Постановление Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа
от 20 декабря 2007 г. N А56-2949/2007
Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Абакумовой И.Д., судей Морозовой Н.А. Клириковой Т.В., при участии от общества с ограниченной ответственностью "Аллер Петфуд" Белоножкина П.А., Ревина С.П. (доверенность от 06.12.2007), от Инспекции Федеральной налоговой службы по Всеволожскому району Ленинградской области Ермаченковой Е.А. (доверенность от 04.09.2007),
рассмотрев 19.12.2007 в открытом судебном заседании кассационную жалобу Инспекции Федеральной налоговой службы по Всеволожскому району Ленинградской области на решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 14.06.2007 по делу N А56-2949/2007 (судья Захаров В.В.),
установил:
Общество с ограниченной ответственностью "Аллер Петфуд" (далее - ООО "Аллер Петфуд", общество) обратилось в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области с заявлением о признании недействительным решения Инспекции Федеральной налоговой службы по Всеволожскому району Ленинградской области (далее - налоговая инспекция) от 21.11.2006 N 109.
Решением суда первой инстанции от 14.06.2007, которое в апелляционном порядке не обжаловалось, заявленные обществом требования удовлетворены.
В кассационной жалобе налоговая инспекция просит принятый по делу судебный акт отменить и отказать ООО "Аллер Петфуд" в удовлетворении заявления. В обоснование жалобы ее податель ссылается на то. что судом не были в полной мере исследованы и оценены все представленные им доказательства необоснованного неудержания и неперечисления заявителем в федеральный бюджет сумм налога с доходов иностранных организаций. По мнению подателя жалобы, представленные обществом документы не могут быть признаны надлежащими доказательствами местоположения иностранной организации для целей налогообложения налогом на доходы.
В судебном заседании представитель налоговой инспекции поддержал доводы кассационной жалобы, а представитель общества возражал против ее удовлетворения.
Законность обжалуемого судебного акта проверена в кассационном порядке.
Как усматривается из материалов дела, налоговая инспекция провела камеральную налоговую проверку представленного ООО "Аллер Петфуд" налогового расчета о выплаченных доходах иностранным организациям за 4 квартал 2005 года. По результатам налоговый орган вынес решение с- 21.11.2006 N 109 о привлечении налогоплательщика налоговой ответственности, предусмотренной статьей 123 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ), в виде 138 581 руб. 82 коп. штрафа. Также принятым решением обществу предложено удержать и уплатить в бюджет налог с доходов выплаченных иностранные организациям и соответствующую сумму пеней.
Основанием для принятия такого решения послужило следующее.
В проверенном периоде общество произвело выплату доходов от международных перевозок компании "Teamlog LLC" (США) в сумме 6 929 091 руб. 12 коп. (что является эквивалентом 241 700 долларам США по курсу даты выплаты).
С выплаченного дохода ООО "Аллер Петфуд" не был удержан налог с доходов иностранной организации, поскольку налогоплательщик применил положения статьи 312 НК РФ, положения Договора об избежании двойного налогообложения и предотвращении уклонения от налогообложения в отношении налогов на доходы и капитал от 17.06.1992, заключенного между Российской Федерацией и Соединенными Штатами Америки (далее - Договор).
Налоговый орган посчитал., что представленные обществом документы не могут быть приняты в качестве подтверждающих местоположение иностранной организации для целей применения Договора. В частности, изучив представленные обществом Сертификаты о регистрации компании "Teamlog LLC" (США), налоговая инспекция пришла к выводу, что данный документ выдан неуполномоченным органом - Секретарем штата Орегон, в то время как уполномоченным органом является Служба внутренних доходов США.
ООО "Аллер Петфуд" не согласилось с решением налоговой инспекции и обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Удовлетворяя заявленные обществом требования, суд первой инстанции правомерно исходил из следующего.
Порядок исчисления, удержания и перечисления налоговым агентом налога с доходов, выплачиваемых иностранной организации, урегулирован главой 25 Налогового кодекса Российской Федерации.
