Постановление Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа
от 17 декабря 2007 г. N А56-23110/2005
См. также предыдущее рассмотрение дела: постановление Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа от 03 октября 2006 г.
См. также постановление Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа от 12 сентября 2007 г.
См. также определение Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа от 15 октября 2007 г.
См. также определение Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа от 14 ноября 2007 г.
Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Кустова А.А., судей Кирилловой И.И., Тарасюка И.М.,
при участии от открытого акционерного общества "Российские железные дороги" Антиповой Ю.Н. (доверенность от 02.08.2007), от Министерства финансов Российской. Федерации Холодковой Ю.А. (доверенность от 11.01.2007), от Комитета финансов Санкт-Петербурга Карпина Д.М., от Комитета по труду и социальной защите населения правительства Санкт-Петербурга Макорта Г.А. (доверенность от 20.12.2006),
рассмотрев 11.12.2007 в открытом судебном заседании кассационную жалобу Министерства финансов Российской Федерации на решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 07.06.2007 по делу N А56-23110/2005 (судья Сергиенко А.Н.),
установил:
Открытое акционерное общество "Российские железные дороги" (далее - Общество) обратилось в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области с иском к субъекту Российской Федерации - Санкт-Петербургу в лице Комитета финансов Санкт-Петербурга (далее - Комитет финансов) о взыскании 12 729,8 руб. 80 коп. расходов, понесенных в связи с предоставлением в январе и феврале 2004 года льгот по оплате проезда на железнодорожном транспорте междугородного сообщения во исполнение Закона Российской Федерации от 15.01.93 N 4301-1 "О статусе Героев Советского Союза, Героев Российской Федерации и полных кавалеров ордена Славы" (далее - Закон N 4301-1).
Определениями от 28.07.2005 и 01.12.2005 с согласия истца к участию в деле в качестве других ответчиков привлечены Министерство финансов Российской Федерации (далее - Минфин РФ) и Комитет по труду и социальной защите населения правительства Санкт-Петербурга (далее - Комитет по труду и социальной защите населения).
Решением от 08.06.2006 (судья Сергиенко А.Н.), которое в апелляционном порядке не обжаловалось, в удовлетворении иска отказано.
Постановлением Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа от 03.10.2006 (судьи Афанасьев С.В., Кириллова И.И., Тарасюк И.М.) решение от 08.06.2006 отменено. Дело передано на новое рассмотрение в суд первой инстанции.
Решением от 07.06.2007 в пользу Общества взыскано с Министерства финансов Российской Федерации за счет средств казны Российской Федерации 12 729 руб. 80 коп.
В апелляционном порядке дело не рассматривалось.
В кассационной жалобе Минфин РФ просит отменить решение гак принятое с нарушением норм материального права и вынести новый судебный акт об отказе в удовлетворении исковых требований за счет средств казны Российской Федерации. Податель жалобы считает, что истец не подтвердил размер взыскиваемых расходов. Минфин РФ также ссылается на то, что расходы должны финансироваться за счет средств бюджетов субъектов Российской Федерации и муниципальных образований с последующей компенсацией соответствующих затрат за счет средств федерального бюджета.
Комитет финансов и Комитет по труду и социальной защите населения в отзывах на кассационную жалобу считают решение законным и обоснованным и просят оставить его в силе.
Законность обжалуемого судебного акта проверена в кассационном порядке.
Как следует из материалов дела, в январе, феврале 2004 года Общество предоставляло льготы в виде бесплатного проезда на железнодорожном транспорте в соответствии с Законом N 4301-1. В результате представления льгот у Общества возникли расходы, невозмещение которых в полном размере послужило причиной для его обращения в арбитражный суд.
Суд первой инстанции пришел к выводу, что иск является обоснованным как по праву, так и по размеру, и удовлетворил требования Общества.
Кассационная коллегия, изучив доводы подателя жалобы и проверив законность решения, пришла к следующим выводам.
Статьей 790 Гражданского кодекса Российской Федерации установлено, что в случаях, когда в соответствии с законом или иными нормативными правовыми актами установлены льготы или преимущества по провозной плате за перевозку грузов, пассажиров и багажа, понесенные в связи с этим расходы возмещаются транспортной организацией за счет средств соответствующего бюджета.
Статьей 6 Закона N 4301-1 предусмотрено, что указанные в названном Законе категории граждан имеют право на бесплатный личный проезд два раза в год (туда и обратно) железнодорожным транспортом в двухместном купе спальных вагонов скорых и пассажирских поездов.
