Постановление Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа
от 29 ноября 2007 г. N А42-2257/2007
Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Кочеровой Л.И., судей Дмитриева В.В., Кузнецовой Н.Г.,
рассмотрев 28.11.07 в открытом судебном заседании кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Коммандит Сервис" на решение Арбитражного суда Мурманской области от 09.06.07 (судья Драчева Н.И.) и постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 21.08.07 (судьи Будылева М.В., Горбачева О.В., Загараева П.П.) по делу N А42-2257/2007,
установил:
Общество с ограниченной ответственностью "Коммандит Сервис" (далее - общество) обратилось в Арбитражный суд Мурманской области с заявлением о признании недействительным решения Инспекции Федеральной налоговой службы по городу Мурманску (далее - инспекция) от 23.01.07 N 429 в части отказа в возмещении 460 608, 60 руб. налога на добавленную стоимость по декларации за март 2006 года.
Решением суда от 09.06.07 требования заявителя оставлены без удовлетворения.
Постановлением Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 21.08.07 решение суда оставлено без изменения.
В кассационной жалобе общество, ссылаясь на нарушение судом норм материального права, а именно подпункта 2 пункта 1 статьи 164 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ), просит отменить принятые по делу судебные акты и удовлетворить заявленные требования. По мнению подателя жалобы, суды необоснованно посчитали услуги по подаче и уборке вагонов, оказанные открытым акционерным обществом "Российские железные дороги" (далее - ОАО "РЖД") обществу и оплаченные последним с применением ставки налога на добавленную стоимость 18 процентов, относящимися к услугам, перечисленным в подпункте 2 пункта 1 статьи 164 НК РФ, облагаемым налогом по ставке 0 процентов. Поэтому вывод суда о том, что общество неправомерно предъявило к вычету налог на добавленную стоимость, уплаченный поставщику по этим услугам, в декларации по собственным экспортным операциям за март 2006 года, ошибочен. Общество считает, что взимание сбора за подачу и уборку вагонов не может считаться экспортной услугой, так как указанный сбор взимается не за перевозку , погрузку, разгрузку, перевалку и иные подобные работы с экспортируемым грузом, а за эксплуатацию железнодорожных путей необщего пользования, подачу, уборку вагонов по отдельному договору.
Представители общества и инспекции, надлежащим образом извещенных о месте и времени слушания дела, в судебное заседание не явились, поэтому жалоба рассмотрена в их отсутствие.
Законность обжалуемых судебных актов проверена в кассационном порядке.
Как следует из материалов дела, инспекцией проведена камеральная налоговая проверка представленной обществом 23.10.06 уточненной налоговой декларации по налогу на добавленную стоимость по налоговой ставке 0 процентов за март 2006 года и документов, поданных в соответствии со статьей 165 НК РФ.
В представленной декларации за март 2006 года обществом заявлены налоговые вычеты в сумме 7 059 725 руб., в том числе суммы налога на добавленную стоимость, уплаченные ОАО "Российские железные дороги" (далее - ОАО "РЖД") в качестве сбора за подачу и уборку вагонов на основании договора на эксплуатацию железнодорожного пути необщего пользования.
В ходе проверки налоговый орган пришел к выводу о том, что оказанные ОАО "РЖД" обществу услуги должны облагаться налогом на добавленную стоимость по ставке 0 процентов на основании подпункта 2 пункта 1 статьи 164 НК РФ, а, следовательно, ОАО "РЖД" не вправе было предъявлять обществу к оплате счета-фактуры по этим услугам с применением ставки налога 18 процентов. Общество же, соответственно, не вправе заявлять к вычету сумму уплаченного ОАО "РЖД" налога по счетам-фактурам, выставленным за подачу и уборку вагонов.
По результатам проверки налоговым органом принято 23.01.07 решение N 429 об отказе обществу в возмещении 706 293, 79 руб. налога на добавленную стоимость по декларации за март 2006 года.
Считая недействительным принятое налоговым органом решение в части отказа в возмещении 460 608, 60 руб. налога на добавленную стоимость по названным услугам, общество обжаловало его в арбитражный суд.
Отказывая обществу в удовлетворении требований, судебные инстанции пришли к выводу о том, что услуги по подаче и уборке вагонов, оказанные ОАО "РЖД" обществу и оплаченные последним с применением ставки налога на добавленную стоимость 18 процентов на основании выставленных счетов-фактур, относятся к услугам, перечисленным в подпункте 2 пункта 1 статьи 164 НК РФ, облагаемым налогом по ставке 0 процентов, а, следовательно, общество неправомерно предъявило налоговые вычеты по этим услугам в декларации по собственным экспортным операциям за март 2006 года.
