Апелляционное определение 2-го Восточного окружного военного суда от 29 декабря 2022 г. по делу N 33а-418/2022
2-й Восточный окружной военный суд в составе: председательствующего Дуняшина О.О., судей Винника С.Ю. и Гордеевой Е.О., при секретаре судебного заседания Сахарове Ц.Б. рассмотрел в открытом судебном заседании административное дело N 2а-38/2022 по административному исковому заявлению бывшего военнослужащего войсковой части 0000 "звание" Караваева Константина Юрьевича об оспаривании бездействий командира войсковой части 0000, связанных с невыплатой денежных средств, дополняющих ипотечные накопления для жилищного обеспечения, по апелляционной жалобе представителя административного ответчика командира войсковой части 0000 - Печенева А.В. на решение Красноярского гарнизонного военного суда от 22 сентября 2022 года.
Заслушав доклад судьи Дуняшина О.О, изложившего обстоятельства дела, содержание решения суда первой инстанции, доводы апелляционной жалобы и поступивших относительно нее возражений, окружной военный суд
установил:
Караваев уволен с военной службы в отставку по состоянию здоровья и 11 мая 2022 года исключен из списков личного состава войсковой части 0000. Перед исключением он, как участник накопительно-ипотечной системы жилищного обеспечения военнослужащих (далее - НИС), обратился с рапортом к командиру данной воинской части о выплате денежных средств, дополняющих накопления для жилищного обеспечения военнослужащих, однако указанные средства в установленный законом срок ему выплачены не были.
Полагая свои права нарушенными, административный истец просил суд признать приведенное бездействие командира войсковой части 0000 незаконным и обязать названное воинское должностное лицо выплатить ему данные денежные средства.
Красноярский гарнизонный военный суд решением от 22 сентября 2022 года административное исковое заявление Караваева удовлетворил в полном объеме. Кроме того, суд взыскал с войсковой части 0000 в пользу Караваева судебные расходы, связанные с уплатой государственной пошлины, в размере 300 рублей.
В апелляционной жалобе представитель командира войсковой части 0000 по доверенности Печенев, выражая свое несогласие с решением, просит его отменить и принять по делу новое решение об отказе в удовлетворении заявленных требований, в обоснование приводя следующие доводы.
Так автор жалобы указывает, что суд неправильно определилобстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела, вследствие чего сделал ошибочный вывод о необходимости удовлетворения заявленных требований. Поскольку командиром войсковой части 0000 в рамках предоставленных ему полномочий принимались все законные меры по истребованию из довольствующего органа требуемых денежных средств, то есть, невыплата ему данных средств связана не с бездействием названного воинского должностного лица, а по причине их отсутствия. К тому же, перераспределение бюджетных ассигнований не входит в полномочия командира вышеуказанной войсковой части.
На указанную апелляционную жалобу административным истцом Караваевым поданы возражения, в которых он полагает необходимым оспариваемое решение оставить без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Проверив материалы дела и обсудив изложенные в апелляционной жалобе доводы, окружной военный суд находит решение законным и обоснованным.
Согласно п. 1 ст. 15 Федерального закона "О статусе военнослужащих" (далее - Федеральный закон) государство гарантирует военнослужащим обеспечение их жилыми помещениями в форме предоставления им денежных средств на приобретение или строительство жилых помещений либо предоставления им жилых помещений в порядке и на условиях, установленных нормативными правовыми актами Российской Федерации, за счет средств федерального бюджета.
