Постановление Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа
от 12 декабря 2007 г. N А26-8791 /2006
Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Михайловской Е.А., судей Бухарцева С.Н., Троицкой Н.В.,
при участии от общества с ограниченной ответственностью "Санаторий "Марциальные воды" Дмитриевой С.В. (доверенность от 20.09.2007),
рассмотрев 11.12.2007 в открытом судебном заседании кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Санаторий "Марциальные воды" на постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 03.09.2007 по делу N А26-8791/2006 (судьи Масенкова И.В., Протас Н.И., Семиглазов В.А.),
установил:
Общество с ограниченной ответственностью "Санаторий "Марциальные воды" (далее - Общество) обратилось в Арбитражный суд Республики Карелия с заявлением о признании недействительным решения государственного учреждения регионального отделения Фонда социального страхования Российской Федерации по Республике Карелия (далее - Фонд) от 07.09.2006 N 215 о непринятии к зачету 19 185 руб. расходов Общества на цели обязательного социального страхования. Также Общество просило взыскать с муниципального учреждения здравоохранения "Объединенная городская поликлиника N 3" (далее - Учреждение) 19 185 руб. убытков, возникших вследствие непринятия Фондом к зачету расходов, выплаченных по листкам нетрудоспособности, выданным Учреждением.
Решением суда от 15.03.2007 (судья Курчакова В.М.) заявление Общества частично удовлетворено. Суд признал недействительным оспариваемое решение Фонда в части непринятия к зачету 18 693 руб. расходов Общества, произведенных на цели обязательного социального страхования. В удовлетворении требования о взыскании с Учреждения 19 185 руб. убытков суд отказал.
Постановлением апелляционного суда от 03.09.2007 решение от 15.03.2007 в части признания недействительным решения Фонда от 07.09.2006 N 215 о непринятии к зачету 18 693 руб. 42 коп. расходов Общества отменено. В указанной части в удовлетворении заявления Общества отказано.
В кассационной жалобе Общество, ссылаясь на неправильное применение Федерального закона от 16.07.1999 N 165-ФЗ "Об основах обязательного социального страхования" (далее - Закон N 165-ФЗ), Положения о порядке обеспечения пособиями по государственному социальному страхованию, утвержденного постановлением Президиума ВЦСПС от 12.11.1984 N 13-6 (далее - Положение N 13-6), Инструкции с порядке выдачи документов, удостоверяющих временную нетрудоспособность граждан, утвержденной приказом Министерства здравоохранения и медицинской промышленности Российской Федерации от 19.10.1994 N 206 и постановлением Фонда социального страхования Российской Федерации от 19.10.1994 N 21 (далее Инструкция), просит отменить постановление от 03.09.2007, оставить в силе решение от 15.03.2007. Податель жалобы полагает, что исходя из нормативно-правовых актов, регулирующих спорные правоотношения, следует, что проверку наличия у медицинских работников со средним образованием полномочий на выдачу листков нетрудоспособности должны осуществлять органы управления здравоохранением профессиональные медицинские ассоциации, а также исполнительные органы Фонда социального страхования Российской Федерации. По мнению подателя жалобы, суд апелляционной инстанции не учел, что листки нетрудоспособности, по которым Фонд не принял к зачету расходы, были надлежащим образом оформлены на бланке строгой отчетности, все реквизиты заполнены, печати и подписи должностных лиц проставлены.
В судебном заседании представитель Фонда возражал против удовлетворения жалобы.
Общество и Учреждение извещены надлежащим образом о времени и месте слушания дела, однако представителей в судебное заседание не направили, что в соответствии с частью 3 статьи 284 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не является препятствием для рассмотрения дела в их отсутствие.
Законность обжалуемого судебного акта проверена в кассационном порядке.
Как следует из материалов дела, Фонд провел проверку Общества по вопросам правильности расходования средств на цели обязательного социального страхования за период с 01.01.2003 по 31.12.2005. Результаты проверки отражены в акте от 28.07.2006 N 189 с/с.
В ходе проверки Фонд установил следующие нарушения:
- Обществом неправомерно выплачено 18 693 руб. пособия по листкам нетрудоспособности, выданным медицинским работником со средним образованием, не имеющим права на выдачу больничных листков в силу статьи 49 Основ законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан от 22.07.1993 N 5487-1 (далее - Основы законодательства), пункта 9 Положения N 13-6, пункта 1.3 Инструкции;
- в нарушение пунктов 9, 10 Положения N 13-6 и пункта 3.3 Инструкции пособие по временной нетрудоспособности начислено работникам за период включая день установления им группы инвалидности, сумма переплаты составила 492 руб.