В соответствии со статьей 11 Закона N 4301-1 расходы органов государственной власти и органов местного самоуправления, предприятий, учреждений и организаций, связанные с реализацией настоящего Закона, возмещаются местными финансовыми органами на основе счетов, подтвержденных лицами, получившими права и льготы в соответствии с названным Законом, путем перечисления средств на счета соответствующих органов, предприятий, учреждений и организаций за счет средств федерального бюджета Российской Федерации.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 22.05.2002 N 333 утверждены Правила предоставления и расходования в 2002 году средств Фонда компенсаций на реализацию Закона N 4301-1, действие которых постановлением Правительства Российской Федерации от 14.02.2004 N 80 продлено на 2004 год.
Пунктом 1 названных Правил предусмотрено, что расходы, связанные с реализацией Закона N 4301-1, финансируются за счет средств бюджетов субъектов Российской Федерации и муниципальных образований с последующей компенсацией соответствующих затрат за счет средств федерального бюджета в пределах ассигнований, предусмотренных на эти цели в Фонде компенсаций.
Высший Арбитражный Суд Российской Федерации в постановлении от 22.06.2006 N 23 разъяснил, что если установившим льготы федеральным законом или принятым в его исполнение иным нормативным правовым актом обязанность по возмещению платы, не полученной от льготных категорий потребителей, возлагается на субъект Российской Федерации или муниципальное образование, то при недостаточности выделенных на эти цели средств из федерального бюджета взыскание должно осуществляться с Российской Федерации независимо от того, были ли предусмотрены соответствующие расходы в бюджете субъекта Российской Федерации или муниципального образования.
Статьей 47 Федерального закона от 23.12.2003 N 186-ФЗ "О федеральном бюджете на 2004 год" определены размеры субсидий и субвенций, выделяемых из Фонда компенсаций и направляемых на финансирование расходов, в том числе и Закона N 4301-1.
Судом установлено, что предусмотренные в федеральном бюджете средства на финансирование расходов, связанных с реализацией в 2004 году указанных льгот, переданы бюджету субъекта Российской Федерации не в полном объеме. Вместо назначенной суммы в размере 5 325 тыс. руб. выделено 5 158 тыс. руб. (лист дела 33 тома 1).
Выделенные средства использованы Комитетом финансов и Комитетом по труду и социальной защите населения в полном объеме в соответствии с их целевым назначением.
Учитывая изложенное, суд кассационной инстанции считает, что судом сделан правильный вывод, что расходы Общества подлежат возмещению за счет средств федерального бюджета.
Доводы подателя жалобы о том, что истец не подтвердил заявленных к возмещению расходов, суд кассационной инстанции считает ошибочными.
Согласно пункту 8 Правил перевозок пассажиров, багажа и грузобагажа на федеральном железнодорожном транспорте, утвержденных приказом Министерства путей сообщения Российской Федерации от 26.07.2002 N 30 (далее - Правила), продажа проездных документов (билетов) на сети железных дорог на поезда дальнего и местного следования производится с помощью автоматизированной системы учета "Экспресс" (далее - АСУ "Экспресс"),
Пунктом 24 Правил установлено обязательное наличие при оформлении льготных проездных билетов данной категории лиц талонов на право бесплатного проезда, полученных в обмен на проездной документ и прилагаемых к отчету билетного кассира.
Из материалов дела следует, что Общество в подтверждение понесенных расходов представило реестр АСУ "Экспресс", а также в соответствии с пунктом 24 Правил заверенные копии отрывных талонов, выдаваемых органами социальной защиты населения и прилагаемых к корешку проездного документа для отчета билетного кассира.
Таким образом, требования истца являются обоснованными как по праву, так и по размеру. При таких обстоятельствах суд пришел к правильному выводу о возмещении Обществу расходов, понесенных в связи с предоставлением льгот вс исполнение Закона N 4301-1.
Остальные доводы подателя жалобы были предметом тщательного рассмотрения суда первой инстанции и получили надлежащую правовую оценку.
В соответствии с пунктом 17 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 22.06.2006 N 23 ответчиком по делам о взыскании убытков, вызванных неисполнением публично-правовым образованием обязанности по возмещению платы, не полученной от льготных категорий потребителей, является непосредственно публично-правовое образование. Если требования являются обоснованными по существу, то суммы убытков подлежат взысканию непосредственно с публично-правового образования.
Учитывая изложенное, суд кассационной инстанции считает возможным изменить резолютивную часть решения.
Руководствуясь статьями 286-289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа
постановил:
решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 07.06.2007 по делу N А56-23110/2005 изменить, изложив абзац первый резолютивной части решения в следующей редакции: "Взыскать с Российской Федерации в лице Министерства финансов Российской Федерации за счет средств казны Российской Федерации в пользу открытого акционерного общества "Российские железные дороги" 12 729 руб. 80 коп. расходов".
В остальной части указанное решение оставить без изменения.
Председательствующий |
А.А. Кустов |
Судьи |
И.И. Кириллова |
|
И.М. Тарасюк |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа от 17 декабря 2007 г. N А56-23110/2005
Текст постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Северо-Западного округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится с сохранением пунктуации и орфографии источника