В соответствии с п. 15 указанной статьи Федерального закона военнослужащим - гражданам, проходящим военную службу по контракту и в соответствии с Федеральным законом от 20 августа 2004 года N 117-ФЗ (в редакции от 2 июля 2021 года) "О накопительно-ипотечной системе жилищного обеспечения военнослужащих" (далее - Закон) являющимся участниками накопительно-ипотечной системы жилищного обеспечения военнослужащих, выделяются денежные средства на приобретение или строительство жилых помещений в порядке и на условиях, которые установлены федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
Согласно подп. 3 п. 1 ст. 4 Закона реализация права на жилище участниками накопительно-ипотечной системы осуществляется посредством выплаты по решению федерального органа исполнительной власти и федерального государственного органа, в которых федеральным законом предусмотрена военная служба, за счет средств федерального бюджета, выделяемых соответствующим федеральному органу исполнительной власти и федеральному государственному органу в размере и в порядке, которые устанавливаются Правительством Российской Федерации, денежных средств, дополняющих накопления для жилищного обеспечения, учтенные на именном накопительном счете участника, до расчетного размера денежных средств, которые мог бы накопить участник накопительно-ипотечной системы в период от даты предоставления таких средств до даты, когда общая продолжительность его военной службы в календарном исчислении могла бы составить 20 лет (без учета дохода от инвестирования).
В целях реализации положений Закона, Постановлением Правительства Российской Федерации от 17 ноября 2005 года N 686 утверждены Правила выплаты участникам накопительно-ипотечной системы жилищного обеспечения военнослужащих или членам их семей денежных средств, дополняющих накопления для жилищного обеспечения (далее - Правила).
В соответствии с пунктами 3 и 11 Правил выплата дополнительных средств производится по последнему месту военной службы участника накопительно-ипотечной системы. Порядок организации работы по выплате участникам накопительно-ипотечной системы или членам их семей дополнительных средств определяется заинтересованными федеральными органами.
Указанный порядок организации работы по выплате участникам накопительно-ипотечной системы военнослужащих войск национальной гвардии Российской Федерации содержится в приказе Росгвардии от 9 февраля 2021 года N 43 "Об утверждении Порядка реализации накопительно-ипотечной системы жилищного обеспечения военнослужащих в войсках национальной гвардии Российской Федерации" (далее - Порядок).
Согласно пункту 61 Порядка, командиры (начальники) по результатам проверки ответственным должностным лицом документов, предоставленных получателем дополнительных денежных средств, принимают решение о выплате либо об отказе в выплате дополнительных денежных средств. Указанное решение принимается в срок не более 10 дней со дня подачи рапорта (заявления).
На основании пункта 68 Порядка, дополнительные денежные средства выплачиваются в срок, указанный в пункте 6 Правил выплаты, на основании приказа командира (начальника) воинской части (организации), в котором указываются дата и номер приказа об увольнении военнослужащего с военной службы (исключении из списков личного состава воинской части (организации)), получатель дополнительных денежных средств, а также размер дополнительных денежных средств.
В соответствии с пунктом 69 Порядка дополнительные денежные средства перечисляются в соответствии с требованиями пункта 12 Правил.
Пунктами 6 и 12 Правил определено, что выплата дополнительных средств производится заинтересованным федеральным органом в трехмесячный срок со дня поступления соответствующего заявления (рапорта) участника накопительно-ипотечной системы путем перечисления заинтересованным федеральным органом в безналичном порядке для возврата задолженности перед уполномоченным федеральным органом, для погашения обязательств по ипотечному кредиту (займу), полученному участником накопительно-ипотечной системы, либо на счет участника или члена его семьи.
В соответствии с правовой позицией Конституционного Суда Российской Федерации, выраженной в определении от 25 января 2012 года N 151-О-О, установленный нормативными положениями 3-месячный срок выплаты денежных средств, дополняющих накопления для жилищного обеспечения, учтённые на именном накопительном счете участника накопительно-ипотечной системы жилищного обеспечения военнослужащих, с момента поступления соответствующего заявления (рапорта) участника накопительно-ипотечной системы, к которому прикладываются соответствующие документы, требуется, в частности, для выполнения необходимых административных процедур по перечислению денежных средств.
Таким образом, законодатель, установив право определенной категории военнослужащих получать денежные средства, дополняющие их накопления для жилищного обеспечения, определилсрок, в течение которого данная выплата должна быть произведена, и лицо, которое обязано принять соответствующее решение.
