Постановление Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа
от 1 ноября 2007 г. N А42-1728/2007
Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Асмыковича А.В., судей Клириковой Т.В., Корпусовой О.А.,
при участии от открытого акционерного общества "Мурманское морское пароходство" Кочаряна А.В. (доверенность от 01.01.2007 N юр-7/5),
рассмотрев 01.11.2007 в открытом судебном заседании кассационную жалобу Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы по крупнейшим налогоплательщикам по Мурманской области на решение Арбитражного суда Мурманской области от 21.05.2007 (судья Драчева Н.И.) и постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 06.08.2007 (судьи Шульга Л.А., Фокина Е.А., Зотеева Л.В.) по делу N А42-1728/2007,
установил:
Открытое акционерное общество "Мурманское морское пароходство" (далее - Общество) обратилось в Арбитражный суд Мурманской области с заявлением о признании недействительными принятых Межрайонной инспекцией Федеральной налоговой службы по крупнейшим налогоплательщикам по Мурманской области (далее - Инспекция) решения о привлечении налогоплательщика к налоговой ответственности от 19.02.2007 N 16 и требования об уплате налога от 16.03.2007 N 42.
Решением суда первой инстанции от 21.05.2007, оставленным без изменения постановлением апелляционного суда от 06.08.2007, требования Общества удовлетворены.
В кассационной жалобе Инспекция просит отменить принятые по делу судебные акты, ссылаясь на неправильное применение судами норм материального права. По мнению подателя жалобы, при отсутствии у налогоплательщика на момент определения налоговой базы, определяемый в соответствии с требованиями подпункта 1 пункта 1 статьи 167 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ), выписки банка, подтверждающей фактическое поступление выручки на счет налогоплательщика в российском банке за реализованные донору безвозмездной помощи (содействия) или получателю безвозмездной помощи (содействия) товары (работы, услуги), освобождение от налогообложения налогом на добавленную стоимость (далее - НДС) не производится.
Кроме того, налоговый орган указал, что Рамочное соглашение о многосторонней ядерной-экологической программе в Российской Федерации, ратифицированное Российской Федерацией Федеральным законом от 23.12.2003 N 187-ФЗ (далее - Рамочное соглашение) в соответствии с пунктом 1 статьи 1 НК РФ не относится к законодательству о налогах и сборах, правовые нормы, изложенные в названном соглашении, не противоречат закрепленным в НК РФ и не могут иметь приоритет в силу статьи 7 НК РФ.
В судебном заседании представитель Общества просил оставить судебные акты без изменения.
Инспекция о месте и времени рассмотрения дела извещена надлежащим образом, однако представители в судебное заседание не явились, в связи с чем жалоба рассмотрена в их отсутствие.
Законность обжалуемых судебных актов проверена в кассационном порядке, и суд кассационной инстанции не находит оснований для удовлетворения жалобы.
Как следует из материалов дела, 20.11.2006 Общество представило в Инспекцию налоговую декларацию по НДС за октябрь 2006 года, в которой на основании подпункта 19 пункта 2 статьи 149 НК РФ заявило налоговую льготу в сумме 2 980 970 руб.
По требованию налогового органа от 30.11.2006 N 40-26-26(9)8955 заявитель представил в Инспекцию документы, подтверждающие обоснованность применения налоговой льготы по освобождению от налогообложения НДС товаров, поставленных в рамках оказания безвозмездной помощи.
В ходе камеральной проверки Инспекция установила, что документы, представлены с нарушением положений подпункта 19 пункта 2 статьи 149 НК РФ: отсутствует выписка банка, подтверждающая фактическое поступление выручки на счет налогоплательщика в российском банке.
Письмом от 13.12.2006 N 30-26-26(9)9475 Инспекция уведомила налогоплательщика о выявленном нарушении и предложила представить свои возражения.
Вместе с пояснениями по факту выявленного налогового правонарушения, Общество 29.12.2006 представило в Инспекцию выписку банка от 18.12.2006.
По результатам рассмотрения материалов проверки Инспекция приняла решение от 19.02.2007 N 16 об отказе в привлечении налогоплательщика к налоговой ответственности и доначислила Обществу НДС в сумме 518 025 руб.
На основании указанного решения Инспекция выставила требование от 16.03.2007 N 42 об уплате налога в срок до 31.03.2007.
