Постановление Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа
от 10 декабря 2007 г. N А05-7801/2007
Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Кустова А.А., судей Кирилловой И.И., Тарасюка И.М.,
при участии председателя Собрания депутатов муниципального образования "Верхнетоемский муниципальный район" Мужикова Е.Н. (решение об избрании от 14.01.2005 N 3),
рассмотрев 04.12.2007 в открытом судебном заседании кассационную жалобу администрации муниципального образования "Федьковское" на решение Арбитражного суда Архангельской области от 05.10.2007 по делу N А05-7801/2007 (судьи Калашникова В.А., Ипаев С.Г., Полуянова Н.М.),
установил:
Администрация муниципального образования "Федьковское" (далее - Администрация) обратилась в Арбитражный суд Архангельской области с заявлением о признании недействующим пункта 1.10 решения Собрания депутатов муниципального образования "Верхнетоемский муниципальный район" (далее - Собрание депутатов) от 25.06.2007 N 2 "О внесении изменений и дополнений в решение Собрания депутатов от 18.12.2006 N 8 "О бюджете муниципального образования "Верхнетоемский муниципальный район" на 2007 год".
Решением от 05.10.2007 в удовлетворении заявления отказано.
В апелляционном порядке дело не рассматривалось.
В кассационной жалобе Администрация просит отменить решение, ссылаясь на нарушение судом норм материального права. По мнению подателя жалобы, бюджетным законодательством не предусмотрено в течение финансового года изменение размера финансовой помощи из бюджета муниципального района бюджетам поселений, входящих в состав данного муниципального района. Администрация также ссылается на то, что возникли расходные обязательства по содержанию муниципального жилищного фонда, поэтому уменьшение финансовой помощи является необоснованным.
Отзыв на кассационную жалобу не представлен.
Законность обжалуемого решения проверена в кассационном порядке.
В соответствии с частью 1 статьи 192 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействующим нормативного правового акта, принятого государственным органом, органом местного самоуправления, иным органом, должностным лицом, если полагают, что оспариваемый нормативный правовой акт или отдельные его положения не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту, имеющим большую юридическую силу, и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономическом деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности или создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
В силу части 3 статьи 191 АПК РФ дела об оспаривании нормативных правовых актов рассматриваются в арбитражном суде, если их рассмотрение в соответствии с федеральным законом отнесено к компетенции арбитражных судов.
В силу статьи 78 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" решения, принятые путем прямого волеизъявления граждан, решения и действия (бездействие) органов местного самоуправления и должностных лиц местного самоуправления могут быть обжалованы в суд или арбитражный суд в установленном законом порядке.
Статьей 46 Федерального закона от 28.08.1995 N 154-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" органам местного самоуправления предоставлено право предъявлять в суд или арбитражный суд иски о признании недействительными нарушающих права местного самоуправления актов органов государственной власти и государственных должностных лиц, органов местного самоуправления и должностных лиц, органов местного самоуправления и должностных лиц местного самоуправления, предприятий, учреждений и организаций, а также общественных объединений.
Таким образом, суд кассационной инстанции считает, что арбитражный суд правомерно рассмотрел заявление Администрации по существу.
Пунктом 1 статьи 142.1 Бюджетного кодекса Российской Федерации (далее - БК РФ) предусмотрено, что финансовая помощь из бюджета муниципального района бюджетам поселений, входящих в состав данного муниципального района, может предоставляться в форме дотаций из районного фонда финансовой поддержки поселений и иных дотаций и субсидий в соответствии с нормативными правовыми актами представительного органа муниципального района, принимаемыми в соответствии с требованиями названного Кодекса и соответствующими им законами субъекта Российской Федерации.
Таким образом, БК РФ предусмотрено предоставление финансовой помощи бюджетам поселений в форме дотаций как из районного фонда финансовой поддержки, так и иных дотаций и субсидий.