Также Фондом установлены нарушения законодательства об обязательном социальном страховании, не связанные с причинением материального ущерба.
Фонд, рассмотрев акт проверки и возражения на него, принял решение от 07.09.2006 N 215, которым отказал Обществу в принятии к зачету 19 185 руб. расходов, произведенных страхователем - плательщиком единого социального налога с нарушением требований законодательных и иных нормативных правовых актов по обязательному социальному страхованию, либо не подтвержденных документами в установленном порядке.
Общество, считая решение Фонда недействительным, оспорило его в арбитражный суд.
Суд первой инстанции удовлетворил заявление Общества о признании недействительным решения Фонда в части отказа в принятии к зачету 18 693 руб. расходов на цели обязательного социального страхования, исходя из того, что проверку наличия у медицинских работников со средним образованием полномочий на выдачу листков нетрудоспособности должны осуществлять органы управления здравоохранением, профессиональные медицинские ассоциации, а также исполнительные органы Фонда социального страхования Российской Федерации и распространение этой обязанности на Общество является неправомерным.
Отменяя решение суда первой инстанции в части признания недействительным решения Фонда о непринятии к зачету 18 693 руб. 42 коп. расходов и отказывая в удовлетворении этой части заявления Общества, суд апелляционной инстанции сделал вывод о том, что действующее законодательство возлагает обязанность проверять правильность оформления листка нетрудоспособности для выплаты пособия, в том числе и наличия соответствующих полномочий у лица, выдавшего листок нетрудоспособности, на администрацию организации, которая выплачивает своему работнику пособие по временной нетрудоспособности.
Кассационная инстанция считает постановление апелляционной инстанции законным и обоснованным.
В соответствии с пунктом 1 статьи 9 Закона N 165-ФЗ отношения по обязательному социальному страхованию возникают у страхователя (работодателя) по всем видам обязательного страхования с момента заключения с работником трудового договора.
Согласно статье 12 Закона N 165-ФЗ страхователь обязан выплачивать страховое обеспечение застрахованным работникам при наступлении страхового случая.
В соответствии со статьей 183 Трудового кодекса Российской Федерации при временной трудоспособности работодатель выплачивает работнику пособие по временной трудоспособности в соответствии с федеральным законом. Поскольку в спорный период (с 01.01.2003 по 31.12.2005) такой закон принят не был, то в силу статьи 423 Трудового кодекса Российской Федерации регулирование вопросов, связанных с выплатой пособия по обязательному социальному страхованию, оформление временной нетрудоспособности осуществлялись на основании Положения N 13-6 и Основных условий обеспечения пособиями по государственному социальному страхованию, утвержденных постановлением Совета Министров СССР и ВЦСПС от 23.02.1984 N 191 (далее - Основные условия).
Согласно пункту 9 Положения N 13-6 основанием для назначения пособия по временной нетрудоспособности является листок нетрудоспособности, выданный в установленном порядке.
В соответствии с подпунктом 3 пункта 1 статьи 11 Закона N 165-ФЗ страховщик имеет право не принимать к зачету расходы на обязательное социальное страхование в том случае, если данные расходы произведены страхователем с нарушением законодательства Российской Федерации.
Пунктом 10 Положения о Фонде социального страхования Российской Федерации, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 12.02.1994 N 101 (далее - Положение о Фонде), установлено, что выплата пособий по социальному страхованию на предприятиях, в организациях, учреждениях и иных хозяйствующих субъектах независимо от форм собственности осуществляется через бухгалтерии работодателей. Ответственность за правильность начисления и расходования средств государственного социального страхования несет администрация страхователя в лице руководителя и главного бухгалтера.
Согласно пункту 18 Положения о Фонде расходы по государственному социальному страхованию, произведенные с нарушением правил или не подтвержденные документами (в том числе суммы пособий по временной нетрудоспособности, по беременности и родам, выплаченные на основании неправильно оформленных или выданных с нарушением установленного порядка листков нетрудоспособности), к зачету не принимаются и подлежат возмещению в установленном порядке.
Пунктом 55 Основных условий предусмотрено, что расходы по выплате пособий, произведенные по неправильно оформленным документам, не принимаются к зачету в счет взносов на социальное страхование и относятся за счет средств предприятия, учреждения и организации.
Из приведенных выше правовых норм следует, что обязанность проверять правильность оформления листка нетрудоспособности для выплаты пособия лежит на администрации организации, которая выплачивает своему работнику пособие по временной нетрудоспособности. Только при исполнении указанной обязанности, а также при полном соответствии выдачи больничного листа установленному порядку у организации возникает право возмещения средств за счет Фонда социального страхования.