Основанием для доначисления НДС послужил вывод Инспекции о том, что Общество при подаче налоговой декларации за октябрь 2006 года для подтверждения права на льготу по НДС, предусмотренную подпунктом 19 пункта 2 статьи 149 НК РФ, не представило выписку банка, подтверждающую фактическое поступление выручки на счет налогоплательщика в российском банке за реализованные донору безвозмездной помощи (содействия) (уполномоченной донором организации) или получателю безвозмездной помощи (содействия) (уполномоченной федеральным органом исполнительной власти организации) товары (работы, услуги). Оплата указанной операции, осуществленной в октябре 2006 года, произведена в декабре 2006 года.
Инспекция считает, что, поскольку на момент определения налоговой базы по НДС в соответствии с пунктом 1 статьи 167 НК РФ (в данном случае "день отгрузки (передачи) товаров (работ, услуг), имущественных прав") у налогоплательщика отсутствовал полный комплект документов, подтверждающих применение налоговой льготы, освобождение от НДС не может быть предоставлено и деятельность налогоплательщика, осуществляемая им в рамках оказания безвозмездной технической помощи, подлежит налогообложению НДС.
Посчитав решение от 19.02.2007 N 16 и требование налогового органа от 16.03.2007 N 42 незаконными, налогоплательщик обратился в арбитражный суд с заявлением о признании их недействительными.
Кассационная инстанция изучив материалы дела и доводы жалобы, проверив правильность применения судами норм материального и процессуального права, не находит оснований для отмены принятых по делу судебных актов.
Согласно статье 146 НК РФ объектом налогообложения НДС признаются операции по реализации товаров (работ, услуг) на территории Российской Федерации.
При этом в соответствии с подпунктом 19 пункта 2 статьи 149 НК РФ не подлежит налогообложению (освобождается от налогообложения) реализация товаров (работ, услуг), за исключением подакцизных товаров, реализуемых (выполненных, оказанных) в рамках оказания безвозмездной помощи (содействия) Российской Федерации в соответствии с Федеральным законом от 04.05.99 N 95-ФЗ "О безвозмездной помощи (содействии) Российской Федерации и внесении изменений и дополнений в отдельные законодательные акты Российской Федерации о налогах и об установлении льгот по платежам в государственные внебюджетные фонды в связи с осуществлением безвозмездной помощи (содействия) Российской Федерации".
Реализация товаров (работ, услуг), указанных в названном подпункте, не подлежит налогообложению (освобождается от налогообложения) при представлении в налоговые органы следующих документов:
контракта (копии контракта) налогоплательщика с донором (уполномоченной донором организацией) безвозмездной помощи (содействия) или с получателем безвозмездной помощи (содействия) на поставку товаров (выполнение работ, оказание услуг) в рамках оказания безвозмездной помощи (содействия) Российской Федерации. В случае, если получателем безвозмездной помощи (содействия) является федеральный орган исполнительной власти Российской Федерации, в налоговый орган представляется контракт (копия контракта) с уполномоченной этим федеральным органом исполнительной власти Российской Федерации организацией;
удостоверения (нотариально заверенной копии удостоверения), выданного в установленном порядке и подтверждающего принадлежность поставляемых товаров (выполняемых работ, оказываемых услуг) к гуманитарной или технической помощи (содействию);
выписки банка, подтверждающей фактическое поступление выручки на счет налогоплательщика в российском банке за реализованные донору безвозмездной помощи (содействия) (уполномоченной донором организации) или получателю безвозмездной помощи (содействия) (уполномоченной федеральным органом исполнительной власти организации) товары (работы, услуги).
Согласно подпункту 1 пункта 1 статьи 167 НК РФ моментом определения налоговой базы по НДС, если иное не предусмотрено пунктами 3, 7 - 11, 13- 15 статьи 167 названного Кодекса, является наиболее ранняя из следующих дат:
1) день отгрузки (передачи) товаров (работ, услуг), имущественных прав;
2) день оплаты, частичной оплаты в счет предстоящих поставок товаров (выполнения работ, оказания услуг), передачи имущественных прав.