Кассационная инстанция считает такой вывод ошибочным по следующим основаниям.
Согласно подпункту 1 пункта 1 статьи 164 НК РФ налогообложение производится по налоговой ставке 0 процентов при реализации товаров, вывезенных в таможенном режиме экспорта, а также товаров, помещенных под таможенный режим свободной таможенной зоны, при условии представления в налоговые органы документов, предусмотренных статьей 165 НК РФ.
В соответствии с подпунктом 2 пункта 1 статьи 164 НК РФ налогообложение производится по налоговой ставке 0 процентов при реализации работ (услуг), непосредственно связанных с производством и реализацией товаров, указанных в подпункте 1 пункта 1 статьи 164 Кодекса.
Положения подпункта 2 пункта 1 статьи 164 НК РФ распространяются на работы (услуги) по организации и сопровождению перевозок, перевозке или транспортировке, организации, сопровождению, погрузке и перегрузке вывозимых за пределы территории Российской Федерации или ввозимых на территорию Российской Федерации товаров, выполняемые (оказываемые) российскими организациями или индивидуальными предпринимателями (за исключением российских перевозчиков на железнодорожном транспорте), и иные подобные работы (услуги), а также на работы (услуги) по переработке товаров, помещенных под таможенный режим переработки на таможенной территории.
Подпунктом 9 пункта 1 статьи 164 НК РФ установлено, что налогообложение производится по налоговой ставке 0 процентов выполняемых российскими перевозчиками на железнодорожном транспорте работ (услуг) по перевозке или транспортировке экспортируемых за пределы территории Российской Федерации товаров и вывозу с таможенной территории Российской Федерации продуктов переработки на таможенной территории Российской Федерации, а также связанных с такой перевозкой или транспортировкой работ (услуг), в том числе работ (услуг) по организации перевозок, сопровождению, погрузке, перегрузке.
Таким образом, применение ставки 0 процентов по налогу на добавленную стоимость при выполнении работ, оказании услуг связывается с осуществлением операций, имеющих непосредственное отношение к товарам, вывезенным в таможенном режиме экспорта, а также товарам, помещенным под таможенный режим свободной таможенной зоны.
Как установлено судами и подтверждается материалами дела между ОАО "Российские железные дороги" и обществом заключен договор от 05.12.05 N 5/356 на эксплуатацию железнодорожного пути необщего пользования.
Согласно указанному договору ОАО "РЖД" производит подачу вагонов, прибывающих в адрес общества, осуществляет их расстановку и уборку с железнодорожного пути необщего пользования, принадлежащего обществу на праве аренды, к главному пути перегона станции Комсомольск-Мурманский-Ваенга. В свою очередь общество в соответствии с пунктом 16.1.2 договора N 5/356 уплачивает за эксплуатацию названного железнодорожного пути сбор, который начисляется ежесуточно независимо от того, производилась ли фактическая подача (уборка) вагонов в эти сутки или нет. Следовательно, отношения по перевозке грузов российскими перевозчиками на железнодорожном транспорте и по выполнению иных работ, связанных с товаром, вывезенным в таможенном режиме экспорта, а также товаром, помещенным под таможенный режим свободной таможенной зоны, не должны подменять отношений по эксплуатации железнодорожного пути необщего пользования, поскольку последние оформляются самостоятельным договором, оплата по которому производится вне связи с деятельностью налогоплательщика по экспорту товара.
Таким образом, услуги по подаче и уборке вагонов, которые оказывает ОАО "РЖД" обществу по вышеназванному договору, не попадают в перечень работ (услуг), перечисленных в подпунктах 2 и 9 пункта 1 статьи 164 НК РФ.
При таких обстоятельствах принятые по делу судебные акты подлежат отмене, а кассационная жалоба общества - удовлетворению.
Учитывая изложенное и руководствуясь статьями 286, 287 (пункт 2 части 1) Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа
постановил:
решение Арбитражного суда Мурманской области от 09.06.07 и постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 21.08.07 по делу N А42-2257/2007 отменить.
Признать недействительным решение Инспекции Федеральной налоговой службы по городу Мурманску от 23.01.07 N 429 в части отказа в возмещении обществу с ограниченной ответственностью "Коммандит Сервис" 460 608, 6 руб. налога на добавленную стоимость, уплаченного при осуществлении расчетов за подачу и уборку вагонов.
Председательствующий |
Л.И. Кочерова |
Н.Г. Кузнецова
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа от 29 ноября 2007 г. N А42-2257/2007
Текст постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Северо-Западного округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится с сохранением пунктуации и орфографии источника