Постановление Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа
от 29 октября 2007 г. N А56-42862/2006
См. также определение Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа от 12 сентября 2007 г.
См. также решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 08 февраля 2007 г.
Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Коробова К.Ю., судей Афанасьева С.В. и Шпачевой Т.В.,
при участии от ОАО "Кольская горно-металлургическая компания" Полетаевой Н.А. (доверенность от 01.01.2007), от ОАО "Российские железные дороги" Мекшуна Н.В. (доверенность от 28.12.2006),
рассмотрев 23.10.2007 в открытом судебном заседании кассационную жалобу открытого акционерного общества "Российские железные дороги" на решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 08.02.2007 (судья Хайруллина Х.Х) и постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 29.06.2007 (судьи Старовойтова О.Р., Аносова Н.В., Попова Н.М.) по делу N А56-42862/2006,
установил:
Открытое акционерное общество "Кольская горно-металлургическая компания" (далее - ОАО "Кольская горно-металлургическая компания", Общество) обратилось в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области с иском к открытому акционерному обществу "Российские железные дороги" (далее - ОАО "РЖД", Дорога) о взыскании 461 111 руб. 62 коп. пеней за просрочку доставки грузов в соответствии со статьей 97 Устава железнодорожного транспорта Российской Федерации (далее - УЖТ РФ).
До вынесения судом решения истец в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации уменьшил размер исковых требований до 51 159 руб. 24 коп.
Решением от 08.02.2007 требования ОАО "Кольская горно-металлургическая компания" удовлетворены. С Дороги в пользу Общества взыскано 51 159 руб. 24 коп.
Постановлением Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 29.06.2007 решение оставлено без изменения.
В кассационной жалобе ОАО "РЖД" просит решение суда первой и постановление апелляционной инстанции отменить и принять по делу новый судебный акт, ссылаясь на неправильное применение судом норм материального права.
В обоснование жалобы ее податель указывает на необоснованность вывода суда о том, что сода кальцинированная, перевозимая истцом по спорным отправкам, не относится к категории опасных грузов. Ответчик полагает, что, поскольку указанный вид груза входит в перечень опасных грузов, указанных в Приложении 2 к Правилам перевозок опасных грузов по железным дорогам (далее - Правила перевозок опасных грузов по железным дорогам СНГ), утвержденным на пятнадцатом заседании Совета по железнодорожному транспорту государств - участников СНГ 05.04.1996, и, кроме того, к накладным на перевозку данного груза была приложена аварийная карточка, заполняемая при перевозках именно опасных грузов, ОАО "РЖД" правомерно, исходя из пункта 5.12 Правил исчисления сроков доставки грузов железнодорожным транспортом, (далее - Правила исчисления сроков), утвержденных приказом Министерства путей сообщения Российской Федерации от 18.06.2003 N 27, увеличило срок доставки груза на одни сутки.
В отзыве на кассационную жалобу Общество просит оставить обжалуемые судебные акты без изменения, указывая на необоснованность доводов кассационной жалобы.
В судебном заседании представитель ОАО "РЖД" подтвердил доводы, изложенные в кассационной жалобе. Представитель ОАО "Кольская горно-металлургическая компания" обратился с просьбой отказать в ее удовлетворении.
Законность обжалуемых судебных актов проверена в кассационном порядке.
Как следует из материалов дела, в марте - апреле 2006 года Дорогой по железнодорожным накладным N 537323, 537336, 537541, 537554, 537573 в адрес истца перевозился груз - натрия карбонат (натрий углекислый, сода кальцинированная), перевозка которого осуществлялась насыпью и навалом.
По железнодорожным накладным N 124787, 129437, 161413, 266534, 5297674, 347468, 392529, 401314, 403528, 405137, 405218, 413991, 405032 в этот же период осуществлялся возврат порожних вагонов из-под серной кислоты после ее выгрузки.
По данным отправкам груз и порожние вагоны на указанные в накладных станции назначения прибыли с просрочкой.
По факту просрочки истец в соответствии со статьей 97 УЖТ РФ начислил неустойку в общей сумме 51 159 руб. 24 коп., которая была предъявлена ответчику к возмещению в составе сумм, указанных в претензии от 16.05.2006 N 35900-557.
В связи с тем, что ответа на указанную претензию, равно как и удовлетворения изложенных в ней требований, со стороны ОАО "РЖД" не последовало, ОАО "Кольская горно-металлургическая компания" обратилось в арбитражный суд с настоящим иском.
