Постановление Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа
от 2 ноября 2007 г. N А05-3701/2007
Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Абакумовой И.Д. судей Дмитриева В.В. Корпусовой О.А.
при участии от общества с ограниченной ответственностью "Звездочка Инжиниринг" Ковалевой И.Н. (доверенность от 02.10.2006 N Д/19), от Инспекции Федеральной налоговой службы по городу Архангельску Орловой Т.В. (доверенность от 09.01.2007 N 03-07/205),
рассмотрев 31.10.2007 в открытом судебном заседании кассационную жалобу Инспекции Федеральной налоговой службы по городу Архангельску на решение Арбитражного суда Архангельской области от 25.05.2007 (судья Ипаев С.Г.) и постановление Четырнадцатого арбитражного апелляционного суда от 31.07.2007 (судьи Пестерева О.Ю., Виноградова Т.В., Потеева А.В.) по делу N А05-3701/2007,
установил:
Общество с ограниченной ответственностью "Звездочка Инжиниринг" (далее - ООО "Звездочка Инжиниринг", общество) обратилось в Арбитражный суд Архангельской области с заявлением о признании незаконным бездействия Инспекции Федеральной налоговой службы по городу Архангельску (далее - налоговая инспекция), выразившегося в невозвращении 2 695 765 руб. налога на добавленную стоимость и процентов за нарушение срока возврата налога в сумме 111 911 руб., исчисленных за период с 01.01.2007 по 21.05.2007.
Решением Арбитражного суда Архангельской области от 25.05.2007, оставленным без изменения постановлением Четырнадцатого арбитражного апелляционного суда от 31.07.2007, заявленные обществом требования удовлетворены частично. Бездействие налоговой инспекции признано незаконным и в пользу ООО "Звездочка Инжиниринг" взыскано 2 695 765 руб. налога на добавленную стоимость и 64 473 руб. 71 коп. процентов за нарушение срока возврата налога. В удовлетворении остальной части заявления отказано.
В кассационной жалобе налоговая инспекция просит отменить принятые по делу судебные акты, ссылаясь на нарушение судами норм материального права.
По мнению подателя жалобы, обществу было правомерно отказано в возмещении налога на добавленную стоимость за апрель, май, август, сентябрь 2006 года, поскольку в нарушение требований подпункта 19 пункта 2 статьи 149 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ) на дату представления первичных налоговых деклараций за указанные периоды у ООО "Звездочка Инжиниринг" отсутствовал полный пакет документов, подлежащих представлению в силу названной нормы.
В судебном заседании представитель налоговой инспекции поддержал доводы кассационной жалобы, а представитель общества с ними не согласился. Законность обжалуемых судебных актов проверена в кассационном порядке. Как установлено судом и видно из материалов дела, ООО "Звездочка Инжиниринг" на основании контракта от 20.03.2006 N 03030/ЗИ-СЕВЕРАО/46, заключенного с Федеральным государственным унитарным предприятием "Северное федеральное предприятие по обращению с радиоактивными отходами" (далее - ФГУП "СевРАО"), выполняло работы по изготовлению и поставке двух модульных санпропусков для проекта "Программа ликвидации ядерного наследия бывшего Советского Союза. Задача 4. Мероприятия по обеспечению радиационной защиты в губе Андреева" (далее - Проект). Согласно Удостоверению N 4122, выданному комиссией по вопросам международной гуманитарной и технической помощи при Правительстве Российской Федерации, денежные средства, товары, работы, услуги для реализации Проекта на сумму 2 958 317 английских фунтов стерлингов являются технической помощью (содействием). Российским получателем технической помощи является ФГУП "СевРАО", донором - Министерство торговли и промышленности Соединенного Королевства Великобритании и Северной Ирландии, организацией - поставщиком - ООО "Звездочка Инжиниринг".
Во исполнение контракта от 20.03.2006 N 03030/ЗИ-СЕВЕРАО/46 на расчетный счет ООО "Звездочка Инжиниринг" 18.04.2006, 02.05.2006, 22.08.2006 и 13.09.2006 поступили денежные средства в суммах 4 000 000 руб. 22 933 500 руб., 401 500 руб. и 4 169 746 руб. соответственно в качестве предоплаты.
