Постановление Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа
от 9 ноября 2007 г. N А56-41205/2006
Резолютивная часть постановления оглашена 08.11.2007.
Полный текст постановления изготовлен 09.11.2007.
Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Морозовой Н.А., судей Корпусовой О.А., Кочеровой Л.И.,
при участии от Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 19 по Санкт-Петербургу Горбунова А.А. (доверенность от 09.03.2007 N 19-10/04633), Евенко Т.Г. (доверенность от 09.03.2007 N 19-10/04670), от региональной общественной организации инвалидов "Санкт-Петербургское общество помощи в социальной адаптации" Кондрацкого Ю.В. (доверенность от 01.11.2007 N 79/юр),
рассмотрев 08.11.2007 в открытом судебном заседании кассационную жалобу Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 19 по Санкт-Петербургу на постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 24.07.2007 по делу N А56-41205/2006 (судьи Згурская М.Л., Семиглазов В.А., Третьякова Н.О.),
установил:
Региональная общественная организация инвалидов "Санкт-Петербургское общество помощи в социальной адаптации" (далее - Организация) обратилась в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области с заявлением (с учетом уточненных требований; том 1, л.д. 45) о признании недействительными решения Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 19 по Санкт-Петербургу (далее - Инспекция) от 16.06.2006 N 6-04-641 в части привлечения Организации к налоговой ответственности за неполную уплату единого социального налога (далее - ЕСН) и налога на добавленную стоимость (далее - НДС), предусмотренной пунктом 1 статьи 122 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ), в виде взыскания 2 389 608 руб. штрафа, доначисления 11948 043 руб. указанных налогов и начисления 1 472 622 руб. пеней, а также решения Инспекции о взыскании налоговой санкции от 16.06.2006 N 6-04-641/2 в полном объеме.
Решением суда от 02.03.2007 в удовлетворении заявленных требований отказано.
Постановлением апелляционного суда от 24.07.2007 решение отменено, требования Организации удовлетворены.
В кассационной жалобе Инспекция просит отменить постановление апелляционной инстанции и оставить в силе решение суда от 02.03.2007, ссылаясь на неправильное применение апелляционным судом норм материального права, несоответствие его выводов материалам дела и неполное исследование им обстоятельств, имеющих значение для правильного разрешения спора.
По мнению подателя жалобы, Организация неправомерно пользовалась льготами по НДС и ЕСН, предусмотренными подпунктом 2 пункта 3 статьи 149 НК РФ и подпунктом 2 пункта 1 статьи 239 НК РФ - осуществляла коммерческую деятельность с целью извлечения прибыли, а не в интересах инвалидов, поскольку доказательств использования полученной прибыли на нужды инвалидов заявитель не представил.
В судебном заседании представители Инспекции поддержали доводы, приведенные в кассационной жалобе; Организация в отзыве на нее и ее представитель в судебном заседании просили обжалуемый судебный акт оставить без изменения, а кассационную жалобу налогового органа - без удовлетворения.
Законность обжалуемого судебного акта проверена в кассационном порядке в соответствии со статьей 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ).
Как следует из материалов дела, Инспекцией проведена выездная налоговая проверка соблюдения Организацией законодательства о налогах и сборах, в том числе правильности исчисления и своевременности уплаты в бюджет НДС за период с 23.10.2003 по 31.12.2005 и ЕСН за период с 01.01.2003 по 31.12.2005.
В ходе проведения проверки выявлен ряд нарушений налогового законодательства, что отражено в акте от 19.05.2006 N 6-04-641.
По результатам рассмотрения акта и представленных Организацией возражений Инспекция вынесла решение от 16.06.2006 N 6-04-641, согласно которому заявитель привлечен к налоговой ответственности, предусмотренной пунктом 1 статьи 122 НК РФ, в виде наложения 2 389 608 руб. штрафа за неуплату ЕСН и НДС, ему доначислено 11 948 043 руб. указанных налогов и 1 472 622 руб. пеней.