В соответствии с пунктом 2 статьи 142.1 БК РФ в целях дополнительного по отношению к дотациям из регионального фонда финансовой поддержки поселений выравнивания финансовых возможностей органов местного самоуправления поселений по осуществлению своих полномочий по вопросам местного значения в составе бюджетов муниципальных районов могут образовываться районные фонды финансовой поддержки поселений.
Порядок образования районных фондов финансовой поддержки поселений и распределения дотаций из указанных фондов устанавливается законом субъекта Российской Федерации в соответствии с требованиями настоящего Кодекса.
Распределение дотаций из районных фондов финансовой поддержки поселений между поселениями утверждается решением представительного органа муниципального района о бюджете муниципального района на очередной финансовый год (пункт 5 статьи 142.1 БК РФ).
Согласно пункту 10 решения Собрания депутатов от 18.12.2006 N 3 "О бюджете муниципального образования "Верхнетоемский муниципальный район" на 2007 год" создан районный фонд финансовой поддержки поселений в составе расходов бюджета муниципального образования "Верхнетоемский муниципальный район", который образуется в объеме субвенции бюджетам муниципальных районов для осуществления государственных полномочий по расчету и предоставлению дотаций из областного фонда финансовой поддержки поселений. Объем субвенций и размер дотаций бюджетам поселений из районного фонда финансовой поддержки определяется в соответствии с областным законом от 09.11.2005 N 93-6-ОЗ "О реализации полномочий Архангельской области в сфере регулирования межбюджетных отношений" (далее - Закон N 93-6-ОЗ).
Как следует из материалов дела, дотации районного фонда финансовой поддержки поселений распределены согласно приложению N 7 к решению от 18.12.2006 N 3, в соответствии с которым муниципальному образованию "Федьковское" предусмотрено 905 тыс. руб. (лист дела 74). В указанное приложение изменения не вносились.
Пунктом 11 решения Собрания депутатов от 18.12.2006 утверждена финансовая помощь бюджетам поселений на поддержку мер по обеспечению сбалансированности бюджетов поселений из бюджета муниципального образования "Верхнетоемский муниципальный район" на 2007 год в сумме 13 016 тыс. руб.
Дотации бюджетам поселений на поддержку мер по обеспечению сбалансированности бюджетов поселений распределены согласно приложению N 9, в соответствии с которым муниципальному образованию "Федьковское" предусмотрены дотации в сумме 1 495 тыс. руб. (лист дела 74).
Пунктом 1.10 решения Собрания депутатов от 25.06.2007 N 2 предусмотрено внести изменения в приложение N 9 "Распределение дотаций бюджетам поселений на поддержку мер по обеспечению сбалансированности бюджетов поселений на 2007 год" решения Собрания депутатов от 18.12.2006 N 3 согласно приложению N 5 к названному решению.
Решением Собрания депутатов от 25.06.2007 N 2 муниципальному образованию "Федьковское" размер лотаций на поддержку мер по обеспечению сбалансированности оюджетов поселении уменьшен на 305 тыс. руб. (лист дела 12).
Считая, что уменьшение размера дотаций на поддержку мер по обеспечению сбалансированности бюджетов поселений не соответствует статье 142.1 БК РФ, статье 16 Закона N 93-6-ОЗ, Администрация обратилась в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Суд рассмотрел заявление по существу и пришел к выводу, что решение Собрания депутатов от 25.06.2007 N 2 в части пункта 1.10 о внесении изменений в приложение N 9 решения от 18.12.2006 N 3 соответствует Закону N 93-6-ОЗ и БК РФ. Суд указал, что поскольку муниципальное образование "Федьковское" не исполнило обязательства по приему на содержание муниципального жилищного фонда от муниципального образования "Верхнетоемский муниципальный район" во исполнение принятого Областного закона "О разграничении объектов муниципальной собственности между муниципальным образованием "Верхнетоемский муниципальный район" Архангельской области и муниципальным образованием "Федьковское", что было заложено изначально в размер выделенных средств, то ответчик в пределах предоставленных ему полномочий и в полном соответствии с методикой расчета прогноза расходов поселений скорректировал указанную сумму выделенных средств.
