Постановление Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа
от 2 ноября 2007 г. N А21-5514/2006
См. также определение Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа от 24 августа 2007 г.
Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Хохлова Д.В., судей Любченко И.С., Подвального И.О.,
рассмотрев 31.10.07 в открытом судебном заседании кассационную жалобу индивидуального предпринимателя Козина Сергея Николаевича на постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 04.06.07 по делу N А21-5514/2006 (судьи Семенова А.Б., Лопато И.Б., Савицкая И.Г.),
установил:
Индивидуальный предприниматель Козин Сергей Николаевич обратился в Арбитражный суд Калининградской области с заявлением о признании незаконным и отмене постановления Великолукской таможни от 16.08.06 по делу об административном правонарушении N 10217000-95(2)/2006 о назначении предпринимателю административного наказания на основании статьи 16.21 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ).
Решением суда от 26.02.07 заявленные предпринимателем требования удовлетворены.
Постановлением апелляционной инстанции от 04.06.07 решение суда отменено, Козину С.Н. отказано в удовлетворении заявления.
В кассационной жалобе предприниматель просит отменить постановление апелляционной инстанции как вынесенное с нарушением норм материального права. По мнению подателя жалобы, арендуемое им транспортное средство не является условно выпущенным товаром, в связи в его поведении отсутствует объективная сторона административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена статьей 16.21 КоАП РФ.
Заявитель также указывает на то, что ограничения таможенного режима свободной таможенной зоны установлены в отношении товаров, тогда как арендованный автомобиль использовался в качестве транспортного средства для международной перевозки грузов применительно к подпункту 5 пункта 1 статьи 11 Таможенного кодекса Российской Федерации (далее - ТК РФ). Ссылку апелляционного суда на положения пункта 1 статьи 23 Федерального закона от 10.01.06 N 16-ФЗ "Об Особой экономической зоне в Калининградской области и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации" (далее - Закон) Козин С.Н. считает ошибочной, так как эти положения регламентируют вопросы применения таможенного режима свободной таможенной зоны юридическими лицами, а не индивидуальными предпринимателями.
Кроме того, предприниматель расценивает свои действия как невиновные, поскольку какие-либо претензии к нему со стороны таможенных органов ранее никогда не предъявлялись.
Дело рассмотрено без участия представителей сторон, надлежащим образом уведомленных о времени и месте судебного заседания.
Законность обжалуемого судебного акта проверена в кассационном порядке.
Из материалов дела видно, что 25.05.06 на таможенную территорию Российской Федерации прибыл арендованный предпринимателем Козиным С.Н. седельный тягач, следовавший из Литвы в Российскую Федерацию по процедуре МДП. В ходе мероприятий таможенного контроля выявлено, что в 2004 году транспортное средство помещено под таможенный режим свободной таможенной зоны с отметкой в паспорте: "ввоз на остальную часть таможенной территории Российской Федерации и таможенного союза разрешен при условии уплаты таможенных пошлин и других платежей".
Пользование автомобилем в нарушение установленных ограничений путем осуществления перевозки товаров из Литвы на остальную часть таможенной территории Российской Федерации послужило основанием для привлечения заявителя к административной ответственности, предусмотренной статьей 16.21 КоАП РФ. Оспариваемым постановлением таможни на предпринимателя наложен административный штраф в размере 63 644 руб.
Отказывая Козину С.Н. в удовлетворении заявления, суд апелляционной инстанции усмотрел в его поведении состав вменяемого ему в вину административного правонарушения и не выявил существенных процессуальных нарушений, способных послужить самостоятельным основанием для отмены оспариваемого постановления таможенного органа.
Кассационная коллегия считает, что апелляционный суд неправильно применил нормы материального права.
В соответствии с пунктом 1 статьи 15 Закона моторные транспортные средства для перевозки грузов, тягачи, прицепы, полуприцепы, тракторы, автобусы, морские и воздушные суда, железнодорожный подвижной состав, имеющие для таможенных целей статус иностранных товаров, ввезенные на территорию Калининградской области и помещенные под таможенный режим свободной таможенной зоны, применяемый в Калининградской области, рассматриваются как транспортные средства для таможенных целей при осуществлении международных перевозок между территорией Калининградской области и территориями иностранных государств, а также перевозок товаров и пассажиров между территорией Калининградской области и остальной частью таможенной территории Российской Федерации при условии, что юридические лица и принадлежащие им транспортные средства зарегистрированы на территории Калининградской области.