При этом объектом налогообложения по налогу на прибыль для иностранных организаций, не осуществляющих деятельность в Российской Федерации через постоянные представительства, признаются доходы, полученные от источников в Российской Федерации, которые определяются в соответствии со статьей 309 НК РФ. Согласно подпункту 1 пункта 1 статьи 309 НК РФ к таким доходам относятся дивиденды, выплачиваемые иностранной организации - акционеру (участнику) российских организаций.
Статья 310 НК РФ устанавливает особенности исчисления и уплаты налога с доходов, полученных иностранной организацией от источников в Российской Федерации, удерживаемого налоговым агентом.
В соответствии с пунктом 2 статьи 310 НК РФ исчисление и удержание суммы налога с доходов, выплачиваемых иностранным организациям, производится по всем видам доходов, указанных в пункте 1 статьи 309 Кодекса, во всех случаях выплаты таких доходов, за исключением случаев выплаты доходов, которые в соответствии с международными договорами (соглашениями) не облагаются налогом в Российской Федерации, при условии предъявления иностранной организацией налоговому агенту подтверждения, предусмотренного пунктом 1 статьи 312 названного Кодекса.
Согласно пункту 1 статьи 312 НК РФ при применении положений международных договоров Российской Федерации иностранная организация должна представить налоговому агенту, выплачивающему доход, подтверждение того, что эта иностранная организация имеет постоянное местонахождение в том государстве, с которым Российская Федерация имеет международный договор (соглашение), регулирующий вопросы налогообложения, которое должно быть заверено компетентным органом соответствующего иностранного государства. В случае, если данное подтверждение составлено на иностранном языке, налоговому агенту предоставляется также перевод на русский язык.
При представлении иностранной организацией, имеющей право на получение дохода, подтверждения, указанного в пункте 1 настоящей статьи, налоговому агенту, выплачивающему доход, до даты выплаты дохода, в отношении которого международным договором Российской Федерации предусмотрен льготный режим налогообложения в Российской Федерации, в отношении такого дохода производится освобождение от удержания налога у источника выплаты или удержание налога у источника выплаты по пониженным ставкам.
Между Российской Федерацией и Соединенными Штатами Америки заключен Договор об избежании двойного налогообложения и предотвращении уклонения от налогообложения в отношении "налогов на доходы и капитал от 17.06.1992.
В силу пункта 1 статьи 6 Договора прибыль лица с постоянным местопребыванием в одном Договаривающемся Государстве облагается налогом только в этом Государстве, если только это лицо с постоянным местопребыванием не осуществляет или не осуществляло коммерческую деятельность в другом Договаривающемся Государстве через расположенное там постоянное представительство. Если лицо с постоянным местопребыванием осуществляет или осуществляло коммерческую деятельность, как сказано выше, прибыль лица с постоянным местопребыванием может облагаться налогом в другом Государстве, но только в той части, которая относится к имуществу или к деятельности такого постоянного представительства.
Статьей 4 Договора установлено, что для целей настоящего Договора термин "лицо с постоянным местопребыванием в одном Договаривающемся Государстве" означает любое лицо, которое по законам этого Государства подлежит в нем налогообложению на основе своего местожительства, постоянного местопребывания, гражданства, места регистрации в качестве юридического лица или любого другого критерия аналогичного характера.
Налоговый орган указывает на то, что согласно подпункту "h" пункта 1 статьи 3 Договора термин "компетентный орган" в Соединенных Штатах Америки означает "Министр финансов или его уполномоченный представитель", которым в данном случае является Служба внутренних доходов США, в связи с чем документы, выданные иными органами, такие как свидетельства о регистрации на территории иностранных государств (сертификаты об инкорпорации), выписки из торговых реестров и т.д., не могут рассматриваться в качестве документов, подтверждающих в налоговых целях постоянное местонахождение организации в иностранном государстве.
Вместе с тем, из приведенных выше положений Договора не следует, что документы, подтверждающие, что организация является "лицом с постоянным местопребыванием в одном Договаривающемся Государстве", должны быть выданы исключительно теми "компетентными органами", которые названы в подпункте "h" пункта 1 статьи 3 Договора.
