Постановление Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа
от 7 декабря 2007 г. N А52-1515/2007
Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Михайловской Е.А., судей Бухарцева С.Н., Троицкой Н.В.,
рассмотрев 04.12.2007 в открытом судебном заседании кассационную жалобу государственного учреждения - Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в Дновском районе Псковской области на решение Арбитражного суда Псковской области от 09.07.2007 (судья Орлов В.А.) и постановление Четырнадцатого арбитражного апелляционного суда от 21.09.2007 (судьи Виноградова Т.В., Потеева А.В., Пестерева О.Ю.) по делу N А52-1515/2007,
установил:
Государственное учреждение - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Дновском районе Псковской области (далее - Фонд) обратилось в Арбитражный суд Псковской области с заявлением о взыскании с главы крестьянского (фермерского) хозяйства Филипповой Варвара Алексеевна 180 руб. штрафа на основании статьи 17 Федерального закона от 01.04.1996 N 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования" (далее - Закон N 27-ФЗ).
Решением суда от 09.07.2007, оставленным без изменения постановлением апелляционного суда от 21.09.2007, заявление частично удовлетворено. Суд взыскал с главы крестьянского (фермерского) хозяйства Филипповой В.А. 120 руб. штрафа. В удовлетворении остальной части заявления отказано.
В кассационной жалобе Фонд, ссылаясь на неправильное применение норм материального права, просит отменить принятые судебные акты, заявленное требование удовлетворить в полном размере. По мнению подателя жалобы, суды необоснованно применили к спорным правоотношениям правовую позицию, изложенную в определении Конституционного Суда Российской Федерации от 12.04.2005 N 164-0 (далее - Определение N 164-О).
Стороны извещены надлежащим образом о времени и месте слушания дела, однако представителей в судебное заседание не направили, что в соответствии с частью 3 статьи 284 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не является препятствием для рассмотрения дела в их отсутствие. Кроме того, Фонд заявил о рассмотрении дела без участия его представителя.
Законность обжалуемых судебных актов проверена в кассационном порядке.
Как следует из материалов дела, Фонд провел проверку своевременности представления страхователем Филипповой В А. сведений, необходимых для осуществления индивидуального (персонифицированного) учета в системе обязательного пенсионного страхования. В ходе проверки установлено, что в нарушение пункта 2 статьи 11 Закона N 27-ФЗ страхователь Филиппова В.А. представила необходимые сведения 01.03.2007.
По результатам проверки Фондом составлен акт от 02.03.2007 N 1. на основании которого вынесено решение от 23.03.2007 N 1 о привлечении главы крестьянского (фермерского) хозяйства Филипповой В.А. к ответственности, предусмотренной частью 3 статьи 17 Закона N 27-ФЗ за непредставление сведений, необходимых для осуществления индивидуального учета в системе обязательного пенсионного страхования в виде 180 руб. штрафа.
Фонд направил главе крестьянского (фермерского) хозяйства Филипповой В.А. требование от 23.03.2007 N 1 в котором предложил уплатить штраф в срок до 13.04.2007.
Поскольку требование в установленный срок не исполнено, Фонд обратился с заявлением в арбитражный суд.
Удовлетворяя заявленные требования частично, суды исходили из отсутствия у главы крестьянского (фермерского) хозяйства Филипповой В.А., 1932 года рождения, обязанности уплачивать в 2006 году страховые взносы в виде фиксированного платежа, направляемые на финансирование накопительной части трудовой пенсии, а у Фонда - оснований определять размер штрафа с учетом страховых взносов по накопительной части трудовой пенсии.
Кассационная инстанция считает обжалуемые судебные акты законными и обоснованными.
Из материалов дела следует, что распоряжением администрации Дновского района Псковской области от 04.08.1993 N 329 зарегистрировано крестьянское (фермерское) хозяйство, главой которого утверждена Филиппова В.А. В соответствии с Законом РСФСР от 22.11.1990 N 348-1 "О крестьянском (фермерском) хозяйстве" крестьянское (фермерское) хозяйство Филипповой В.А. приобрело статус юридического лица.
Согласно статье 7 Федерального закона от 15.12.2001 N 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации" (далее - Закон N 167-ФЗ) наряду с индивидуальными предпринимателями члены крестьянских (фермерских) хозяйств являются застрахованными лицами, на которых в соответствии с Законом распространяется обязательное пенсионное страхование. Следовательно, глава крестьянского (фермерского) хозяйства является страхователем по отношению к членам крестьянского хозяйства. Кроме того, глава крестьянского (фермерского) хозяйства, являясь одним из его членов, является страхователем по обязательному пенсионному страхованию в отношении себя самого.