В силу пункта 1 статьи 23 Закона юридические лица, государственная регистрация которых осуществлена в Калининградской области и которые на день вступления этого Закона в силу осуществляют свою деятельность на основании Федерального закона от 22.01.96 N 13-ФЗ "Об особой экономической зоне в Калининградской области", могут применять таможенный режим свободной таможенной зоны в порядке, определяемом главой 3 Закона, с особенностями, установленными главой 8 Закона.
Согласно пункту 6 статьи 23 Закона действие положений статьи 15 Закона в отношении моторных транспортных средств для перевозки грузов, тягачей, прицепов, полуприцепов, тракторов, автобусов, ввезенных на территорию Калининградской области и помещенных под таможенный режим свободной таможенной зоны до вступления в силу настоящего Федерального закона, в течение трех лет со дня его вступления в силу распространяется также на случаи, если указанные транспортные средства принадлежат физическим лицам, государственная регистрация которых в качестве индивидуальных предпринимателей осуществлена в Калининградской области.
Содержание таможенного режима свободной таможенной зоны, применяемого в Калининградской области, заключается в том, что товары ввозятся на эту территорию и используются в ее пределах без уплаты таможенных пошлин и налогов, применения установленных запретов и ограничений (статья 9 Закона).
Из приведенных нормативных положений следует, что обязанность по соблюдению требований статьи 9 и пункта 1 статьи 15 Закона распространяется и на владельцев транспортных средств, помещенных под таможенный режим свободной таможенной зоны до вступления Закона в силу. К владельцам относятся как юридические лица, так и индивидуальные предприниматели, зарегистрированные в Калининградской области.
Статьей 16.21 КоАП РФ установлена административная ответственность за приобретение, пользование, хранение либо транспортировка товаров и (или) транспортных средств, которые незаконно перемещены через таможенную границу Российской Федерации и в отношении которых не уплачены таможенные пошлины, налоги или не соблюдены запреты и (или) ограничения, установленные в соответствии с законодательством Российской Федерации о государственном регулировании внешнеторговой деятельности, либо условно выпущенных товаров и (или) транспортных средств, пользование, передача в пользование или во владение либо распоряжение иными способами, которые допущены в нарушение установленных запретов и (или) ограничений.
Приведенной нормой под угрозой административного наказания запрещены определенные операции с двумя категориями товаров: незаконно перемещенными через таможенную границу Российской Федерации либо условно выпущенными.
В данном случае транспортное средство ввезено на таможенную территорию Российской Федерации на законных основаниях и выпущено в соответствии с заявленным таможенным режимом без каких-либо дополнительных условий. Свободная таможенная зона не включена в перечень таможенных режимов, при заявлении которых товары подлежат условному выпуску (подпункт 2 пункта 1 статьи 151 ТК РФ). Освобождение от уплаты таможенных платежей является частью содержания таможенного режима свободной таможенной зоны и не сопряжено с какими-либо целевыми ограничениями применительно к подпункту 1 пункта 1 статьи 151 ТК РФ.
Таким образом, предприниматель, используя транспортное средство для международной перевозки груза с территории иностранного государства на остальную часть территории Российской Федерации, нарушил требования таможенного режима свободной таможенной зоны, применяемого в Калининградской области. Однако такие действия не охватываются диспозицией статьи 16.21 КоАП РФ.
Неправильная квалификация противоправного поведения является основанием для признания незаконным и отмены оспариваемого постановления таможенного органа (пункт 9 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 02.06.04 N 10 "О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях").
Учитывая изложенное, кассационная коллегия считает, что обжалуемое постановление апелляционной инстанции подлежит отмене, а решение суда - оставлению в силе.
Руководствуясь статьей 286, пунктом 5 части 1 статьи 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа
постановил:
постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 04.06.07 по делу N А21-5514/2006 отменить.
Оставить в силе решение Арбитражного суда Калининградской области от 26.02.07 по тому же делу.
Председательствующий |
Д.В. Хохлов |
И.О. Подвальный
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа от 2 ноября 2007 г. N А21-5514/2006
Текст постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Северо-Западного округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится с сохранением пунктуации и орфографии источника