Инспекция также приняла решение от 16.06.2006 N 6-04-641/2 о взыскании с Организации 333 204 руб. налоговых санкций.
Вынесенные налоговым органом ненормативные акты оспорены Организацией в судебном порядке.
Суд первой инстанции, отказывая в удовлетворении заявленных требований, исходил из того, что налогоплательщик необоснованно применял льготы по НДС и ЕСН, установленные соответственно подпунктом 2 пункта 3 статьи 149 НК РФ и подпунктом 2 пункта 1 статьи 239 НК РФ, поскольку фактически в проверяемом периоде осуществлял не уставную деятельность, а оказывал посреднические услуги.
Апелляционная инстанция, отменив решение суда и удовлетворив заявленные требования, указала на то, что Организацией соблюдены все требуемые законом условия для применения льгот по НДС и ЕСН, а Инспекцией не доказано нарушение заявителем этих условий.
Суд кассационной инстанции, изучив материалы дела и проверив доводы, изложенные в жалобе, не находит оснований для отмены обжалуемого судебного акта в силу следующего.
В Налоговом кодексе Российской Федерации отсутствует понятие общественной организации инвалидов.
В соответствии со статьей 11 НК РФ институты и термины гражданского, семейного и других отраслей законодательства Российской Федерации, применяются в том значении, в каком они используются в этих отраслях законодательства.
В силу статьи 5 Федерального закона от 19.05.1995 N 82-ФЗ "Об общественных объединениях" (далее - Федеральный закон N 82-ФЗ) под общественным объединением понимается добровольное, самоуправляемое, некоммерческое формирование, созданное по инициативе граждан, объединившихся на основе общности интересов для реализации общих целей, указанных в уставе общественного объединения. Право граждан на создание общественных объединений реализуется как непосредственно путем объединения физических лиц, так и через юридические лица - общественные объединения.
Одной из организационно-правовых форм общественных объединений являются общественные организации инвалидов.
Понятие общественной организации инвалидов дано в статье 33 Федерального закона от 24.11.1995 N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации", согласно которой общественными организациями инвалидов признаются организации, созданные инвалидами и лицами, представляющими их интересы, в целях защиты прав и законных интересов инвалидов, обеспечения им равных с другими гражданами возможностей, решения задач общественной интеграции инвалидов, среди членов которых инвалиды и их законные представители (один из родителей, усыновителей, опекун или попечитель) составляют не менее 80%, а также союзы (ассоциации) указанных организаций. Таким образом, общественные организации являются формой социальной защиты инвалидов.
Как правильно установлено судом апелляционной инстанции и Инспекцией не оспаривается, Организация создана в соответствии с действующим законодательством в качестве общественной организации инвалидов, среди членов которой инвалиды и их законные представители составляют не менее 80%.
Из Устава Организации следует, что целью ее создания и деятельности является защита прав и законных интересов инвалидов, обеспечение им равных с другими гражданами возможностей, оказание помощи в решении различных социальных вопросов, в том числе содействие в трудоустройстве инвалидов.
Согласно подпункту 1 пункта 1 статьи 235 НК РФ плательщиками ЕСН признаются лица, производящие выплаты физическим лицам, в том числе организации.
В соответствии с пунктом 1 статьи 236 НК РФ объектом налогообложения для организаций, производящих выплаты физическим лицам, признаются выплаты и иные вознаграждения, начисляемые налогоплательщиками в пользу физических лиц по трудовым и гражданско-правовым договорам, предметом которых является выполнение работ, оказание услуг (за исключением вознаграждений, выплачиваемых индивидуальным предпринимателям), а также по авторским договорам.
Подпунктом 2 пункта 1 статьи 239 НК РФ предусмотрено, что общественные организации инвалидов (в том числе созданные как союзы общественных организаций инвалидов), среди членов которых инвалиды и их законные представители составляют не менее 80%, их региональные и местные отделения освобождаются от уплаты единого социального налога с сумм выплат и иных вознаграждений, не превышающих 100 000 руб. в течение налогового периода на каждого отдельного работника.
