Постановление Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа
от 31 октября 2007 г. N А44-687/2007
Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Малышевой Н.Н., судей Блиновой Л.В., Никитушкиной Л.Л.,
При участии от открытого акционерного общества "123 авиационный ремонтный завод" Фомина В.Е. (доверенность от 14.03.2007 N 467),
рассмотрев 31.10.2007 в открытом судебном заседании кассационную жалобу Инспекции Федеральной налоговой службы N 2 по Новгородской области на постановление Четырнадцатого арбитражного апелляционного суда от 30.07.2007 по делу N А44-687/2007 (судьи Виноградова Т.В., Потеева А.В., Пестерева О.Ю.),
установил:
Открытое акционерное общество "123 авиационный ремонтный завод" (далее - Общество) обратилось в Арбитражный суд Новгородской области с заявлением о признании недействительным решения Инспекции Федеральной налоговой службы N 2 по Новгородской области (далее - Инспекция) от 19.03.2007 N 2.10-08/322.
Решением от 26.04.2007 суд первой инстанции отказал Обществу в удовлетворении заявления.
Постановлением Четырнадцатого арбитражного апелляционного суда от 30.07.2007 решение суда от 26.04.2007 отменено. Решение налогового органа от 19.03.2007 N 2.10-08/322 признано недействительным как не соответствующее Налоговому кодексу Российской Федерации (далее - НК РФ).
В кассационной жалобе Инспекция, ссылаясь на неправильное применение апелляционным судом норм материального права, просит отменить постановление от 30.07.2007 и оставить без изменений решение суда первой инстанции. Податель жалобы считает, что поскольку в силу пункта 9 статьи 165 НК РФ 180-дневный срок сбора и представления пакета предусмотренных статьей 165 НК РФ документов, подтверждающих право налогоплательщика на применение ставки 0 процентов, не распространяется на налогоплательщиков. которые согласно пункту 4 статьи 165 НК РФ не представляют в налоговый орган таможенные декларации, то для последних момент определения налоговой базы устанавливается в соответствии с пунктом 1 статьи 167 НК РФ. В случае отсутствия у налогоплательщика на момент определения налоговой базы документов, подтверждающих обоснованность применения им налоговой ставки 0 процентов при выполнении работ (оказании услуг), предусмотренных подпунктами 2 и 3 пункта 1 статьи 164 НК РФ, указанные операции подлежат налогообложению по ставке 18 процентов.
Кассационная жалоба рассмотрена в отсутствие представителей Инспекции, надлежащим образом извещенной о времени и месте судебного заседания.
Представитель Общества, указав на несостоятельность доводов кассационной жалобы, просил оставить постановление апелляционного суда без изменения.
Законность обжалуемого судебного акта проверена в кассационном порядке.
Как видно из материалов дела, в октябре 2006 года Общество произвело работы по ремонту самолета ИЛ-78, помещенного под таможенный режим переработки на таможенной территории Российской Федерации. Вылет самолета осуществлен 11.10.2006 на основании грузовой таможенной декларации (далее - ГТД) N 10208020/111006/0003334.
Общество 20.11.2006 представило в Инспекцию налоговую декларацию по НДС по налоговой ставке 0 процентов за октябрь 2006 года. В разделе 4 декларации указана стоимость реализуемых товаров (работ, услуг), по которым предполагается применение налоговой ставки 0 процентов, - 59 694 425 руб. Однако Обществом не был собран полный пакет документов, подтверждающих право на применение ставки 0 процентов. Налогоплательщик 20.12.2006 представил в Инспекцию уточненную декларацию по НДС за октябрь 2006 года, но не отразил в ней данную реализацию.
Общество 17.01.2007 представило уточненную декларацию по НДС за указанный период по налоговой ставке 0 процентов вместе с пакетом документов в соответствии с пунктом 4 статьи 165 НК РФ и заявило к возмещению из бюджета 7 077 686 руб. налога.
Инспекция провела камеральную проверку уточненной декларации, представленной 20.12.2006, в ходе которой сделала вывод, что поскольку у налогоплательщика на момент подачи декларации отсутствовали документы, подтверждающие право на применение налоговой ставки 0 процентов в отношении 59 694 425 руб. - стоимости выполненных в октябре 2006 года работ, предусмотренных подпунктом 2 пункта 1 статьи 164 НК РФ, эта сумма подлежала налогообложению по ставке 18 процентов.
По результатам проверки Инспекция составила акт от 13.02.2007 N 2.10-08/209 и приняла решение от 19.03.2007 N 2.10-08/322 о привлечении Общества к налоговой ответственности на основании пункта 1 статьи 122 НК РФ за неполную уплату налога в виде взыскания 1 382 453 руб. штрафа. Кроме того, Обществу доначислено 7 077 686 руб. НДС за июль 2006 года и начислено 296 004 руб. пеней.
