Постановление Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа
от 20 ноября 2007 г. N А26-3931/2007
Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Казанцевой Р.В., судей Матлиной Е.О., Шпачевой Т.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 1 по Республике Карелия на решение Арбитражного суда Республики Карелии от 14.08.2007 по делу N А26-3931/2007 (судья Мещерякова К.И.),
установил:
Общество с ограниченной ответственностью "ВелТ-Карельские путешествия" (далее - Общество) обратилось в арбитражный суд с заявлением о признании незаконным и отмене постановлений Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 1 по Республике Карелия (далее - Инспекция) от 19.06.2007 NN 38, 39 о привлечении к административной ответственности Общества, а также его директора Ковалева М.В. за совершение административного правонарушения, предусмотренного статьей 15.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ).
Решением от 14.08.2007 постановление N 38 от 19.06.2007 о привлечении Общества к административной ответственности признано незаконным и отменено, а в части признания незаконным постановления N 39 от 19.06.2007 о привлечении Ковалева М.В. к административной ответственности производство по делу прекращено.
В апелляционном порядке дело не рассматривалось.
В кассационной жалобе Инспекция просит отменить решение в части признания незаконным постановления N 38 от 19.06.2007, считая, что судом неправильно применены нормы материального права. По мнению подателя жалобы, в книге учета доходов и расходов должны обязательно отражаться все сведения о поступлении в кассу предприятия денежной наличности.
Лица, участвующие в деле, надлежащим образом извещены о месте и времени судебного разбирательства, однако для участия в судебном заседании своих представителей не направили, в связи с чем жалоба рассмотрена в их отсутствие.
Проверив законность принятого по делу решения в соответствии с требованиями статьи 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, обсудив доводы жалобы, кассационная инстанция не находит оснований для ее удовлетворения.
Как следует из материалов дела, Инспекцией 07.06.2007 проведена проверка деятельности Общества по вопросам соблюдения порядка работы с денежной наличностью, применения контрольно-кассовой техники при осуществлении наличных денежных расчетов и проверка данных учета и отчетности за период с 17.03.2007 по 17.05.2007.
По результатам проверки составлен акт N 3 от 07.06.2007, в котором отражены сведения о снятии показаний фискальной памяти и об отражении суммы выручки в журнале кассира-операциониста, согласно которым выручка по показаниям счетчика контрольно-кассовой машины (далее - ККМ) составила 802 969 руб. 01 коп. (в последствии откорректированная до 800 709 руб. 01 коп.), и согласно записям журнала кассира-операциониста общая сумма выручки составила эту же сумму - 802 969 руб. 01 коп. В акте указано на тот факт, что в книге "Доходов и расходов" имеется превышение выручки в сумме 25 229 руб. 01 коп., и неоприходование в кассу предприятия этой же суммы наличных денежных средств, полученных от покупателей с применением ККМ.
По итогам рассмотрения материалов проверки Инспекцией в отношении Общества составлен протокол от 07.06.2007 об административном правонарушении, предусмотренном статьей 15.1 КоАП РФ (л.д. 14). Как указано в протоколе, в ходе проверки установлено, что сумма выручки по фискальному отчету превышает отраженную сумму в книге учета доходов и расходов в размере 25 229 руб. 01 коп.
Постановлением N 38 от 19.06.2007 Общество привлечено к административной ответственности по статье 15.1 КоАП РФ в виде штрафа в размере 40 000 руб. за неоприходование и неотражение суммы выручки в размере 21 618 руб. в составе дохода в книге "Доходов и расходов" (л.д. 6).
Принятое судом решение мотивировано тем, что неполное отражение полученных заявителем денежных средств в книге учета доходов и расходов не может рассматриваться как нарушение порядка работы с денежной наличностью.
Приведенный вывод является правильным.
Так, объективную сторону правонарушения, предусмотренного статьей 15.1 КоАП РФ, образует нарушение порядка работы с денежной наличностью и порядка ведения кассовых операций, выразившееся в осуществлении расчетов наличными денежными средствами с другими организациями сверх установленных размеров, неоприходовании (неполном оприходовании) в кассу денежной наличности, несоблюдении порядка хранения свободных денежных средств, а равно в накоплении в кассе наличных денег сверх установленных лимитов.
В соответствии с пунктом 3 Порядка ведения кассовых операций в Российской Федерации, утвержденного решением Совета директоров Центрального банка России от 22.09.1993 N 40 (далее - Порядок), для осуществления расчетов наличными деньгами каждое предприятие должно иметь кассу и вести кассовую книгу по установленной форме.
В соответствии с пунктами 22, 23, 24 Порядка в кассовой книге должны учитываться поступление и выдача денежной наличности.
Основным критерием установления факта неоприходования (неполного оприходования) денежной наличности в кассу предприятия является превышение фискальных данных отчетов контрольно-кассовых машин с кассовыми отчетами формы КО-4 и с данными регистров бухгалтерского учета по счетам 50 "Касса" и 90-1 "Выручка".
Книга учета доходов и расходов не является кассовой книгой предприятия, а для установления факта неоприходования наличных денежных средств необходимо установить разницу между показателями контрольно-кассовой техники и кассовой книги предприятия.
Такая разница, как следует из протокола об административном правонарушении и постановления о привлечении к административной ответственности, не устанавливалась. При таком положении следует признать правомерной ссылку суда на положения статьи 210 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Руководствуясь статьями 286, 287, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа
постановил:
решение Арбитражного суда Архангельской области от 14.08.2007 по делу N А26-3931/2007 оставить без изменения, а кассационную жалобу Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 1 по Республике Карелия - без удовлетворения.
Председательствующий |
Р.В. Казанцева |
Т.В. Шпачева
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа от 20 ноября 2007 г. N А26-3931/2007
Текст постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Северо-Западного округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится с сохранением пунктуации и орфографии источника