Как следует из материалов дела, на момент подачи налоговой декларации за октябрь 2006 года, заявитель представил в Инспекцию:
контракт от 17.05.2006 N ММР-1, на основании которого Общество (исполнитель) по заказу фирмы "Энергиверке Норд ГмбХ" (Германия) (заказчик или оказывающий помощь) осуществляет поставку щебня фракции 5-20 на строительную площадку пункта длительного хранения реакторных отсеков атомных подводных лодок, закупаемого у ОАО "Олкон", на средства, полученные в качестве безвозмездной помощи, в соответствии с соглашением с Федеративной Республикой Германии, получателем технической помощи является федеральное государственное унитарное предприятие "Северное федеральное предприятие по обращению с радиоактивными и опасными отходами";
копию удостоверения Комиссии по вопросам международной гуманитарной и технической помощи при Правительстве Российской Федерации N 4902 "О признании денежных средств на закупку у ОАО "Олкон" и поставку в пункт длительного хранения реакторных отсеков атомных подводных лодок щебня фракции 5-20 на сумму 1 365 000 евро технической помощью (содействием)", в соответствии с которым Общество определено в качестве организации - поставщика;
До принятия налоговым органом решения по результатам налоговой проверки Общество также представило копию акта промежуточной приемки выполненных работ от 01.11.2006 N 05 и выписку банка, подтверждающие поступление средств на счет заявителя.
Судебными инстанциями установлено и материалами дела подтверждается, что Обществом во исполнение контракта от 17.05.2006 осуществлена закупка у ОАО "Олкон" щебня и произведена его поставка на строительную площадку пункта длительного хранения реакторных отсеков атомных подводных лодок, что подтверждено актом промежуточной приемки выполненных работ от 01.11.2006 N 05 и актом приемки выполненных работ N 05 от 01.11.2006. В адрес иностранного донора выставлен счет N 06/09063 от 27.11.2006, который последним оплачен платежным поручением от 18.12.2006 в сумме 87 602,41 евро, что эквивалентно 3 035 651 руб. 27 коп.
То обстоятельство, что спорные отношения возникли в рамках оказания безвозмездной технической помощи, а также тот факт, что выполненные в соответствии с международным контрактом поставки оплачены за счет средств иностранного донора, налоговый орган не оспаривает.
Довод Инспекции об отсутствии у Общества права на применение льготы, в связи с отсутствием на момент определения налоговой базы, определяемой в соответствии с требованиями пункта 1 статьи 167 НК РФ, выписки банка, подтверждающей фактическое поступление выручки на счет заявителя является необоснованным и правомерно отклонен судами обеих инстанций.
В силу статьи 1 Федерального закона от 04.05.99 N 95-ФЗ "О безвозмездной помощи (содействии) Российской Федерации и внесении изменений и дополнений в отдельные законодательные акты Российской Федерации о налогах и об установлении льгот по платежам в государственные внебюджетные фонды в связи с осуществлением безвозмездной помощи (содействия) Российской Федерации" (далее - Федеральный закон от 04.05.99 N 95-ФЗ) налоговые и таможенные льготы для всех участников реализации программ оказания безвозмездной помощи (содействия), предусмотренные статьей 2 настоящего Федерального закона, предоставляются только при наличии удостоверения.
Удостоверением признается документ, подтверждающий принадлежность средств, товаров, работ и услуг к гуманитарной или технической помощи (содействию), составленный по форме и выдаваемый в порядке, которые определяются Правительством Российской Федерации.
Статьей 8 Соглашения между Министерством Российской Федерации по атомной энергии и Федеральным министерством экономики и труда Федеративной Республики Германии об оказании содействия в ликвидации сокращаемого Российской Федерацией ядерного оружия путем утилизации атомных подводных лодок, выведенных из состава Военно-Морского Флота России, в рамках реализации договоренностей о глобальном партнерстве против распространения оружия и материалов массового уничтожения от 09.10.2003, содействие, оказываемое Германской Стороной по данному Соглашению, предусмотрено освобождение от налогов, таможенных пошлин и иных сборов в соответствии со статьей 9 Рамочного соглашения о многосторонней ядерно-экологической программе в Российской Федерации от 21.05.2003.
