Постановление Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа
от 19 ноября 2007 г. N А26-513/2007
Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Кустова А.А., судей Сосниной О.Г., Тарасюка И.М.,
рассмотрев 13.11.2007 в открытом судебном заседании кассационную жалобу муниципального учреждения "Расчетно-кассовый центр жилищно-коммунального хозяйства" на решение Арбитражного суда Республики Карелия от 27.04.2007 (судья Тойвонен И.Ю.) и постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 22.08.2007 (судьи Полубехина Н.С., Мельникова Н.А., Тимухина И.А.) по делу N А26-513/2007,
установил:
Прокурор Республики Карелия обратился в Арбитражный суд Республики Карелия с иском к открытому акционерному обществу Банк "Онего" в лице Сортавальского филиала (далее - Банк) и муниципальному учреждению "Расчетно-кассовый центр жилищно-коммунального, хозяйства" (далее - Учреждение) о признании недействительным договора банковского счета от 11.01.2006 N 388 и применении последствий недействительной сделки в виде закрытия счета.
Определением от 05.03.2007 к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено Управление Федерального казначейства по Республике Карелия.
Решением от 27.04.2007 иск удовлетворен. Договор банковского счета от 11.01.2006 N 388 признан недействительным как не соответствующий Бюджетному кодексу Российской Федерации (далее - БК РФ). На Учреждение возложена обязанность по закрытию банковского расчетного счета N 40703810000010000009, открытого на основании признанного недействительным договора банковского счета от 11.01.2006 N 388.
Постановлением апелляционной инстанции от 22.08.2007 решение оставлено без изменения.
В кассационной жалобе Учреждение просит отменить решение и постановление и принять новый судебный акт об отказе прокурору Республики Карелия в иске. Податель жалобы считает, что решение и постановление приняты с нарушением норм материального права.
О времени и месте рассмотрении жалобы лица, участвующие в деле, надлежаще извещены, однако в суд кассационной инстанции своих представителей не направили.
Законность обжалуемых судебных актов проверена в кассационном порядке.
Как следует из материалов дела, между Банком и Учреждением заключен договор банковского счета от 11.01.2006, предметом которого является расчетно-кассовое обслуживание банковского счета N 40703810000010000009.
Прокурор Республики Карелия, полагая, что заключение договора от 11.01.2006 противоречит нормам бюджетного законодательства, обратился в арбитражный суд.
Суд пришел к выводу, что договор банковского счета от 11.01.2006 является недействительным, поскольку нарушает требования закона о казначейском исполнении бюджетов и принцип единства кассы (статьи 215, 216 БК РФ).
Суд кассационной инстанции, проверив законность обжалуемого судебного акта, пришел к следующим выводам.
Согласно уставу муниципальное учреждение "Расчетно-кассовый центр жилищно-коммунального хозяйства" учреждено на основании постановления главы местного самоуправления города Сортавала от 28.01.2002 N 33. Учреждение является некоммерческой организацией, имеет смету, отдельный баланс для учета имущества, поступающего в самостоятельное распоряжение Учреждения, расчетный и иные счета в кредитных учреждениях, бланки и круглую печать со своим наименованием. В соответствии с пунктом 3.3 устава источниками формирования имущества и финансовых ресурсов Учреждения являются в том числе и бюджетные средства.
Таким образом, в силу пункта 1 статьи 161 БК РФ муниципальное учреждение "Расчетно-кассовый центр жилищно-коммунального хозяйства" является бюджетным учреждением.
В соответствии с пунктом 1 статьи 41 БК РФ доходы бюджетов образуются за счет налоговых и неналоговых видов доходов, а также за счет безвозмездных и безвозвратных перечислений.
К числу неналоговых доходов относятся доходы от платных услуг, оказываемых бюджетными учреждениями, находящимися в ведении соответственно федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, после уплаты налогов и сборов, предусмотренных законодательством о налогах и сборах (пункт 4 статьи 41 БК РФ).
