекса, на установленные этой статьей налоговые вычеты.
Согласно пункту 2 статьи 171 НК РФ вычетам подлежат суммы налога, предъявленные налогоплательщику и уплаченные им при приобретении товаров (работ, услуг) на территории Российской Федерации либо уплаченные налогоплательщиком при ввозе товаров на таможенную территорию Российской Федерации в таможенных режимах выпуска для свободного обращения, временного ввоза и переработки вне таможенной территории в отношении товаров (работ, услуг), приобретаемых для осуществления операций, признаваемых объектами налогообложения в соответствии с главой 21 Налогового кодекса Российской Федерации, за исключением товаров, предусмотренных пунктом 2 статьи 170 НК РФ; товаров (работ, услуг), приобретаемых для перепродажи.
Порядок применения налоговых вычетов установлен в статье 172 НК РФ. В соответствии с пунктом 1 названной нормы Кодекса налоговые вычеты, предусмотренные статьей 171 НК РФ, производятся на основании счетов-фактур, выставленных продавцами при приобретении налогоплательщиком товаров (работ, услуг), и документов, подтверждающих фактическую уплату сумм налога. Вычетам подлежат только суммы налога, предъявленные налогоплательщику и уплаченные им при приобретении товаров (работ, услуг) либо фактически уплаченные им при ввозе товаров на таможенную территорию Российской Федерации, после принятия на учет указанных товаров (работ, услуг) с учетом особенностей, предусмотренных этой статьей, и при наличии соответствующих первичных документов.
Таким образом, для возмещения НДС, уплаченного при ввозе товаров на таможенную территорию Российской Федерации, необходимо соблюдение трех условий: фактическое перемещение товаров через таможенную границу Российской Федерации, уплата налога таможенным органам и принятие на учет импортируемых товаров их покупателем.
Судами установлено и Инспекцией не оспаривается, что ввоз товара на таможенную территорию Российской Федерации, его оприходование и уплата Обществом НДС в составе таможенных платежей подтверждаются таможенными декларациями с отметками таможенного органа Российской Федерации "Выпуск разрешен", копиями платежных поручений, карточкой 41 счета и книгой покупок.
Кроме того, Инспекция в кассационной жалобе не опровергает, что в проверяемый период Общество приобрело товар на внутреннем рынке Российской Федерации у обществ с ограниченной ответственностью "Аллюр", "Ларе", "Актис". Товар Обществом оплачен с учетом НДС и принят на учет, что подтверждается книгой покупок за ноябрь 2005 года и карточкой 41 счета.
Последующая реализация приобретенных ООО "Россэн" товаров на территории Российской Федерации подтверждается договорами поставки, книгой продаж за ноябрь 2005 года, счетами-фактурами и товарными накладными, составленными по форме ТОРГ-12. Поскольку заявитель не осуществлял перевозку товаров, то документами, подтверждающими оприходование полученных организацией товарно-материальных ценностей, в данном случае являются не товарно-транспортные, а товарные накладные, которые представлены налогоплательщиком. Выручка от реализации товара отражена Обществом в налоговой декларации и с нее исчислен НДС.
Согласно пункту 1 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 12.10.2006 N 53 "Об оценке арбитражными судами обоснованности получения налогоплательщиком налоговой выгоды" представление налогоплательщиком в налоговый орган всех надлежащим образом оформленных документов, предусмотренных законодательством о налогах и сборах, в целях получения налоговой выгоды, в том числе получения налогового вычета, является основанием для ее получения, если налоговым органом не доказано, что сведения, содержащиеся в этих документах, неполны, недостоверны и (или) противоречивы.
По настоящему делу Инспекция не ссылается на наличие в представленных Обществом документах неполных, недостоверных или противоречивых сведений.
Указание Инспекции на отсутствие у фирмы "A.M. Western Eltrade LLD" регистрации обоснованно отклонено апелляционным судом как не подтвержденное допустимыми доказательствами. Кроме того, апелляционный суд установил и заверенными копиями свидетельства об учреждении фирмы "A.M. Western Eltrade LLD", решения учредителя об учреждении названной организации и ее устава, представленными в дело с переводом, заверенным печатью бюро переводов, подтверждается регистрация этой организации в установленном порядке.
Не может быть принят во внимание довод налогового органа об отсутствии у налогоплательщика собственных складских помещений для хранения приобретенного товара. В данном случае условиями договоров поставки предусмотрен самостоятельный вывоз продукции покупателями с таможенного терминала в день выпуска в свободное обращение. Доводы жалобы Инспекции о недобросовестности Общества при исполнении сделок основаны на предположениях, которые не подтверждены соответствующими доказательствами. Между тем действующее законодательство возлагает на налоговые органы обязанность доказывать недобросовестность налогоплательщика.
Согласно статье 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать те обстоятельства, на которые оно ссыпается как на основание своих или возражений. При этом в силу части 5 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации обязанность доказывания обстоятельств, послуживших основанием для принятия оспариваемого решения, возлагается на орган, который принял данное решение.
В рассматриваемом случае Инспекция не представила каких-либо доказательств недобросовестности Общества при реализации им права на применение налоговых вычетов и возмещение налога, в том числе совершения налогоплательщиком действий, направленных исключительно на создание оснований для возмещения налога из бюджета.
Учитывая изложенное, руководствуясь статьями 286, 287 (пункт 1 части 1) Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации и подпунктом 12 пункта 1 статьи 333.21 Налогового кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа
постановил:
постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 26.07.2007 по делу N А56-42915/2006 оставить без изменения, а кассационную жалобу Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 7 по Санкт-Петербургу - без удовлетворения.
Взыскать с Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 7 по Санкт-Петербургу в доход федерального бюджета 1 000 руб. государственной пошлины за подачу кассационной жалобы.
Председательствующий |
Л.Л. Никитушкина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа от 25 октября 2007 г. N А56-42915/2006
Текст постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Северо-Западного округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится с сохранением пунктуации и орфографии источника