Статьей 9 названного Рамочного соглашения предусмотрено, что "Российская Сторона освобождает содействие, оказываемое по настоящему Соглашению, от таможенных пошлин, налогов на прибыль, других налогов и подобных сборов. Российская Сторона предпринимает все необходимые шаги для обеспечения того, чтобы местные и/или региональные налоги не взимались с содействия, оказываемого по настоящему Соглашению. Эти шаги включают предоставление писем от компетентных местных и региональных органов власти, подтверждающих, что содействие, оказываемое по настоящему Соглашению, не будет облагаться налогами.
Стороны, оказывающие содействие, их персонал, подрядчики, субподрядчики, поставщики и субпоставщики могут ввозить в Российскую Федерацию и вывозить из Российской Федерации оборудование, грузы, материалы или услуги, необходимые для выполнения настоящего Соглашения. В дополнение к положениям, касающимся оказания содействия, временный ввоз и вывоз, не подлежат обложению таможенными пошлинами, лицензионными сборами, ненадлежащими ограничениями, налогами или подобными сборами.
В дополнение к предыдущим пунктам физическим и юридическим лицам, принимающим участие в осуществлении программ в рамках настоящего Соглашения на территории Российской Федерации, предоставляется освобождение от обложения налогом на добавленную стоимость и другими сборами в отношении оборудования и товаров, приобретаемых на территории Российской Федерации для реализации проектов или программ в рамках настоящего Соглашения, а также выполненных работ и оказанных услуг на территории Российской Федерации".
Вероятно, в тексте документа допущена опечатка: вместо "Пунктами 5 и 6 Рамочного соглашения" следует читать "Пунктами 5 и 6 статьи 9 Рамочного соглашения"
Пунктами 5 и 6 Рамочного соглашения особо предусмотрено, что "налогообложение будет рассматриваться как веская причина для приостановки или прекращения проекта содействия, а также для отказа от начала проекта содействия.
Российская Сторона отвечает за процедуры, обеспечивающие выполнение положений настоящей статьи. Необходимые документы выдаются соответствующим уполномоченным органом".
Таким образом, ни Рамочное соглашение в статье 9, ни Федеральный закон от 04.05.99 N 95-ФЗ в статьях 1 и 2 не требует в качестве обязательного документа, подтверждающего освобождение от обложения НДС в отношении реализации проектов или программ в рамках настоящего Соглашения, а также выполненных работ и оказанных услуг на территории Российской Федерации, предоставление выписки банка, подтверждающей фактическое поступление выручки на счет налогоплательщика в российском банке за реализованные донору безвозмездной помощи (содействия) (уполномоченной донором организации) или получателю безвозмездной помощи (содействия) (уполномоченной федеральным органом исполнительной власти организации) товары (работы, услуги), если на момент представление налоговой декларации по НДС такая выписка у налогоплательщика отсутствует.
В этом случае в силу статьи 7 НК РФ необходимо руководствоваться статьей 9 Рамочного соглашения, имеющего приоритет на нормами российского законодательства.
Таким образом, налоговый орган не имел права отказать заявителю в применении налоговой льготы, предусмотренной подпунктом 19 пункта 2 статьи 149 НК РФ, если у Общества на момент определения налоговой базы ("день отгрузки") отсутствовала выписка банка, подтверждающая фактическое поступление выручки на счет налогоплательщика в российском банке за реализованные донору безвозмездной помощи (содействия) или получателю безвозмездной помощи (содействия) товары (работы, услуги).
Приведенные Инспекцией в кассационной жалобе доводы по существу направлены на переоценку фактических обстоятельств дела, установленных судами, что в силу статьи 286 и части 2 статьи 287 АПК РФ не входит в компетенцию кассационного суда.
Госпошлина за рассмотрение кассационной жалобы Инспекцией уплачена.
Учитывая изложенное и руководствуясь статьями 286, пунктом 1 части 1 статьи 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа
постановил:
решение Арбитражного суда Мурманской области от 21.05.2007 и постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 06.08.2007 по делу N А42-1728/2007 оставить без изменения, а кассационную жалобу Межрайонной инспекцией Федеральной налоговой службы по крупнейшим налогоплательщикам по Мурманской области - без удовлетворения.
Председательствующий |
А.В. Асмыкович |
О.А. Корпусова
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа от 1 ноября 2007 г. N А42-1728/2007
Текст постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Северо-Западного округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится с сохранением пунктуации и орфографии источника