Пунктом 2 статьи 42 БК РФ предусмотрено, что доходы бюджетного учреждения, полученные от предпринимательской и иной деятельности, приносящей доход, после уплаты налогов и сборов, предусмотренных законодательством о налогах и сборах, в полном объеме учитываются в смете доходов и расходов бюджетного учреждения и отражаются в доходах соответствующего бюджета как доходы от использования имущества, находящегося в государственной или муниципальной собственности, либо как доходы от оказания платных услуг.
Таким образом, с учетом изложенного доходы полученные Учреждением от предпринимательской деятельности, являются доходами бюджета.
Статьей 216 БК РФ установлен принцип единства кассы, который предусматривает зачисление всех поступающих доходов бюджета, привлечение и погашение источников финансирования дефицита бюджета и осуществление всех расходов с единого счета бюджета, за исключением операций по исполнению федерального бюджета, осуществляемых за пределами Российской Федерации в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Бюджеты всех уровней бюджетной системы Российской Федерации исполняются на основе принципа единства кассы.
Таким образом, все доходы, включая доходы, полученные Учреждением от предпринимательской деятельности, зачисляются на единый счет.
В соответствии со статьей 215 БК РФ в Российской Федерации устанавливается казначейское исполнение бюджетов. На органы исполнительной власти возлагаются организация исполнения и исполнение бюджетов, управление счетами бюджетов и бюджетными средствами. Указанные органы являются кассирами всех распорядителей и получателей бюджетных средств и осуществляют платежи за счет бюджетных средств от имени и по поручению бюджетных учреждений.
Для кассового обслуживания исполнения бюджетов Федеральное казначейство открывает счета в Центральном банке Российской Федерации с учетом положений статей 156 и 216 Бюджетного кодекса Российской Федерации. Все кассовые операции по исполнению бюджетов осуществляются Федеральным казначейством через указанные счета и отражаются в отчетности о кассовом исполнении бюджетов, представляемой им финансовым органам.
Приказом Федерального казначейства от 30.12.2005 N 19н утверждена Инструкция о порядке кассового обслуживания территориальными органами Федерального казначейства операций со средствами, полученными бюджетными учреждениями субъектов Российской Федерации и муниципальных образований от предпринимательской и иной приносящей доход деятельности (далее - Инструкция).
В соответствии с пунктом 1.6 Инструкции кассовые операции со средствами, полученными из внебюджетных источников, осуществляются органом Федерального казначейства от имени и по поручению финансового органа (уполномоченного органа), или получателя средств бюджета на основании платежных документов, оформленных ими в соответствии с Положением Банка России и Минфина России от 20 мая 2004 года N 257-П и 46н "Об особенностях расчетно-кассового обслуживания подразделениями расчетной сети Банка России и кредитными организациями (филиалами) счетов органов Федерального казначейства Министерства финансов Российской Федерации в условиях открытия главными распорядителями, распорядителями и получателями бюджетных средств лицевых счетов в органах Федерального казначейства Министерства финансов Российской Федерации" (далее - Положение).
Пунктом 1 Положения установлено, что бюджетополучатели при полном переходе на обслуживание в органы Федерального казначейства закрывают в установленном порядке ранее открытые в банках счета по учету средств федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации и местных бюджетов, а также средств, полученных от предпринимательской и иной приносящей доход деятельности.
Таким образом, суд кассационной инстанции считает, что открытие и обслуживание банковского счета муниципальным учреждением в коммерческих банках противоречит действующему законодательству.
Учитывая изложенное, кассационная инстанция считает, что обжалуемые судебные акты приняты с соблюдением норм материального и процессуального права, в связи с чем не находит оснований для их отмены.
Руководствуясь статьями 286, 287, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа
постановил:
решение Арбитражного суда Республики Карелия от 27.04.2007 и постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 22.08.2007 по делу N А56-513/2007 оставить без изменения, а кассационную жалобу муниципального учреждения "Расчетно-кассовый центр жилищно-коммунального хозяйства" - без удовлетворения.
Председательствующий |
А.А. Кустов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа от 19 ноября 2007 г. N А26-513/2007
Текст постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Северо-Западного округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится с сохранением пунктуации и орфографии источника