Налогоплательщик 22.05.2006, 20.06.2006, 20.09.2006 и 20.10.2006 представил в налоговый орган налоговые декларации по налогу на добавленную стоимость соответственно за апрель, май, август и сентябрь 2006 года, однако, в связи с отсутствием на дату их подачи полного пакета документов, подлежащего представлению по данным декларациям, им был исчислены с авансов налог на добавленную стоимость.
Впоследствии, в связи с получением полного комплекта необходимых документов, обществом 30.11.2006 были представлены в налоговую инспекцию уточненные налоговые декларации за указанные периоды, согласно которым сумма налога, подлежащая уменьшению, составила 609 848 руб. за апрель 2006 года, 2 116 810 руб. за май 2006 года, 24 552 руб. за август 2006 года, 246 811 руб. за сентябрь 2006 года.
Общество 19.12.2006 обратилось в налоговую инспекцию с заявлением о возврате излишне уплаченного налога в общей сумме 2 695 765 руб. (за исключением сумм, подлежащих возмещению за июнь, июль, август 2006 года), однако, письмом от 21.12.2006 N 10-15/7641 налоговый орган отказал ему в возмещении в связи с отсутствием подтверждения наличия переплаты результатами камеральных налоговых проверок. Налогоплательщик вновь 26.02.2007 и 01.03.2007 обращался в налоговую инспекцию с заявлением о возврате ему спорной суммы налога, однако, в проведении возврата ему также было отказано.
В марте 2007 года налоговый орган провел камеральные налоговые проверки уточненных декларации ООО "Звездочка Инжиниринг" за апрель, май, август, сентябрь 2006 года, по результатам которых составил акты от 05.03.2007 N 16-23/12/20ДСП (за апрель 2006 года), N 16-23/12/21 ДСП (за май 2006 года), N 16-23/12/22ДСП (за август 2006 года) и N 16-23/12/23ДСП (за сентябрь 2006 года) и принял решения от 18.04.2007 N 16-23/12/489, N 16-23/12/491, N 16-23/12/492 и N 16-23/12/493 которыми отказал в привлечении ООО "Звездочка Инжиниринг" к налоговой ответственности за совершение налогового правонарушения и уменьшил предъявленный к возмещению в завышенных размерах налог на добавленную стоимость по уточненным налоговым декларациям соответственно за апрель, май, август, сентябрь 2006 года. Основанием для отказа в возмещении налога согласно перечисленным решениям послужило отсутствие у общества в нарушение подпункта 19 пункта 2 статьи 149 НК РФ, пункта 1 статьи 167 НК РФ на момент подачи первоначальных налоговых деклараций за спорные налоговые периоды 2006 года полного комплекта документов, подлежащих представлению организацией, реализовавшей донору безвозмездной помощи (содействия) (уполномоченной донором организации) или получателю безвозмездной помощи (содействия) (уполномоченной федеральным органом исполнительной власти организации) товары (работы, услуги).
Общество посчитало бездействие налогового органа, выразившееся в невозвращении ему 2 695 765 руб. налога на добавленную стоимость, незаконным и обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Суд кассационной инстанции, рассмотрев доводы жалобы налогового органа, проверив правильность применения судами первой и апелляционной инстанций норм материального и процессуального права, считает, что суды, удовлетворяя требования общества, правомерно исходили из следующего.
Согласно статье 146 НК РФ объектом налогообложения налогом на добавленную стоимость признаются операции по реализации товаров (работ, услуг) на территории Российской Федерации.
Согласно подпункту 1 пункта 1 статьи 167 НК РФ моментом определения налоговой базы по налогу на добавленную стоимость, если иное не предусмотрено пунктами 3, 7 - 11, 13 - 15 статьи 167 названного Кодекса, является наиболее ранняя из следующих дат:
1) день отгрузки (передачи) товаров (работ, услуг), имущественных прав;
2) день оплаты, частичной оплаты в счет предстоящих поставок товаров (выполнения работ, оказания услуг), передачи имущественных прав.
В соответствии с подпунктом 19 пункта 2 статьи 149 НК РФ не подлежит налогообложению (освобождается от налогообложения) реализация товаров (работ, услуг), за исключением подакцизных товаров, реализуемых (выполненных, оказанных) в рамках оказания безвозмездной помощи (содействия) Российской Федерации в соответствии с Федеральным законом от 04.05.1999 N 95-ФЗ "О безвозмездной помощи (содействии) Российской Федерации и внесении изменений и дополнений в отдельные законодательные акты Российской Федерации о налогах и об установлении льгот по платежам в государственные внебюджетные фонды в связи с осуществлением безвозмездной помощи (содействия) Российской Федерации" (далее - Федеральный закон от 04.05.1999 N 95-ФЗ).