По мнению Инспекции, основанием для принятия такого решения послужило занижение. Обществом НДС на 7 077 686 руб. в связи с невключением им в налоговую базу 59 694 425 руб. выручки, полученной от реализации работ по переработке товаров, помещенных под таможенный режим переработки на таможенной территории (ремонт самолета ИЛ-78; ГТД N 10208020/111006/0003334).
Общество оспорило решение Инспекции в арбитражный суд.
Суд первой инстанции поддержал позицию налогового органа и отказал Обществу в удовлетворении заявления.
Апелляционной суд отменил решение суда первой инстанции, правомерно указав на следующее.
Согласно пункту 1 статьи 164 НК РФ обложение НДС производится по налоговой ставке 0 процентов при реализации товаров, вывезенных в таможенном режиме экспорта, а также товаров, помещенных под таможенный режим свободной таможенной зоны при условии представления в налоговые органы документов, предусмотренных статьей 165 НК РФ и при реализации работ (услуг), непосредственно связанных с производством и реализацией товаров, указанных в подпункте 1 настоящего пункта. Действие положения подпункта 2 пункта 1 статьи 164 НК РФ распространяется на работы (услуги) по переработке товаров, помещенных под таможенный режим переработки на таможенной территории.
В данном случае Общество выполняло работы, предусмотренные подпунктом 2 пункта 1 статьи 164 НК РФ.
В соответствии с пунктом 4 статьи 165 НК РФ при реализации работ (услуг), предусмотренных подпунктом 2 пункта 1 статьи 164 НК РФ, для подтверждения обоснованности применения налоговой ставки 0 процентов (или особенностей налогообложения) и налоговых вычетов в налоговые органы, если иное не предусмотрено пунктом 5 статьи 165 НК РФ, представляются следующие документы:
1) контракт (копия контракта) налогоплательщика с иностранным или российским лицом на выполнение указанных работ, оказание указанных услуг (далее - контракт);
2) выписка банка, подтверждающая фактическое поступление выручки от иностранного или российского лица - покупателя указанных работ (услуг) на счет налогоплательщика в российском банке (далее - выписка банка);
3) таможенная декларация (ее копия) с отметками российского таможенного органа, производившего таможенное оформление вывоза и (или) ввоза товаров, и пограничного таможенного органа, через который товар был вывезен за пределы территории Российской Федерации и (или) ввезен на территорию Российской Федерации. Указанная декларация (ее копия) представляется в случае перемещения товаров трубопроводным транспортом или по линиям электропередачи, оказания услуг, непосредственно связанных с перевозкой (транспортировкой) товаров, помещенных под таможенный режим международного таможенного транзита;
Вероятно, в тексте документа допущена опечатка: вместо "подпунктами 2 и 3 пункта 1 статьи 164" следует читать "подпунктами 2 и 3 пункта 1 статьи 164 НК РФ"
4) копии транспортных, товаросопроводительных и (или) иных документов, подтверждающих вывоз товаров за пределы таможенной территории Российской Федерации или ввоз товаров на таможенную территорию Российской Федерации в соответствии с подпунктами 2 и 3 пункта 1 статьи 164 (далее - транспортный документ).
Пунктом 9 статьи 165 НК РФ установлено, что документы (их копии), указанные в пунктах 1 - 4 названной статьи, представляются налогоплательщиками для подтверждения обоснованности применения налоговой ставки 0 процентов при реализации товаров (работ, услуг), указанных в подпунктах 1 - 3 и 8 пункта 1 статьи 164 НК РФ, в срок не позднее 180 календарных дней, считая с даты помещения товаров под таможенные режимы экспорта, международного таможенного транзита, свободной таможенной зоны, перемещения припасов. Указанный порядок не распространяется на налогоплательщиков, которые в соответствии с пунктом 4 статьи 165 НК РФ не представляют в налоговые органы таможенные декларации.
Согласно пункту 1 статьи 167 НК РФ в целях исчисления НДС моментом определения налоговой базы является наиболее ранняя из следующих дат:
1) день отгрузки (передачи) товаров (работ, услуг), имущественных прав.
2) день оплаты, частичной оплаты в счет предстоящих поставок товаров (выполнения работ, оказания услуг), передачи имущественных прав, если иное не предусмотрено пунктами 3, 7 - 11, 13 - 15 указанной статьи Кодекса.
В пункте 9 статьи 167 НК РФ установлен иной порядок определения налоговой базы при реализации товаров (работ, услуг), предусмотренных подпунктами 1 - 3, 8 и 9 пункта 1 статьи 164 НК РФ. Моментом определения налоговой базы по указанным товарам (работам, услугам) является последний день месяца, в котором собран полный пакет документов, предусмотренных статьей 165 Кодекса.
