Постановление Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа
от 17 декабря 2007 г. N А05-7009/2007
Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Троицкой Н.В., судей Любченко И.С. и Мунтян Л.Б., при участии от общества с ограниченной ответственностью "Деловой мир" Петровой Л.И. (доверенность от 15.01.2007 N 17) и Шадрина С.Е. (доверенность от 30.03.2007),
рассмотрев 13.12.2007 в открытом судебном заседании кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Деловой мир" на решение Арбитражного суда Архангельской области от 24.07.2007 (судья Пигурнова Н.И.) и постановление Четырнадцатого арбитражного апелляционного суда от 11.09.2007 (судьи Осокина Н.Н., Мурахина Н.В., Потеева А.В.) по делу N А05-7009/2007,
установил:
Общество с ограниченной ответственностью "Деловой мир" (далее - Общество) обратилось в Арбитражный суд Архангельской области с заявлениями о признании незаконными и отмене постановлений Территориального управления Федеральной службы финансово-бюджетного надзора в Архангельской области (далее - Управление) от 15.01.2007 N 11-07/65ФС, N 11-07/66ФС, N 11-07/67ФС и N 11-07/68ФС по делам об административном правонарушении N 10203000-166/2007, N 10203000-167/2007, N 10203000-168/2007 и N 10203000-169/2007.
Определением суда от 17.07.2007 принятые к рассмотрению заявления (дела N А05-7006/2007, N А05-7007/2007, N А05-7008/2007, N А05-7009/2007) объединены в порядке статьи 130 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) в одно производство с присвоением делу N N А05-7009/2007.
Решением от 24.07.2007, оставленным без изменения постановлением суда апелляционной инстанции от 11.09.2007, суд отказал в удовлетворении заявлений.
В кассационной жалобе Общество просит отменить принятые по делу судебные акты и удовлетворить заявленные требования. Податель жалобы считает неправомерным привлечение его к ответственности, предусмотренной частью 6 статьи 15.25 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ), поскольку осуществляемый Обществом вывоз товаров с таможенной территории Российской Федерации не является валютной операцией, а Инструкцией Центрального банка Российской Федерации от 15.06.2004 N 117-И "О порядке представления резидентами и нерезидентами уполномоченным банкам документов и информации при осуществлении валютных операций, порядке учета уполномоченными банками валютных операций и оформления паспортов сделок" (далее - Инструкция N 117-И) "в отношении резидентов и нерезидентов порядок и сроки представления форм учета и отчетности не установлены".
Стороны надлежаще извещены о месте и времени судебного разбирательства, однако представитель Управления в судебное заседание не явился, в связи с чем жалоба рассмотрена в его отсутствие.
В судебном заседании представители Общества поддержали доводы, изложенные в жалобе.
Кассационная коллегия, изучив материалы дела и доводы жалобы Общества, проверив правильность применения судами первой и апелляционной инстанций норм материального и процессуального права, установила следующее.
Согласно материалам дела Общество в соответствии с условиями контрактов от 31.02.2006 N DM-VMI/06/05, от 23.05.2006 N DM-VMI/06/01 и от 03.07.2006 N DM-VMI/06/03, заключенных с фирмами "Сайбериа Металз Лтд." (Британские Виргинские острова) и "Виртекс Менеджмент Инк." (Сейшельские острова), осуществляло вывоз лома черных металлов.
В ходе таможенного контроля по паспортам сделки N 06030042/1481/0088/1/0, N 06050042/1481/0088/1/0 и N 06070042/1481/0088/1/0, оформленным по названным контрактам в филиале Архангельского отделения Сберегательного банка России N 8637 (далее - уполномоченный банк), Архангельская таможня установила, что справки о подтверждающих документах по временным грузовым таможенным декларациям (далее - ГТД) N 10203100/050606/0001530 (вывоз товаров 16.07.2006), N 10203100/270706/0002179 (вывоз 15.09.2006), N 10203100/140706/0002018 (вывоз 16.08.2006) и N 10203100/250706/0002125 (вывоз 15.09.2006) Общество представило в уполномоченный банк с нарушением срока, установленного пунктом 2.4 Положения Центрального банка Российской Федерации от 01.06.2004 N 258-П "О порядке представления резидентами уполномоченным банкам подтверждающих документов и информации, связанных с проведением валютных операций с нерезидентами по внешнеторговым сделкам, и осуществления уполномоченными банками контроля за проведением валютных операций" (далее - Положение N 258-П).
Данные обстоятельства послужили основанием для возбуждения в отношении Общества дел об административном правонарушении N 10203000-166/2007, N 10203000-167/2007, N 10203000-168/2007 и N 10203000-169/2007.
Принятыми по названным делам постановлениями от 15.01.2007 N 11-07/65ФС, N 11-07/66ФС, N 11-07/67ФС и N 11-07/68ФС Управление признало Общество виновным в совершении административных правонарушений, ответственность за которые предусмотрена частью 6 статьи 15.25 КоАП РФ, и назначила ему наказания в виде административных штрафов в размере 40 0000 руб. по каждой справке.
Общество оспорило указанные постановления административного органа в судебном порядке. Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суд первой инстанции отклонил доводы заявителя об отсутствии вины в совершении вменяемых правонарушений, о нарушении процедуры привлечения его к ответственности и признал правомерным привлечение Общества к ответственности, установленной частью 6 статьи 15.25 КоАП РФ, поскольку действующим законодательством справка о подтверждающих документах отнесена к формам учета и отчетности по валютным операциям. Апелляционный суд согласился с данными выводами, указав на то, что непредставление справки о подтверждающих документах является нарушением установленного порядка представления отчетности по валютным операциям и влечет ответственность, предусмотренную частью 6 статьи 15.25 КоАП РФ.