Данной нормой Налогового кодекса Российской Федерации предусмотрено, что реализация товаров (работ, услуг), указанных в данном подпункте, не подлежит налогообложению (освобождается от налогообложения) при представлении в налоговые органы следующих документов:
контракта (копии контракта) налогоплательщика с донором (уполномоченной донором организацией) безвозмездной помощи (содействия) или с получателем безвозмездной помощи (содействия) на поставку товаров (выполнение работ, оказание услуг) в рамках оказания безвозмездной помощи (содействия) Российской Федерации. В случае если получателем безвозмездной помощи (содействия) является федеральный орган исполнительной власти Российской Федерации, в налоговый орган представляется контракт (копия контракта) с уполномоченной этим федеральным органом исполнительной власти Российской Федерации организацией;
удостоверения (нотариально заверенной копии удостоверения), выданного в установленном порядке и подтверждающего принадлежность поставляемых товаров (выполняемых работ, оказываемых услуг) к гуманитарной или технической помощи (содействию);
выписки банка, подтверждающей фактическое поступление выручки на счет налогоплательщика в российском банке за реализованные донору безвозмездной помощи (содействия) (уполномоченной донором организации) или получателю безвозмездной помощи (содействия) (уполномоченной федеральным органом исполнительной власти организации) товары (работы, услуги).
В силу статьи 1 Федерального закона от 04.05.1999 N 95-ФЗ налоговые и таможенные льготы для всех участников реализации программ оказания безвозмездной помощи (содействия), предусмотренные статьей 2 настоящего Федерального закона, предоставляются только при наличии удостоверения.
Удостоверением признается документ, подтверждающий принадлежность средств, товаров, работ и услуг к гуманитарной или технической помощи (содействию), составленный по форме и выдаваемый в порядке, которые определяются Правительством Российской Федерации.
Рамочным соглашением, имеющим в силу статьи 7 НК РФ приоритет над нормами Российского законодательства - подпунктом 19 пункта 2 статьи 149 НК РФ, предусмотрено освобождение от налогов или подобных сборов при реализации названного Рамочного соглашения.
Так, статьей 9 Рамочного соглашения предусмотрено, что "Российская Сторона освобождает содействие, оказываемое по настоящему Соглашению, от таможенных пошлин, налогов на прибыль, других налогов и подобных сборов. Российская Сторона предпринимает все необходимые шаги для обеспечения того, чтобы местные и/или региональные налоги не взимались с содействия, оказываемого по настоящему Соглашению. Эти шаги включают предоставление писем от компетентных местных и региональных органов власти, подтверждающих, что содействие, оказываемое по настоящему Соглашению, не будет облагаться налогами. Такие подтверждающие письма из местностей и регионов, где будут осуществляться проекты в соответствии с настоящим Соглашением, направляются по меньшей мере одному из депозитариев до начала осуществления проектов.
Стороны, оказывающие содействие, их персонал, подрядчики, субподрядчики, поставщики и субпоставщики могут ввозить в Российскую Федерацию и вывозить из Российской Федерации оборудование, грузы, материалы или услуги, необходимые для выполнения настоящего Соглашения. В дополнение к положениям, касающимся оказания содействия, временный ввоз и вывоз не подлежат обложению таможенными пошлинами, лицензионными сборами, ненадлежащими ограничениями, налогами или подобными сборами.
В дополнение к предыдущим пунктам физическим и юридическим лицам, принимающим участие в осуществлении программ в рамках настоящего Соглашения на территории Российской Федерации, предоставляется освобождение от обложения налогом на добавленную стоимость и другими сборами в отношении оборудования и товаров, приобретаемых на территории Российской Федерации для реализации проектов или программ в рамках настоящего Соглашения, а также выполненных работ и оказанных услуг на территории Российской Федерации".
Пунктами 5 и 6 Рамочного соглашения особо предусмотрено, что "налогообложение будет рассматриваться как веская причина для приостановки или прекращения проекта содействия, а также для отказа от начала проекта содействия.
Российская Сторона отвечает за процедуры, обеспечивающие выполнение положений настоящей статьи. Необходимые документы выдаются соответствующим уполномоченным органом".
