Постановление Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа
от 13 ноября 2007 г. N А56-1475/2007
См. также определение Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа от 08 октября 2007 г.
Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Коробова К.Ю.,
судей Афанасьева С.В. и Шпачевой Т.В.,
при участии от инспекции Яковлевой Н.В. (доверенность от 03.09.2007)
рассмотрев 13.11.2007 в открытом судебном заседании кассационную жалобу Инспекции Федеральной налоговой службы по Киришскому району Ленинградской области на решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 16.03.2007 (судья Синицына Е.В.) и постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 09.08.2007 (судьи Зотеева Л.В., Гафиатуллина Т.С., Шульга Л.А.) по делу N А56-1475/2007,
установил:
Общество с ограниченной ответственностью "Легион" (далее - Общество) обратилось в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области с заявлением о признании незаконным и отмене постановления Инспекции Федеральной налоговой службы по Киришскому району Ленинградской области (далее - Инспекция) от 18.12.2006 N 125 о привлечении его к административной ответственности, предусмотренной статьей 14.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ).
Решением суда от 16.03.2007 заявленные требования удовлетворены. Постановление Инспекции от 18.12.2006 N 125 признано незаконным и отменено.
Постановлением Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 09.08.2007 решение оставлено без изменения.
В кассационной жалобе Инспекция просит решение суда первой и постановление апелляционной инстанции отменить и принять по делу новый судебный акт.
По мнению подателя жалобы, действующее законодательство не предусматривает возможности применения бланков строгой отчетности при оказании услуг по перевозке пассажиров маршрутными такси, устанавливая в этой сфере лишь обязательность применения контрольно-кассовой техники. В подтверждение своей позиции Инспекция ссылается на письмо Министерства финансов Российской Федерации от 23.10.1996 N 16-00-30-58, которым в качестве бланков строгой отчетности были утверждены образцы билетов на проезд только в наземном пассажирском транспорте общего пользования.
Отзыв на кассационную жалобу не представлен.
В судебном заседании представитель Инспекции подтвердил доводы, изложенные в кассационной жалобе.
Общество о времени и месте слушания дела извещено, однако представитель в судебное заседание не явился, в связи с чем жалоба рассмотрена в его отсутствие.
Законность обжалуемых судебных актов проверена в кассационном порядке.
Как следует из материалов дела, 12.12.2006 Инспекцией на основании поручения N 10/1083 проведена проверка соблюдения Обществом требований Федерального закона от 22.05.2003 N 54-ФЗ "О применении контрольно-кассовой техники при осуществлении наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт" (далее - Закон "О применении ККТ") при перевозке пассажиров в принадлежащем ему маршрутном такси, следовавшем по маршруту от Привокзальной площади до улицы Нефтехимиков в городе Кириши.
В ходе проверки административным органом составлен акт от 12.12.2006 N 4708/0662, в котором зафиксирован факт неприменения контрольно-кассовой техники при осуществлении наличных денежных расчетов за оказание услуг по перевозке двух пассажиров стоимостью 20 руб.
По результатам проверки Инспекция 13.12.2006 составила в отношении Общества протокол N 10-133 об административном правонарушении.
На основании указанного протокола и других материалов проверки 18.12.2006 Инспекцией вынесено постановление N 125 о привлечении Общества к административной ответственности по статье 14.5 КоАП РФ в виде взыскания штрафа в сумме 30 000 руб.
Считая названное постановление незаконным, Общество обратилось с настоящим заявлением в арбитражный суд.
В соответствии с пунктом 1 статьи 2 Закона "О применении ККТ" организации и индивидуальные предприниматели при осуществлении наличных денежных расчетов в случаях продажи товаров, выполнения работ или оказания услуг обязаны применять контрольно-кассовую технику.
Исходя из пункта 2 статьи 2 названного Закона организации и индивидуальные предприниматели в соответствии с порядком, определяемым Правительством Российской Федерации, могут осуществлять наличные денежные расчеты без применения контрольно-кассовой техники в случае оказания услуг населению при условии выдачи бланков строгой отчетности.
Поскольку перевозка пассажиров является одним из видов услуг, оказываемых населению, она может осуществляться с использованием бланков строгой отчетности (билетов) без применения контрольно-кассовой техники.
В силу пункта 4 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 31.07.2003 N 16 "О некоторых вопросах практики применения административной ответственности, предусмотренной статьей 14.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, за неприменение контрольно-кассовых машин" до момента издания Правительством Российской Федерации соответствующих нормативных правовых актов, использование организациями и индивидуальными предпринимателями приравниваемых к чекам документов строгой отчетности по формам, утвержденным Министерством финансов Российской Федерации по согласованию с Государственной межведомственной экспертной комиссией по контрольно-кассовым машинам, не может служить основанием для возложения на них ответственности за неприменение контрольно-кассовых машин.
Допустимость применения таких бланков строгой отчетности (контрольных билетов) при оказании услуг по перевозке пассажиров в силу положений Закона "О применении ККТ" не поставлена в зависимость от того, являются ли соответствующие транспортные средства транспортом общего пользования или нет.
Таким образом если осуществление организациями наличных денежных расчетов связано с оказанием услуг населению, то возможность оформления таких расчетов в данном случае не ограничивается исключительно обязанностью применения контрольно-кассовой машины. Соответствующей организации предоставляется альтернативное право использования бланков строгой отчетности, которые в этой ситуации приравниваются к выбитым посредством применения такой машины контрольно-кассовым чекам.
С учетом изложенного и ввиду того, что вопрос о наличии в принадлежащем Обществу автомобиле маршрутного такси и выдаче его водителем бланков строгой отчетности не нашел своего отражения в материалах административной проверки, в то время как он имеет определяющее значение применительно к установлению в действиях Общества состава правонарушения, ответственность за которое предусмотрена статьей 14.5 КоАП РФ, кассационная инстанция полагает, что суд предшествующих инстанций сделал правильный вывод о недоказанности вины Общества во вменяемом ему правонарушении.
Поскольку вина Общества не доказана, у Инспекции отсутствовали правовые основания для привлечения его к административной ответственности.
При таких обстоятельствах суд кассационной инстанции считает, что обжалуемые Инспекцией судебные акты приняты в соответствии с нормами материального и процессуального права и вследствие этого отмене не подлежат.
Руководствуясь статьями 286, 287, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа
постановил:
решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 16.03.2007 и постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 09.08.2007 по делу N А56-1475/2007 оставить без изменения, а кассационную жалобу Инспекции Федеральной налоговой службы по Киришскому району Ленинградской области - без удовлетворения.
Председательствующий |
К.Ю. Коробов |
Т.В. Шпачева
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа от 13 ноября 2007 г. N А56-1475/2007
Текст постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Северо-Западного округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится с сохранением пунктуации и орфографии источника