Как видно из материалов дела, Караваев проходил военную службу по контракту с 29 июня 2003 года по 11 мая 2022 года. Приказом командира войсковой части 0000 от 12 апреля 2022 года N 69 с/ч административный истец уволен с военной службы в отставку по состоянию здоровья, а 11 мая этого же года исключен из списков личного состава воинской части. При этом общая выслуга лет составила 16 лет 9 месяцев 27 дней.
Как усматривается из соответствующего уведомления, административный истец с 16 декабря 2011 года включен в реестр участников НИС.
На основании подпункта "а" п. 2 ст. 10 и п. 1 ч. 2 ст. 4 Федерального закона "О накопительно-ипотечной системе жилищного обеспечения военнослужащих" административный истец относится к лицам, имеющим право на получение денежных средств, дополняющих накопления для жилищного обеспечения.
11 мая 2022 года Караваев обратился к командиру войсковой части 0000 с рапортом о выплате денежных средств, дополняющих накопления для жилищного обеспечения, а решением жилищной комиссии данной воинской части от 20 мая этого же года за ним признано право на получение указанных денежных средств.
Исходя из вышеуказанного, денежные средства, дополняющие накопления для жилищного обеспечения, должны были быть выплачены административному истцу не позднее 11 августа 2022 года.
Из справки заместителя главного бухгалтера - начальника финансовой службы объединённой бухгалтерии войсковой части 0000, следует, что денежные средства, дополняющие накопления для жилищного обеспечения военнослужащим войсковой части 0000, на текущий момент отсутствуют.
Таким образом, после обращения командира воинской части в установленном порядке об истребовании бюджетных ассигнований для производства выплаты дополнительных денежных средств участнику НИС ответственные должностные лица федерального органа исполнительной власти, в котором предусмотрено прохождение военной службы, обязаны распределить денежные средства командиру воинской части с учетом срока, в течение которого военнослужащий должен быть обеспечен данной выплатой.
Вопреки доводам апелляционной жалобы, существо бездействия командования войсковой части 0000 выражено в отсутствии планирования мероприятий по предварительному определению денежных средств, дополняющих накопления для жилищного обеспечения участника НИС, подлежащих выплате Караваеву, и своевременному их истребованию от финансовых органов.
Установив указанные обстоятельства и проанализировав вышеприведенные нормы действующего законодательства, суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу об удовлетворении требований административного истца, поскольку на момент его обращения в суд об оспаривании бездействия командира войсковой части 0000, связанное с невыплатой денежных средств, дополняющих накопления для жилищного обеспечения военнослужащих прошло более трех месяцев, однако выплата в установленный законом срок ему выплачена не была.
При таких обстоятельствах не согласиться с решением суда первой инстанции у суда апелляционной инстанции оснований не имеется, а приведенные в апелляционной жалобе доводы не могут быть признаны убедительными и не ставят под сомнение законность принятого решения.
По приведенным выше основаниям, содержащиеся в апелляционной жалобе доводы, являются несостоятельными, и не влияют на правильное по существу решение суда.
Обстоятельства, имеющие значение для административного дела, определены верно. Нарушений норм материального и процессуального права, влекущих отмену либо изменение судебного решения, не допущено, в связи с чем, оснований для удовлетворения апелляционной жалобы не имеется.
Руководствуясь ст. 307, 309 и 311 КАС РФ, окружной военный суд
определил:
решение Красноярского гарнизонного военного суда от 22 сентября 2022 года по административному делу по административному исковому заявлению Караваева Константина Юрьевича оставить без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Апелляционное определение вступает в законную силу со дня его принятия и в течение шести месяцев с этого дня может быть обжаловано путём подачи кассационной жалобы через суд первой инстанции в кассационный военный суд.
Копия верна:
Судья О.О. Дуняшин
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.