Согласно статье 49 Основ законодательства в отдельных случаях по решению местных органов управления здравоохранением экспертиза временной нетрудоспособности граждан в учреждениях государственной или муниципальной системы здравоохранения может быть поручена работнику со средним медицинским образованием.
В соответствии с пунктом 1.3 Инструкции право на выдачу листков нетрудоспособности (справок) имеют лечащие врачи государственной, муниципальной и частной системы здравоохранения на основании лицензии на проведение экспертизы временной нетрудоспособности. В отдельных случаях, по решению местных органов управления здравоохранением, выдача листков нетрудоспособности (справок) гражданам может быть разрешена медицинскому работнику со средним медицинским; образованием.
Суд апелляционной инстанции установил, что фельдшер Нестерова Е.А., которая выдала спорные листки нетрудоспособности, не имела права проводить экспертизу временной нетрудоспособности и у нее не имелось разрешения соответствующего органа управления здравоохранением на выдачу листков нетрудоспособности.
В соответствии с Положением о Министерстве здравоохранения Республики Карелия, утвержденным Указом Главы Республики Карелия от 11.11.2002 N 168, и Положением о Министерстве здравоохранения, социального развития и спорта; Республики Карелия, утвержденным Указом Главы Республики Карелия от 23.08.2004 N 100, действовавшими в период выдачи спорных листков нетрудоспособности, полномочия по управлению в области охраны здоровья населения на территории Республики Карелия были предоставлены названным министерствам. Именно названные органы утверждали списки медицинских работников со средним специальным образованием, уполномоченных выдавать листки нетрудоспособности.
При проверке установлено, что ни Министерство здравоохранения Республики Карелия, ни какой-либо орган управления здравоохранением на территории местного образования, на которой находятся фельдшерский пункт "Марциальные воды" и Учреждение, разрешения Нестеровой Е.А. на выдачу листков нетрудоспособности не давали. Это обстоятельство подтверждается письмом Министерства здравоохранения, социального развития и спорта от 05.07.2007 N 03.1/3712-и (том дела 2, лист 43).
Главный врач Учреждения, приказом которого Нестерова Е.А. была назначена исполняющей обязанности заведующей фельдшерским пунктом "Марциальные воды" фельдшера Емельяновой Н.А. на период нахождения последней в отпусках, не относится ни к местным органам самоуправления, ни к территориальным отделениям органов государственной власти, а следовательно, не обладает полномочиями давать разрешение медицинским работникам со средним специальным образованием на выдачу листков нетрудоспособности.
Апелляционная инстанция правомерно указала, что в тексте больничных листков указано, что они выданы фельдшером. При таких условиях, учитывая, что среднему медицинскому персоналу лишь в исключительных случаях предоставляется право на выдачу больничных листков, а соответствующие нормативные акты были опубликованы в установленном порядке и должны были быть известны заявителю, Общество, как лицо, ответственное за правильность оформления документов, связанных с выплатами по обязательному страхованию, должно было уточнить информацию о наличии соответствующих полномочий у Нестеровой Е.А.
Указывая на невозможность получения списков или иной информации о предоставлении фельдшеру Нестеровой Е.А. в установленном порядке права на проведение экспертизы временной нетрудоспособности, заявитель ничем это не подтвердил, в том числе и не представил никаких документов, что предпринимал такие попытки.
При таких обстоятельствах суд апелляционной инстанции пришел к правильному выводу о том, что в нарушение статьи 49 Основ законодательства и пункта 1.3 Инструкции листки нетрудоспособности, по которым Общество предъявило к зачету расходы на цели обязательного социального страхования, выданы неуполномоченным лицом. Фонд обоснованно не принял к зачету 18 693 руб. 42 коп. расходов Общества на цели социального страхования как произведенных страхователем с нарушением действующего законодательства.
Кассационная инстанция поддерживает вывод апелляционной инстанции о том, что возложение обязанностей по контролю за соблюдением законодательства при выдаче листков нетрудоспособности на определенные государственные органы не освобождает работодателя от обязанности обеспечивать такой контроль применительно к тем документам, на основании которых он производит выплаты застрахованным лицам.
Обжалуемый судебный акт соответствует нормам материального и процессуального права, оснований для его отмены не имеется.
Учитывая изложенное и руководствуясь статьей 286, пунктом 1 части 1 статьи 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа
постановил:
постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 03.09.2007 по делу N А26-8791/2006 оставить без изменения, а кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Санаторий "Марциальные воды" - без удовлетворения.
Председательствующий |
Е.А. Михайловская |
Судьи |
С.Н. Бухарцев |
|
Н.В. Троицкая |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа от 12 декабря 2007 г. N А26-8791/2006
Текст постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Северо-Западного округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится с сохранением пунктуации и орфографии источника