Суд первой и апелляционной инстанций признал требования истца обоснованными как по праву, так и по размеру и на основании этого взыскал с ОАО "РЖД" в пользу Общества 51 159 руб. 24 коп. штрафа. При этом суд отклонил доводы ответчика о том, что перевозившийся по спорным накладным груз, равно как и порожние вагоны из-под серной кислоты, относятся к категории опасных, в связи с чем пришел к выводу, что к ним не может быть применено установленное в пункте 5.12 Правил исчисления сроков положение об увеличении сроков доставки.
По мнению суда, применительно к перевозке порожних вагонов из-под серной кислоты, последние не могут быть отнесены к грузу как к таковому, поскольку являются тарой из-под этого груза, а следовательно, не имеется оснований к зачислению указанной тары в число опасных грузов.
В отношении же перевозившегося Дорогой натрия карбоната (натрия углекислого, соды кальцинированной), который под наименованием соды кальцинированной включен в перечень опасных грузов Приложением N 2 к Правилам перевозок опасных грузов по железным дорогам СНГ, суд указал, что такие правила распространяются только на перевозку соответствующих грузов по железным дорогам стран Содружества, исходя из чего к перевозкам по территории Российской Федерации следует применять Правила перевозок опасных грузов по железным дорогам (утвержденные Министерством путей сообщения Российской Федерации 27.12.1994, (далее - Правила от 27.12.1994), в составе которых указанный груз как опасный не числится.
Проверив обоснованность занятой судом позиции, кассационная инстанция находит правомерным его вывод об отсутствии оснований для отнесения к числу опасных грузов порожних цистерн из-под серной кислоты, которые представляют собой лишь тару из-под груза и не могут учитываться в качестве обстоятельства, увеличивающего срок доставки вагонов.
Вместе с тем суд кассационной инстанции не может согласиться с доводом суда о том, что не является опасным грузом также и натрия карбонат (натрий углекислый, сода кальцинированная), который, по мнению суда предшествующих инстанций, относился к таковым лишь Правилами перевозок опасных грузов по железным дорогам СНГ, не подлежащими применению к внутригосударственным перевозкам.
В данной ситуации судом не были приняты во внимание положения Приложения 2 к Правилам от 27.12.1994, которые в Алфавитном указателе опасных грузов, допущенных к перевозке по железным дорогам в крытых вагонах и контейнерах, к числу опасных грузов относят соду кальцинированную.
Таким образом, поскольку под наименованием соды кальцинированной подразумевается также натрия карбонат или натрий углекислый, перевозившийся Дорогой по спорным накладным N 537323, 537336, 537541, 537554, 537573, суд кассационной инстанции полагает, что к данным перевозкам подлежит применению пункт 5.12 Правил исчисления сроков, устанавливающий применительно к опасным грузам увеличение сроков их перевозки на одни сутки.
В силу изложенного и исходя из того, что указанные сроки уже были учтены Дорогой при частичной оплате первоначально начисленного истцом штрафа, кассационная инстанция находит, что требования Общества являются обоснованными лишь в части разницы между предъявленной ко взысканию суммой (51 159 руб. 24 коп.) и не погашенной ответчиком частью требований, заявленных по вышеуказанным накладным.
Названные обстоятельства являются основанием для изменения принятых по делу судебных актов с перераспределением пропорционально подлежащим удовлетворению требованиям сумм государственной пошлины.
Руководствуясь статьями 286 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа
постановил:
решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 08.02.2007 и постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 29.06.2007 по делу N А56-42862/2006 изменить.
Взыскать с открытого акционерного общества "Российские железные дороги" в пользу открытого акционерного общества "Кольская горно-металлургическая компания" 24 901 руб. 74 коп. пеней за просрочку в доставке грузов.
В остальной части в иске отказать.
Взыскать с открытого акционерного общества "Российские железные дороги" в пользу открытого акционерного общества "Кольская горно-металлургическая компания" 990 руб. 53 коп. расходов по государственной пошлине по иску.
Взыскать с открытого акционерного общества "Кольская горно-металлургическая компания" в пользу открытого акционерного общества "Российские железные дороги" 1 026 руб. 50 коп. расходов по апелляционной и кассационной жалобам.
Возвратить открытому акционерному обществу "Кольская горно-металлургическая компания" из федерального бюджета 8 737 руб. 45 коп. государственной пошлины по иску.
Председательствующий |
К.Ю. Коробов |
Т.В. Шпачева
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа от 29 октября 2007 г. N А56-42862/2006
Текст постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Северо-Западного округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится с сохранением пунктуации и орфографии источника