Из положений подпункта 2 пункта 1 статьи 239 НК РФ следует, что общественные организации инвалидов имеют право на льготу по ЕСН в части сумм выплат и иных вознаграждений, не превышающих 100 000 руб. в течение налогового периода, начисленных в пользу каждого работника организации, а не только лиц, являющихся инвалидами I, II или III групп.
Материалами дела подтверждается соблюдение Организацией условий реализации права на применение названной льготы.
При этом подлежит отклонению довод Инспекции о неправомерном применении Организацией льготы, поскольку ее деятельность не направлена на достижение целей, предусмотренных Уставом.
Согласно пункту 3 статьи 50, пункту 1 статьи 117 Гражданского кодекса Российской Федерации общественные организации являются некоммерческими организациями и вправе осуществлять предпринимательскую деятельность для достижения целей, ради которых они созданы, и соответствующую этим целям.
В соответствии со статьей 37 Федерального закона N 82-ФЗ общественные объединения могут осуществлять предпринимательскую деятельность лишь постольку, поскольку это служит достижению уставных целей, ради которых они созданы, и соответствующую этим целям. Перераспределение доходов от предпринимательской деятельности общественных объединений между членами или участниками этих объединений запрещено. Данные доходы должны использоваться только для достижения уставных целей.
Названный Закон не запрещает общественным объединениям (в том числе общественным организациям инвалидов) заключать договоры гражданско-правового характера для осуществления предпринимательской деятельности, направленной на достижение уставных целей, ради которых они созданы, и соответствующей этим целям.
Как видно из материалов дела, согласно пункту 2.1 Устава Организации целью ее создания является защита прав и законных интересов инвалидов, обеспечение им равных с другими гражданами возможностей, помощь в социальной адаптации инвалидов в условиях современного общества. Пункт 3.1 Устава предусматривает, что для осуществления уставных целей Организация имеет право осуществлять предпринимательскую деятельность лишь постольку, поскольку это служит достижению уставных целей, ради которых она создана, и соответствует этим целям. В соответствии с пунктом 7.4 Устава доходы от предпринимательской деятельности должны использоваться только для достижения уставных целей организации.
Запрет на осуществление общественными организациями предпринимательской деятельности в законодательстве отсутствует.
Суд апелляционной инстанции установил, что полученная Организацией прибыль от предпринимательской деятельности зачислена на ее расчетный счет и не расходовалась в связи с принятым решением о накоплении прибыли в целях более эффективного ее использования для уставных целей. Данное обстоятельство Инспекцией не оспаривается, и в опровержение его налоговым органом не представлено никаких доказательств.
В соответствии с частью 5 статьи 200 АПК РФ обязанность доказывания законности принятого и оспариваемого решения, а также обстоятельств, послуживших основанием для его принятия, возлагается на орган, который принял это решение.
В материалах дела нет представленных налоговым органом доказательств несоблюдения Организацией условий применения льготы, установленной подпунктом 2 пункта 1 статьи 239 НК РФ. Данная норма не связывает право на применение налоговой льготы с характером деятельности, осуществляемой общественной организацией инвалидов. Налоговый орган не отрицает и того факта, что полученная Организацией прибыль, находящаяся на ее счете, не использовалась в целях, противоречащих указанным в Уставе. Единственный довод Инспекции о том, что на момент проведения налоговой проверки заявитель не осуществил никаких действий в интересах инвалидов, в том числе в части организации их досуга, оказания им медицинской помощи и т. д., что свидетельствует, по мнению налогового органа, о создании данной организации для иных целей, не может быть принят кассационной инстанцией. Этот довод не обоснован Инспекцией ни одной нормой законодательства о налогах и сборах, не подтвержден обстоятельствами дела и является фактически предположением проверяющих лиц.
При таких обстоятельствах выводы суда апелляционной инстанции о правомерном применении Организацией спорной льготы соответствуют положениям Налогового кодекса Российской Федерации и фактическим обстоятельствам дела.
