Постановление Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа
от 23 октября 2007 г. N А13-129/2007
Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Казанцевой Р.В., судей Афанасьева С.В., Шпачевой Т.В.,
при участии от Управления Федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору по Вологодской области - Проворовой Е.Г. (доверенность от 09.01.2007);
рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу Управления Федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору по Вологодской области на решение Арбитражного суда Вологодской области от 26.03.2007 (судья Кудин А.Г.) и постановление Четырнадцатого арбитражного апелляционного суда от 24.07.2007 (судьи Пестерева О.Ю., Виноградова Т.В., Потеева А.В.) по делу N А13-129/2007,
установил:
Общество с ограниченной ответственностью "Залесье" (далее - Общество) обратилось в Арбитражный суд Вологодской области с заявлением о признании незаконным отказа Управления Федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору по Вологодской области (далее - Управление Россельхознадзора) в выдаче фитосанитарного сертификата, выраженного в письме от 20.12.2006 N 03-21/3827 и обязании Управления выдать фитосанитарный сертификат.
Решением от 26.03.2007 требования удовлетворены частично. Отказ в выдаче фитосанитарного сертификата признан незаконным. В остальной части требований отказано.
Постановлением апелляционного суда от 14.07.2007 решение оставлено без изменения.
В кассационной жалобе Управление Россельхознадзора просит отменить состоявшиеся по делу судебные акты в части удовлетворения заявленных требований, считая, что судом неверно установлены фактические обстоятельства и неправильно применены нормы материального права. По мнению подателя жалобы, Обществу правомерно отказано в выдаче фитосанитарного сертификата.
Отзыв на кассационную жалобу не представлен.
В судебном заседании представитель Управления Россельхознадзора подтвердил доводы, приведенные в кассационной жалобе.
Общество надлежащим образом извещено о времени и месте слушания дела, представителей в судебное заседание не направило, в связи с чем жалоба рассмотрена в их отсутствие.
Законность обжалуемых судебных актов проверена в кассационном порядке.
Как следует из материалов дела, 12.12.2006 Общество обратилось в Управление Россельхознадзора с заявкой о выдаче фитосанитарного сертификата для отгрузки лесопродукции со станции Вологда-Н 20.12.2006 по контракту от 01.12.2006 N 2006-01/12 с фирмой "Brightman and Sons Limited". К заявлению были приложены копия свидетельства о внесении записи в Единый государственный реестр юридических лиц, нотариально заверенная копия свидетельства о постановке на учет в налоговом органе, доверенность, копия контракта и приложений к нему (л.д. 17).
Письмом от 20.12.2006 N 03-21/3827 Обществу сообщено об отказе в выдаче фитосанитарного сертификата.
В обоснование отказа Управление Россельхознадзора сослалось на распоряжение Федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору от 19.07.2006 N ФС-АС-3/6075 и на то, что не представлено заключение о фитосанитарном состоянии подкарантинной продукции (подкарантинного материала, подкарантинного груза), выданного в соответствии с законодательством Российской Федерации в области карантина растений (л.д. 18).
Из текста письма от 19.07.2006 N ФС-АС-3/6075 следует, что Федеральная служба по ветеринарному и фитосанитарному надзору обращает внимание руководителей территориальных управлений на то, что до издания приказа Министерства сельского хозяйства Российской Федерации "Об утверждении Правил выдачи фитосанитарных и/или карантинных сертификатов" фитосанитарные сертификаты оформляются территориальным управлением Россельхознадзора по заявкам юридических и физических лиц с приложением, в том числе, заключения о фитосанитарном состоянии подкарантинной продукции (подкарантинного материала, подкарантинного груза), выданного в соответствии с законодательством Российской Федерации в области карантина растений.
В соответствии со статьей 2 Федерального закона от 15.07.2000 N 99-ФЗ "О карантине растений" (далее - Закон N 99-ФЗ) под государственным карантинным фитосанитарным контролем понимаются мероприятия по выявлению карантинных объектов, установление карантинного фитосанитарного состояния подкарантинных объектов, осуществлению государственного карантинного фитосанитарного надзора за соблюдением законодательства Российской Федерации в области обеспечения карантина растений, правил и норм обеспечения карантина растений.
Такими правилами и нормами являются нормативные правовые акты, нормативно-техническая и методическая документация об обеспечении карантина растений.
Как указано в статье 5 Закона N 99-ФЗ, федеральный орган исполнительной власти по обеспечению карантина растений осуществляет фитосанитарную сертификацию подкарантинной продукции (подкарантинного материала, подкарантинного груза).
Согласно статье 8 Закона N 99-ФЗ вывоз с территории Российской Федерации подкарантинной продукции (подкарантинного материала, подкарантинного груза) в случаях, предусмотренных правилами и нормами обеспечения карантина растений, разрешается, если имеется фитосанитарный сертификат, удостоверяющий соответствие подкарантинной продукции (подкарантинного материала, подкарантинного груза) требованиям правил и но м обеспечения карантина растений. Каждая партия подкарантинной продукции, вывозимой с территории Российской федерации и, сопровождается фитосанитарным сертификатом.