Из изложенного усматривается, что ни статья 9 Рамочного соглашения, ни статьи 1 и 2 Федерального закона от 04.05.1999 N 95-ФЗ в не требует в качестве обязательного документа, подтверждающего освобождение от обложения налогом на добавленную стоимость в отношении реализации проектов или программ в рамках настоящего Соглашения, а также выполненных работ и оказанных услуг на территории Российской Федерации, предоставление выписки банка, подтверждающей фактическое поступление выручки на счет налогоплательщика в российском банке за реализованные донору безвозмездной помощи (содействия) (уполномоченной донором организации) или получателю безвозмездной помощи (содействия) (уполномоченной федеральным органом исполнительной власти организации) товары (работы, услуги), если на момент представление налоговой декларации по налогу на добавленную стоимость при учетной политике "по отгрузке" у налогоплательщика отсутствует полный пакет документов, установленных нормой подпункта 19 пункта 2 статьи 149 НК РФ.
В этом случае в силу статьи 7 НК РФ суды должны руководствоваться статьей 9 Рамочного соглашения, имеющего приоритет на нормами российского законодательства.
Суды, правильно применили положения норм подпункта 19 пункта 2 статьи 149 НК РФ, пункта 1 статьи 167 НК РФ и Федерального закона от 04.05.1999 N 95-ФЗ с учетом положений статьи 7 НК РФ и сделали верный вывод об отсутствии у ответчика правовых оснований для отказа заявителю в применении льготы по налогу на добавленную стоимость в рамках оказания безвозмездной технической помощи и в возмещении налога по мотиву отсутствия у него на момент подачи первоначальных налоговых деклараций за спорные периоды полного комплекта документов, поименованных подпунктом 19 пункта 2 статьи 149 НК РФ. Иных же оснований отказа налоговым органом не приведено.
В соответствии с пунктом 1 статьи 78 НК РФ сумма излишне уплаченного налога подлежит зачету в счет предстоящих платежей налогоплательщика по этому или иным налогам, погашения недоимки по иным налогам, задолженности по пеням и штрафам за налоговые правонарушения либо возврату налогоплательщику в порядке, предусмотренном статьей 78 Налогового кодекса Российской Федерации.
Пункт 6 статьи 78 НК РФ устанавливает, что сумма излишне уплаченного налога подлежит возврату по письменному заявлению налогоплательщика в течение одного месяца со дня получения налоговым органом такого заявления.
В соответствии с пунктом 9 статьи 78 НК РФ возврат суммы излишне уплаченного налога производится за счет средств бюджета (внебюджетного фонда), в который произошла переплата, в течение одного месяца со дня подачи заявления о возврате, если иное не установлено настоящим Кодексом.
При нарушении указанного срока на сумму излишне уплаченного налога, не возвращенную в установленный срок, начисляются проценты за каждый день нарушения срока возврата.
Судом установлены факты излишней уплаты налога на добавленную стоимость заявителем и нарушения установленных статьей 78 НК РФ сроков возврата излишне уплаченного налога ответчиком.
Расчет процентов, подлежащих начислению обществу в связи с несвоевременным возвратом ему налога на добавленную стоимость, проверен судом и признан обоснованным в части 64 473 руб. 71 коп., что соответствует нормам материального права и обстоятельствам дела.
Учитывая изложенное, суд кассационной инстанции не находит оснований для удовлетворения жалобы налогового органа, а обжалуемые судебные акты считает законными и правомерными.
Налоговой инспекции при подаче кассационной жалобы предоставлена отсрочка по уплате государственной пошлины, поэтому с нее в соответствии с подпунктом 12 пункта 1 статьи 333.21 НК РФ подлежит взысканию в доход федерального бюджета 1 000 руб. государственной пошлины.
Руководствуясь статьями 286, 287 (пункт 1 части 1) Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа
постановил:
решение Арбитражного суда Архангельской области от 25.05.2007 и постановление Четырнадцатого арбитражного апелляционного суда от 31.07.2007 по делу N А05-3701/2007 оставить без изменения, а кассационную жалобу Инспекции Федеральной налоговой службы по городу Архангельску - без удовлетворения.
Взыскать с Инспекции Федеральной налоговой службы по городу Архангельску в доход бюджета 1 000 руб. государственной пошлины за рассмотрение дела в суде кассационной инстанции.
Председательствующий |
И.Д.Абакумова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа от 2 ноября 2007 г. N А05-3701/2007
Текст постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Северо-Западного округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится с сохранением пунктуации и орфографии источника