Постановление Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа
от 26 ноября 2007 г. N А13-13160/2006-29
См. также определение Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа от 01 октября 2007 г.
Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Кустова А.А.,
судей Кравченко Т.В., Тарасюка И.М.,
при участии от открытого акционерного общества "Вологодская сбытовая компания" Сысолятиной Л.А. (доверенность от 19.12.2006),
рассмотрев 20.11.2007 в открытом судебном заседании кассационную жалобу Департамента финансов Вологодской области на постановление Четырнадцатого арбитражного апелляционного суда от 13.07.2007 по делу N А13-13160/2006-29 (судьи Романова А.В., Журавлев А.В., Козлова С.В.),
установил:
Открытое акционерное общество "Вологодская сбытовая компания" (далее - Общество, ОАО "Вологодская сбытовая компания") обратилось в Арбитражный суд Вологодской области с иском к Вологодской области в лице Департамента финансов Вологодской области (далее - Департамент финансов), муниципальному образованию "Великоустюгский муниципальный район" в лице Финансового управления администрации Великоустюгского муниципального района (далее - Финансовое управление) о взыскании 65 819 руб. 08 коп. расходов, возникших в результате предоставления в 2004 году льгот по оплате электроэнергии во исполнение Закона Вологодской области от 01.02.2000 N 462-ОЗ "О социальной защите граждан, выполнявших в период прохождения военной и специальной службы задачи в условиях чрезвычайного положения или при вооруженных конфликтах, и ветеранов боевых действий" (далее - Закон N 462-ОЗ) и Закона Вологодской области от 04.01.2002 N 746-ОЗ "Об установлении льгот отдельным категориям пенсионеров" (далее - Закон N 746-ОЗ).
Решением от 11.05.2007 в иске Обществу отказано.
Постановлением апелляционной инстанции от 13.07.2007 решение отменено, с Вологодской области за счет средств ее казны в пользу ОАО "Вологодская сбытовая компания" взыскано 65 819 руб. 08 коп. убытков. В иске к муниципальному образованию "Великоустюгский муниципальный район" отказано. С Вологодской области за счет средств ее казны в пользу ОАО "Вологодская сбытовая компания" взыскано 2 474 руб. 59 коп. государственной пошлины за рассмотрение иска и апелляционной жалобы. Обществу из федерального бюджета Российской Федерации возвращена излишне уплаченная государственная пошлина в сумме 260 руб. 02 коп.
В кассационной жалобе Департамент финансов просит отменить постановление апелляционной инстанции и оставить в силе решение суда первой инстанции. В обоснование жалобы Департамент финансов приводит следующие доводы:
- в нарушение установленных постановлениями Правительства Вологодской области от 09.02.2004 N 135 и от 21.11.2002 N 785 Порядков реализации Законов N 462-ОЗ и 746-ОЗ Общество не согласовало реестры на возмещение расходов по предоставлению льгот с финансовыми органами муниципальных образований области;
- незаконность действий (бездействия) органов государственной власти Вологодской области не установлена.
Законность обжалуемого судебного акта проворена в кассационном порядке.
Согласно пункту 4 статьи 3 Закона N 462-ОЗ, утратившего силу с 01.01.2005 в связи с принятием Закона Вологодской области от 22.10.2004 N 1058-ОЗ, лица, указанные в статье 1 данного Закона, в том числе совместно проживающие с ними члены их семей имеют право на оплату коммунальных услуг в размере 50% в пределах нормативов потребления, установленных органами местного самоуправления.
Статьей 5 Закона N 462-ОЗ установлено, что финансирование расходов, связанных с предоставлением социальных льгот, предусмотренных данным Законом, осуществляется за счет средств областного бюджета. Порядок реализации названного Закона определяется правительством области.
Порядок реализации Закона N 462-ОЗ был утвержден постановлением Правительства Вологодской области от 09.02.2004 N 135 (далее - постановление N 135), которое утратило силу в связи с изданием постановления Правительства Вологодской области от 29.11.2004 N 1097.
В соответствии со статьей 2 Закона N 746-ОЗ, утратившего силу с 01.01.2005 в связи с принятием Закона Вологодской области от 22.10.2004 N 1058-ОЗ, пенсионеры, указанные в статье 1 данного Закона, имеют право на оплату коммунальных услуг в размере 50% в пределах нормативов потребления, установленных органами местного самоуправления.
Согласно статьям 3 и 4 Закона N 746-ОЗ финансирование расходов, связанных с предоставлением льгот, предусмотренных данным Законом, осуществляется за счет средств областного бюджета в порядке, утвержденном правительством области.