Согласно статье 146 НК РФ объектом обложения налогом на добавленную стоимость признаются операции по реализации товаров (работ, услуг) на территории Российской Федерации.
Операции, освобождаемые от налогообложения, приведены в статье 149 НК РФ. В соответствии с абзацем 2 подпункта 2 пункта 3 названной нормы не подлежит обложению НДС на территории Российской Федерации реализация (в том числе передача, выполнение, оказание для собственных нужд) товаров (за исключением подакцизных, минерального сырья и полезных ископаемых, а также других товаров по перечню, утверждаемому Правительством Российской Федерации по представлению общероссийских общественных организаций инвалидов), работ, услуг (за исключением брокерских и иных посреднических услуг), производимых и реализуемых общественными организациями инвалидов (в том числе созданными как союзы общественных организаций инвалидов), среди членов которых инвалиды и их законные представители составляют не менее 80%.
Из содержания указанной нормы следует, что условиями применения данной льготы являются наличие у лица, претендующего на ее получение, такой организационно-правовой формы, как "общественная организация"; вхождение в состав ее членов не менее 80% инвалидов и их законных представителей; реализация указанных в данной статье товаров (работ, услуг), производимых общественными организациями инвалидов.
Аналогичная правовая позиция о том, что реализация общественными организациями инвалидов товаров (работ, услуг) вне зависимости от того, связана ли эта реализация с осуществлением данными учреждениями некоммерческой деятельности, либо осуществляется в рамках предпринимательской деятельности, подлежит освобождению от обложения НДС, изложена в письме Управления Министерства по налогам и сборам Российской Федерации от 29.01.2004 N 24-08/05588.
Судом установлено, материалами дела подтверждается и налоговым органом не оспаривается, что Организация обладает всеми критериями, необходимыми для применения положений подпункта 2 пункта 3 статьи 149 НК РФ, а именно является некоммерческим общественным объединением, среди членов которого инвалиды составляют не менее 80%.
Как обоснованно отметил апелляционный суд. предоставление Организацией персонала другому юридическому лицу для обеспечения основной деятельности заказчиков по договорам возмездного оказания услуг не противоречит положениям подпункта 2 пункта 3 статьи 149 НК РФ.
Доказательств того, что Организация в соответствии с договорами оказывала посреднические услуги, в материалах дела нет.
Довод налогового органа о том, что осуществляемая Организацией деятельность не направлена на достижение уставных целей, является несостоятельным, поскольку, как установлено судом и видно из материалов дела, эта деятельность не входит в противоречие ни с ее уставными целями, ни с установленными законом условиями применения налоговой льготы по НДС.
Следовательно, вывод апелляционного суда о неправомерном доначислении Организации и НДС, является правильными.
Таким образом, кассационная инстанция считает, что апелляционный суд всесторонне и полно исследовал материалы дела, дал надлежащую правовую оценку всем доказательствам и применил нормы материального права, подлежащие применению. Содержащиеся в обжалуемом судебном акте выводы соответствуют фактическим обстоятельствам дела и в силу статьи 286 АПК РФ оснований для их переоценки кассационной инстанцией не имеется.
При таких обстоятельствах обжалуемый судебный акт подлежит оставлению без изменения, а кассационная жалоба Инспекции - без удовлетворения.
Расходы по уплате в доход федерального бюджета 1 000 руб. государственной пошлины за рассмотрение дела судом кассационной инстанции возложить на Инспекцию.
Руководствуясь статьей 286, пунктом 1 части 1 статьи 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа
постановил:
постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 24.07.2007 по делу N А56-41205/2006 оставить без изменения, а кассационную жалобу Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 19 по Санкт-Петербургу - без удовлетворения.
Взыскать с Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 19 по Санкт-Петербургу в доход федерального бюджета 1 000 руб. государственной пошлины за рассмотрение кассационной жалобы.
Председательствующий |
Н.А. Морозова |
Л.И. Кочерова
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа от 9 ноября 2007 г. N А56-41205/2006
Текст постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Северо-Западного округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится с сохранением пунктуации и орфографии источника