Кассационная коллегия считает, что выводы обеих судебных инстанций не основаны на нормах материального права, а в действиях Общества отсутствует состав вменяемого ему правонарушения.
Частью 2 статьи 15.25 КоАП РФ установлена ответственность за несоблюдение установленных порядка или сроков представления форм учета и отчетности по валютным операциям, нарушение установленного порядка использования специального счета и (или) резервирования, нарушение установленных единых правил оформления паспортов сделок либо нарушение установленных сроков хранения учетных и отчетных документов или паспортов сделок.
Обязанность резидентов и нерезидентов, осуществляющих в Российской Федерации валютные операции, вести в установленном порядке учет и составлять отчетность по проводимым ими валютным операциям предусмотрена пунктом 2 части 2 статьи 24 Федерального закона от 10.12.2003 N 173-Ф3 "О валютном регулировании и валютном контроле" (далее - Закон N 173-Ф3). При этом в силу части 4 статьи 5 названного Закона единые формы учета и отчетности по валютным операциям, порядок и сроки их представления устанавливает Центральный банк Российской Федерации.
Вместе с тем, пунктом 2 части 3 статьи 23 Закона N 173-Ф3 предусмотрено, что Центральным банком Российской Федерации также устанавливается порядок представления резидентами и нерезидентами подтверждающих документов и информации при осуществлении валютных операций агентам валютного контроля (для представления уполномоченным банкам).
Порядок представления в уполномоченный банк (банк паспорта сделки; далее -банк ПС) подтверждающих документов и соответствующей информации установлен Положением N 258-П и Инструкцией N 117-И.
Согласно пункту 2.1 названного Положения, принятого в соответствии с Законом N 173-Ф3, в целях учета валютных операций по контракту и осуществления контроля за их проведением, резидент в порядке, установленном Положением, представляет в банк ПС документы, связанные с проведением указанных операций, подтверждающие, в частности, факт вывоза товаров с таможенной территории Российской Федерации (подтверждающие документы).
Пунктом 2.2 Положения N 258-П предусмотрено, что резидент представляет подтверждающие документы в банк ПС одновременно с двумя экземплярами справки о подтверждающих документах, оформленной резидентом в порядке, изложенном в приложении 1 к этому Положению.
В соответствии с пунктом 2.4 Положения N 258-П справка и подтверждающие документы представляются резидентом в установленном банком ПС порядке и в согласованный с банком ПС срок, не превышающий 15 календарных дней после окончания месяца, в течение которого по контракту был осуществлен вывоз товаров с таможенной территории Российской Федерации.
По смыслу названных норм следует различать подтверждающие документы и информацию, связанные с проведением валютных операций, и документы, являющиеся формами учета и отчетности по валютным операциям. Так, Положением N 258-П установлен порядок представления резидентом в банк ПС документов, связанных с проведением валютных операций, то есть подтверждающих документов, в том числе ГТД с приложением справки о подтверждающих документах. Напротив, формы учета и отчетности по валютным операциям, а также порядок и сроки из представления Центральным банком России до настоящего времени не установлены.
Поскольку справка о подтверждающих документах, как и ГТД не отнесены нормами действующего в спорный период законодательства к категории документов, являющихся формами учета и отчетности по валютным операциям, нарушение Обществом порядка оформления такой справки и срока ее представления в уполномоченный банк не образует объективной стороны вмененного ему административного правонарушения (часть 6 статьи 15.25 КоАП РФ).
При таких обстоятельствах следует признать, что у Управления отсутствовали правовые основания для привлечения Общества к ответственности, установленной частью 6 статьи 15.25 КоАП РФ, за представление в уполномоченный банк справок о подтверждающих документах и ГТД с нарушением срока и порядка, установленных пунктами 2.2 и 2.4 Положения N 258-П, что в силу части 2 статьи 211 АПК РФ является основанием для принятия судом решения о признании незаконными и об отмене оспариваемых постановлений административного органа.
Учитывая изложенное, кассационная коллегия считает, что решение суда от 24.07.2007 и постановление суда апелляционной инстанции от 11.09.2007, не основанные на нормах материального права, следует отменить в соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 287 и частями 1-2 статьи 288 АПК РФ, а заявленные Обществом требования удовлетворить.
Руководствуясь статьей 286 и пунктом 2 части 1 статьи 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа
постановил:
решение Арбитражного суда Архангельской области от 24.07.2007 и постановление Четырнадцатого арбитражного апелляционного суда от 11.09.2007 по делу N А05-7009/2007 отменить.
Признать незаконными и отменить постановления Территориального управления Федеральной службы финансово-бюджетного надзора в Архангельской области от 15.01.2007 N 11-07/65ФС, N 11-07/66ФС, N 11-07/67ФС и N 11-07/68ФС по делам об административном правонарушении, ответственность за которое предусмотрена частью 6 статьи 15.25 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Председательствующий |
Н.В. Троицкая |
Судьи |
И.С. Любченко |
|
Л.Б. Мунтян |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа от 17 декабря 2007 г. N А05-7009/2007
Текст постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Северо-Западного округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится с сохранением пунктуации и орфографии источника