Специальный термин Договора "компетентный орган", понятие которого установлено в подпункте "h" пункта 1 статьи 3 Договора, применяется в иных статьях данного Договора, где это прямо прописано - в частности, в статье 24 "Взаимосогласительная процедура", статье 25 "Обмен информацией", где изложены их полномочия, права и обязанности в рамках Договора.
Вероятно, в тексте документа допущена опечатка: вместо "подпункте "п" пункта 1 статьи 3 Договора"
следует читать "подпункте "h" пункта 1 статьи 3 Договора"
В статьях же 4 и 6 Договора прямого указания на то; что для целей их применения документы могут быть выданы только исключительно компетентными органами согласно определению, данному в подпункте "п" пункта 1 статьи 3 Договора, не имеется.
В Налоговом кодексе Российской Федерации также не установлено обязательной формы документов, подтверждающих постоянное местопребывание налогоплательщика в иностранном государстве.
Согласно пункту 2 статьи 1202 Гражданского кодекса Российской Федерации статус организации в качестве юридического лица определяется по праву страны, где учреждено иностранное юридическое лицо.
В силу пункта 30 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 11.06.1999 N 8 "О действии международных договоров Российской Федерации применительно к вопросам арбитражного процесса" юридический статус иностранного юридического лица подтверждается, как правило, выпиской из торгового реестра страны происхождения, а также может подтверждаться иными эквивалентными доказательствами юридического статуса, признаваемыми в качестве таковых законодательством страны учреждения, гражданства или местожительства иностранного лица.
Как видно из материалов дела, в подтверждение постоянного местопребывания на территории США компании "Teamlog LLC" общество в налоговый орган и в суд представило удостоверение от 27.12.2005, выданное Канцелярией государственного секретаря Отдела Корпораций штата Орегон, согласно которому компания "Teamlog LLC" была создана в соответствии с Законом штата Орегон о компаниях с ограниченной ответственностью 19.11.2003 и является действующей по документам Отдела корпораций на дату выдачи настоящего удостоверения.
Вероятно, в тексте документа допущена опечатка: вместо "Гаагской конвенцией от 05.10.1661" следует читать "Гаагской конвенцией от 05.10.1961"
Указанный документ является официальным и в соответствии с Гаагской конвенцией от 05.10.1661 заверен апостилем от 27.12.2005, переведен с английского языка и заверен нотариусом.
Согласно пункту 6 статьи 108 НК РФ обязанность по доказыванию обстоятельств, свидетельствующих о факте налогового правонарушения и виновности лица в его совершении, возлагается на налоговые органы.
В данном случае налоговый орган не представил доказательства, опровергающие выводы суда первой инстанции о том, что имеющееся в материалах дела (копия) удостоверение, выданное Канцелярией государственного секретаря Отдела Корпораций штата Орегон, США, подтверждает нахождение иностранной фирмы на территории названного государства.
При таких обстоятельствах суд первой инстанции правомерно указал на отсутствие события налогового правонарушения, что является обстоятельством, исключающим привлечение общества к ответственности, предусмотренной статьей 123 НК РФ.
Учитывая изложенное и руководствуясь статьями 286, 287 (пункт 1 части 1) Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа
постановил:
решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 14.06.2007 по делу N А56-2949/2007 оставить без изменения, а кассационную жалобу Инспекции Федеральной налоговой службы по Всеволожскому району Ленинградской области - без удовлетворения.
Председательствующий |
И.Д. Абакумова |
Судьи |
Т.В. Клирикова |
|
Н.А. Морозова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа от 20 декабря 2007 г. N А56-2949/2007
Заявление ООО о признании недействительным решения ИФНС о привлечении к ответственности, предложении удержать и уплатить в бюджет налог с доходов, выплаченных иностранным организациям, и соответствующую сумму пеней удовлетворено, поскольку в материалах дела имеется удостоверение, выданное канцелярией государственного секретаря отдела корпораций иностранного государства, подтверждающее нахождение иностранной фирмы на территории иностранного государства
Текст постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Северо-Западного округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится с сохранением пунктуации и орфографии источника