В случае если полный пакет документов, предусмотренных статьей 165 НК РФ, не собран на 181-й календарный день, считая с даты помещения товаров под таможенные режимы экспорта, международного таможенного транзита, свободной таможенной зоны, перемещения припасов, момент определения налоговой базы по указанным товарам (работам, услугам) определяется в соответствии с подпунктом 1 пункта 1 статьи 167 НК РФ.
Суд кассационной инстанции считает необоснованным довод жалобы о том, что налогоплательщики, на которых не распространяется порядок сбора полного пакета документов, установленный пунктом 9 статьи 165 НК РФ, обязаны определять налоговую базу в соответствии с пунктом 1 статьи 167 НК РФ и при отсутствии контракта, выписки банка или транспортного документа облагать полученную выручку налогом по ставке 18 процентов.
Из перечисленных норм следует, что порядок определения налоговой базы, предусмотренный пунктом 9 статьи 167 НК РФ, применяется при реализации товаров (работ, услуг), предусмотренных подпунктами 1 - 3, 8 и 9 пункта 1 статьи 164 НК РФ. При реализации работ (услуг), предусмотренных подпунктом 2 пункта 1 статьи 164 НК РФ, налогоплательщики в силу пункта 9 статьи 165 НК РФ не обязаны представлять в налоговые органы таможенные декларации, однако это обстоятельство не названо в законе основанием для неприменения такими налогоплательщиками порядка определения налоговой базы согласно пункту 9 статьи 167 НК РФ. Следовательно, моментом определения налоговой базы для таких налогоплательщиков является последний день месяца, в котором собраны контракт, выписка банка и транспортный документ.
Судом апелляционной инстанции установлено и материалами дела подтверждается, что в разделе 4 декларации "Стоимость товаров (работ, услуг), по которым предполагается применение налоговой ставки 0 процентов" Общество правомерно отразило стоимость услуг, по которым не собран полный пакет документов, предусмотренный пунктом 4 статьи 165 НК РФ, и не пропущен срок, установленный пунктом 9 статьи 167 Кодекса.
Федеральным законом от 17.05.2007 N 85-ФЗ "О внесении изменений в главы 21, 26.1, 26.2 и 26.3 части второй Налогового кодекса Российской Федерации" в абзац второй пункта 9 статьи 167 НК РФ внесены изменения, действие которых распространяется на правоотношения, возникшие с 1 января 2007 года. Согласно данным изменениям налогоплательщики, которые в соответствии с пунктом 4 статьи 165 НК РФ не представляют в налоговые органы таможенные декларации, определяют налоговую базу по правилам пункта 1 статьи 167 НК РФ только после истечения 181-дневного срока с даты отметки, подтверждающей вывоз товаров с территории Российской Федерации (ввоз товаров на территорию Российской Федерации), проставленной пограничными таможенными органами на перевозочных документах.
Внесение данных изменений, с одной стороны, свидетельствует об устранении законодателем несоответствий между положениями пункта 9 статьи 165 НК РФ и пункта 9 статьи 167 НК РФ, а с другой стороны, подтверждает ошибочность вывода налогового органа о том, что налогоплательщикам, не представляющим таможенные декларации, не предоставлено право в течение 180 дней не облагать НДС полученную выручку.
При таких обстоятельствах у Инспекции отсутствовали законные основания для доначисления Обществу НДС по операциям, указанным в подпункте 2 пункта 1 статьи 164 НК РФ, по ставке 18 процентов. Обжалуемое заявителем решение налогового органа вынесено с нарушением норм законодательства о налогах и сборах, поэтому правомерно признано апелляционным судом недействительным.
При подаче кассационной жалобы Инспекции предоставлена отсрочка по уплате государственной пошлины, поэтому в соответствии с подпунктом 12 пункта 1 статьи 333.21 НК РФ с нее надлежит взыскать в доход федерального бюджета 1 000 руб. государственной пошлины.
Учитывая изложенное и руководствуясь статьями 110, 286, 287 (пункт 1 части 1) Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа
постановил:
постановление Четырнадцатого арбитражного апелляционного суда от 30.07.2007 по делу N А44-687/2007 оставить без изменения, а кассационную жалобу Инспекции Федеральной налоговой службы N 2 по Новгородской области - без удовлетворения.
Взыскать с Инспекции Федеральной налоговой службы N 2 по Новгородской области в доход федерального бюджета 1 000 руб. государственной пошлины за рассмотрение дела в суде кассационной инстанции.
Председательствующий |
Н.Н. Малышева |
Л.Л. Никитушкина
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа от 31 октября 2007 г. N А44-687/2007
Текст постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Северо-Западного округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится с сохранением пунктуации и орфографии источника