Кассационная коллегия, изучив доводы жалобы и проверив законность оспариваемого решения, пришла к следующим выводам.
В соответствии со статьей 6 БК РФ дотации - бюджетные средства, предоставляемые бюджету другого уровня бюджетной системы Российской Федерации на безвозмездной и безвозвратной основе.
Согласно пункту 5 статьи 41 БК РФ дотация является финансовой помощью и относится к безвозмездным и безвозвратным перечислением, за счет которых формируются доходы бюджетов.
Статьей 47 БК РФ установлено, что доходы, полученные бюджетами в виде безвозмездных и безвозвратных перечислений, за исключением субвенций из Федерального фонда компенсаций и (или) региональных фондов компенсаций, относятся к собственным доходам бюджетов.
Согласно статьям 5, 6 и 7 Федерального закона от 25.09.97 N 126-ФЗ "О финансовых основах местного самоуправления в Российской Федерации" каждое муниципальное образование имеет собственный бюджет, к доходам которого относится финансовая помощь, полученная от бюджетов других уровней. Финансовая помощь включается в доходную часть местных бюджетов, и органы местного самоуправления вправе самостоятельно, в рамках действующего законодательства, определять направления использования указанных средств (определение Верховного Суда Российской Федерации от 09.11.2005 N 60-Г05-10).
Таким образом, дотации как форма финансовой помощи относится к собственным доходам бюджета, и в отличие от субвенций и субсидий дотации предоставляются бюджету другого уровня без указания цели их направления.
Вместе с тем суд первой инстанции пришел к выводу о правомерности изменения уменьшения размера дотаций Собранием депутатов исходя из того, что муниципальное образование "Федьковское" не исполнило обязательства по приему на содержание муниципального жилищного фонда от муниципального образования "Верхнетоемский муниципальный район". Следовательно, суд исходил из того, что дотации на поддержку мер по обеспечению сбалансированности предоставлялись муниципальному образованию "Федьковское" для осуществления расходов, связанных с передачей ему жилищного фонда от муниципального образования "Верхнетоемский муниципальный район".
Суд кассационной инстанции считает, что данный вывод является недостаточно обоснованным, поскольку базируется только на отзыве ответчика и другими имеющимися в материалах дела доказательствами не подтверждается.
В решении Собрания депутатов от 18.12.2006 не указано, в связи с чем муниципальному образованию "Федьковское" выделяется финансовая помощь в виде дотаций на поддержку мер по обеспечению сбалансированности.
Кроме того, согласно нормам Бюджетного кодекса Российской Федерации дотации являются нецелевым видом финансовой помощи, то есть не могут предоставляться на определенные цели.
Таким образом, решение суда подлежит отмене как не соответствующее фактическим обстоятельствам и имеющимся в материалах дела доказательствам, а дело - направлению на новое рассмотрение. При новом рассмотрении суду следует определить природу выделенных средств, а именно выяснить, дотации ли это или средства, которые предоставлены бюджету поселения на осуществление определенных целевых расходов, определенного финансирования, а также установить бюджет, из которого они предоставлялись, и с учетом этого, руководствуясь нормами материального и процессуального права, оценить правомерность решения Собрания депутатов.
Руководствуясь статьями 286 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа
постановил:
решение Арбитражного суда Архангельской области от 05.10.2007 по делу N А05-7801/2007 отменить.
Дело передать на новое рассмотрение в Арбитражный суд Архангельской области.
Председательствующий |
А.А. Кустов |
И.М. Тарасюк
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа от 10 декабря 2007 г. N А05-7801/2007
Текст постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Северо-Западного округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится с сохранением пунктуации и орфографии источника