Поскольку законом прямо установлено, что Федеральный орган исполнительной власти по обеспечению карантина растений осуществляет фитосанитарную сертификацию подкарантинной продукции, следует признать правильным вывод суда о том, что Общество обратилось за выдачей фитосанитарного сертификата к полномочному органу.
В соответствии со статьей 14 Закона N 99-ФЗ подкарантинная продукция (подкарантинный материал, подкарантинный груз) в целях установления ее карантинного фитосанитарного состояния подлежит государственному карантинному фитосанитарному контролю, в том числе досмотру, и при необходимости лабораторным анализу или экспертизе.
Лабораторные анализ и экспертиза подкарантинной продукции (подкарантинного материала, подкарантинного груза) проводятся в целях установления ее карантинного фитосанитарного состояния. Такие исследования проводятся органами и организациями государственной службы карантина растений Российской Федерации.
В соответствии с положениями статьи 25 Федерального закона от 27.12.2002 N 184-ФЗ (в редакции Федерального закона от 09.05.2005 N 45-ФЗ) "О техническом регулировании" обязательная сертификация осуществляется органом по сертификации. Соответствие продукции требованиям технических регламентов подтверждается сертификатом соответствия выдаваемым органом по сертификации. В сертификате соответствия должна быть указана информация о проведенных исследованиях (испытаниях), измерениях.
Анализ вышеприведенных норм позволяет сделать вывод, что необходимым условием выдачи сертификата соответствия является наличие документа, содержащего информацию о проведенных исследованиях (испытаниях).
Такие исследования (испытания) и измерения продукции при осуществлении обязательной сертификации проводятся аккредитованными испытательными лабораториями (центрами) в пределах своей области аккредитации на условиях договоров с органами по сертификации. Результаты исследований (испытаний) и измерений оформляются соответствующими протоколами, на основании которых орган по сертификации принимает решение о выдаче или об отказе в выдаче сертификата соответствия (статья 26 Закона от 27.12.2002 N 184-ФЗ).
Согласно Указу Президента Российской Федерации от 09.03.2004 N 314 "О системе и структуре федеральных органов исполнительной власти" федеральная служба, являясь федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по контролю и надзору в установленной сфере деятельности, в пределах своей компетенции издает индивидуальные правовые акты на основании и во исполнение Конституции Российской Федерации, Федеральных конституционных законов, Федеральных законов, актов Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации, нормативных правовых актов федерального министерства.
В соответствии с данным Указом Правительством Российской Федерации принято постановление от 08.04.2004 N 201, в котором определены вопросы федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору.
Следовательно, содержащееся в письме от 19.07.2006 N ФС-АС-3/6075 требование о необходимости представления заключения о фитосанитарном состоянии подкарантинной продукции для принятия решения о выдаче фитосанитарного сертификата соответствует нормам законодательства в области карантина растений.
В статье 11 Закона N 99-ФЗ перечислены обязанности организаций, индивидуальных предпринимателей и граждан в области обеспечения карантина растений.
Указанные лица, осуществляющие производство, заготовку, ввоз на территорию Российской Федерации, вывоз с территории Российской Федерации, перевозки, хранение, переработку, использование и реализацию подкарантинной продукции (подкарантинного материала, подкарантинного груза) обязаны, в частности, не только выполнять правила и нормы обеспечения карантина растений, но и другие обязанности в соответствии с законодательством Российской Федерации в области обеспечения карантина растений, правилами и нормами обеспечения карантина растений.
В данном случае Общество, не представив пакет необходимых документов, при наличии которых решается вопрос о выдаче фитосанитарного сертификата, возложенных на него обязанностей не выполнило, в связи с чем обжалуемый отказ в выдаче сертификата следует признать правомерным и обоснованным.
Руководствуясь статьями 286 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа
постановил:
решение Арбитражного суда Вологодской области от 26.03.2007 и постановление Четырнадцатого арбитражного апелляционного суда от 24.07.2007 по делу N А13-129/2007 отменить в части удовлетворения заявления о признании незаконным и несоответствующим Федеральному закону от 15.07.2000 N 99-ФЗ "О карантине растений" содержащегося в письме Управления Россельхознадзора по Вологодской области от 20.12.2006 N 03-21/3827 отказа в выдаче обществу с ограниченной ответственностью "Залесье" фитосанитарного сертификата.
В удовлетворении заявления в этой части ООО "Залесье" отказать.
В остальной части названные судебные акты оставить без изменения.
Взыскать с ООО "Залесье" в пользу Управления Федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору по Вологодской области 2000 руб. судебных расходов по апелляционной и кассационной жалобам.
Председательствующий |
Р.В. Казанцева |
Т.В. Шпачева
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа от 23 октября 2007 г. N А13-129/2007
Текст постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Северо-Западного округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится с сохранением пунктуации и орфографии источника