Как следует из материалов дела, Общество в 2004 году при взимании платы с жителей Великоустюгского муниципального района учитывало льготы, предусмотренные Областными законами N 462-ОЗ и 746-ОЗ, в связи с чем у него возникни расходы в сумме 65 819 руб. 08 коп. Поскольку указанные расходы ему не были возмещены, ОАО "Вологодская сбытовая компания" обратилась в арбитражный суд с иском об их взыскании.
Суд первой инстанции, отказывая в удовлетворении иска, пришел к выводу, что истец не представил в суд реестры льготников, согласованные с финансовыми органами Великоустюгского муниципального района.
Апелляционная инстанция не согласилась с выводами суда первой инстанции и пришла к выводу, что требования истца подлежат удовлетворению, поскольку Финансовое управление в отзыве на апелляционную жалобу указало, что реестры истца были проверены и сумму льгот оно подтверждает, замечаний и возражений по размеру предоставленных льгот не имеет. Таким образом, суд апелляционной инстанции считает, что вывод суда первой инстанции о несогласованности представленных реестров не соответствует обстоятельствам дела.
Кассационная коллегия, изучив доводы жалобы и проверив законность обжалуемого акта, пришла к следующим выводам.
В соответствии с постановлением Правительства Вологодской области от 09.02.2004 N 135, которым утвержден Порядок реализации Закона N 462-ОЗ, организации, предоставляющие жилищные и коммунальные услуги, обеспечивающие население сжиженным газом, ведут помесячный реестр на возмещение расходов по предоставлению льгот по оплате жилья и коммунальных услуг (приложение 2), который согласовывается с органами социальной защиты населения муниципальных образований, а затем с финансовыми органами муниципальных образований области.
Согласно Порядку реализации Закона N 746-ОЗ, утвержденному постановлением Правительства Вологодской области от 21.11.2002 N 785, возмещение расходов, понесенных организациями в связи с предоставлением льгот по оплате жилья и коммунальных услуг, производится за счет средств областного бюджета путем предоставления субвенций муниципальным образованиям области в соответствии с договорами, заключенными органами местного самоуправления муниципальных образований с организациями, предоставляющими услуги, на основании согласованных с органами социальной защиты населения и финансовыми органами местного самоуправления помесячных реестров на возмещение расходов по предоставлению льгот.
Как усматривается из материалов дела, в 2004 году Общество не обращалось в Финансовое управление для согласования реестров льготникам, которым предоставлялись льготы.
Вместе с тем письмом от 03.05.2007 N 04-22/139 Финансовое управление указало, что сумма в исковом заявлении соответствует сумме представленных реестров и составляет 65 819,08 руб. без налога на добавленную стоимость (лист дела 104). Из письма Финансового управления от 08.05.2007 N 04-22/152 следует, что камеральная проверка представленных реестров подтверждает сумму предоставленных льгот в размере 65 819,08 руб. В случае своевременного представления данные реестры были бы согласованы Финансовым управлением (лист дела 105). Возражений по расчету не представлено.
Суд апелляционной инстанции оценил представленные доказательства и пришел к выводу, что факт предоставления льгот и размер заявленных к возмещению убытков подтверждаются имеющимися в материалах дела доказательствами.
Вологодская область в правовых актах, принятых во исполнение Законов N 462-ОЗ и 746-ОЗ, установивших льготы ряду категорий граждан, предусмотрела последующую компенсацию не полученной от потребителей платы. Неисполнение данной обязанности по компенсации влечет возникновение убытков у истца, оказавшего услуги по льготным ценам (тарифам).
Поскольку в материалах дела отсутствуют доказательства приостановления полностью или частично действия Законов N 462-ОЗ и 746-ОЗ законами о бюджете Вологодской области на соответствующий год заявленного истцом периода, а требования истца являются обоснованными по существу, суммы убытков подлежат взысканию за счет казны Вологодской области.
При таких обстоятельствах суд апелляционной инстанции пришел к правильному выводу о том, что исковые требования подлежат удовлетворению за счет казны Вологодской области.
Учитывая изложенное, кассационная инстанция считает, что постановление принято с соблюдением норм материального и процессуального права и соответствует фактическим обстоятельствам дела, основания для его отмены отсутствуют.
Руководствуясь статьями 286, 287, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа
постановил:
постановление Четырнадцатого арбитражного апелляционного суда от 13.07.2007 по делу N А13-13160/2006-29 оставить без изменения, а кассационную жалобу Департамента финансов Вологодской области - без удовлетворения.
Председательствующий |
А.А. Кустов |
И.М. Тарасюк
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа от 26 ноября 2007 г. N А13-13160/2006-29
Текст постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Северо-Западного округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится с сохранением пунктуации и орфографии источника