Пунктом 4 статьи 24 Закона N 167-ФЗ предусмотрено, что страхователи представляют в Пенсионный фонд Российской Федерации сведения в соответствии с законодательством Российской Федерации об индивидуальном персонифицированном учете в системе обязательного пенсионного страхования.
Такая же обязанность страхователей установлена пунктом 2 статьи 11 Закона N 27-ФЗ.
Статьей 19 Закона N 27-ФЗ предусмотрено, что Правительством Российской Федерации утверждается Инструкция о порядке ведения индивидуального (персонифицированного) учета сведений о застрахованных лицах.
Пунктом 38 Инструкции о порядке ведения индивидуального (персонифицированного) учета сведений о застрахованных лицах для целей обязательного пенсионного страхования (в редакции постановления Правительства Российской Федерации от 14.07.2003 N 422) установлен срок представления застрахованным лицом, самостоятельно уплачивающим страховые взносы, сведений об уплаченных страховых взносах за расчетный период вместе с копией платежного документа - до 1 марта ежегодно.
За непредставление в установленные сроки сведений, необходимых для осуществления индивидуального (персонифицированного) учета в системе обязательного пенсионного страхования к страхователям на основании статьи 17 Закона N 27-ФЗ применяются финансовые санкции в виде взыскания 10 процентов от суммы причитающихся за отчетный год платежей в Пенсионный фонд Российской Федерации.
Исследовав и оценив материалы дела, суды пришли к выводу о наличии в действиях главы крестьянского (фермерского) хозяйства Филипповой В.А. правонарушения, ответственность за которое предусмотрена статьей 17 Закона 27-ФЗ, а именно непредставления в установленные сроки сведений, необходимых для индивидуального учета, в отношении самой себя.
При определении размера штрафа, подлежащего взысканию с ответчика, суды правомерно исходили из того, что у главы крестьянского (фермерского) хозяйства Филипповой В.А., 1932 года рождения, в 2006 году отсутствовала обязанность по уплате страховых взносов в виде фиксированного платежа, направляемых на финансирование накопительной части трудовой пенсии, поэтому Фонд необоснованно рассчитал штраф с учетом страховых взносов, направляемых на финансирование накопительной части трудовой пенсии. При этом суды правомерно применили нормы Закона N 167-ФЗ с учетом Определения N 164-О. согласно которому индивидуальные предприниматели 1966 года рождения и старше для приобретения пенсионных прав должны уплачивать страховые взносы в бюджет Пенсионного фонда Российской Федерации в виде фиксированного платежа в размере, установленном статьей 28 Закона N 167-ФЗ, лишь в части, направляемой на финансирование страховой части трудовой пенсии
Кассационная инстанция отклоняет довод подателя жалобы о неправомерном применении судами к спорным правоотношениям правовой позиции, изложенной в Определении N 164-О, поскольку глава крестьянского (фермерского) хозяйства не обладает статусом индивидуального предпринимателя.
Нормами законодательства, регулирующими правоотношения в системе обязательного пенсионного страхования, приравнивают главы крестьянских (фермерских) хозяйства для целей уплаты страховых взносов в виде фиксированного платежа приравнены к индивидуальным предпринимателям. Установленный порядок действует независимо от того, когда и в какой форме создано крестьянское (фермерское) хозяйство, что отвечает принципу равенства субъектов обязательного пенсионного страхования (статья 3 Налогового кодекса Российской Федерации, применяемая в соответствии со статьей 2 Закона N 167-ФЗ).
Аналогичный вывод сделан Президиумом Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации в постановлении от 24.05.2005 по делу N 15749/04.
Следовательно, глава крестьянского (фермерского) хозяйства является как страхователем, так и застрахованным лицом, обязанным уплачивать страховые взносы на обязательное пенсионное страхование в виде фиксированного платежа на тех же условиях, на каких они уплачиваются индивидуальными предпринимателями.
Обжалуемые судебные акты соответствуют нормам материального и процессуального права, оснований для их отмены не имеется.
Учитывая изложенное и руководствуясь статьей 286, пунктом 1 части 1 статьи 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации. Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа
постановил:
решение Арбитражного суда Псковской области от 09.07.2007 и постановление Четырнадцатого арбитражного апелляционного суда от 21.09.2007 по делу N А52-1515/2007 оставить без изменения, а кассационную жалобу государственного учреждения - Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в Дновском районе Псковской области - без удовлетворения.
Председательствующий |
Е.А. Михайловская |
Судьи |
С.Н. Бухарцев |
|
Н.В. Троицкая |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа от 7 декабря 2007 г. N А52-1515/2007
Текст постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Северо-Западного округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится с сохранением пунктуации и орфографии источника