Постановление Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа
от 20 декабря 2007 г. N А26-1871/2006
См. также определение Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа от 29 ноября 2007 г.
См. также определение Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа от 24 октября 2007 г.
Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Самсоновой Л.А., судей Блиновой Л.В., Ломакина С.А.,
при участии от Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 2 по Республике Карелия Умнова Д.В. (доверенность от 09.06.2007 N 10-10/11894),
рассмотрев 20.12.2007 в открытом судебном заседании кассационную жалобу Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 2 по Республике Карелия на решение Арбитражного суда Республики Карелия от 06.06.2007 (судья Подкопаев А.В.) и постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 29.08.2007 (судьи Загараева Л.П., Будылева М.В., Протас Н.И.) по делу N А26-1871/2006,
установил:
Межрайонная инспекция Федеральной налоговой службы N 2 по Республике Карелия (далее - инспекция) обратилась в Арбитражный суд Республики Карелия с заявлением (с учетом уточнения требований) о взыскании с индивидуального предпринимателя Литвинова Андрея Борисовича 109 864 руб., в том числе 22 034 руб. налога на доходы физических лиц (далее - НДФЛ), 4 306 руб. 87 коп. пеней по НДФЛ и 4 407 руб. штрафа; 33 898 руб. налога на добавленную стоимость (далее - НДС), 12 804 руб. 79 коп. пеней по НДС и 6 780 руб. штрафа; 18 342 руб. единого социального налога (далее - ЕСН), 3 622 руб. 99 коп. пеней по ЕСН и 3 668 руб. штрафа.
Решением от 06.06.2007 суд отказал в удовлетворении заявления.
Постановлением от 29.08.2007 апелляционная инстанция оставила решение от 06.06.2007 без изменения.
В кассационной жалобе налоговый орган, ссылаясь на неправильное применение судами норм материального права и несоответствие выводов судов обстоятельствам дела, просит отменить судебные акты.
Определением от 29.11.2007 судебное заседание было отложено до 20.12.2007.
В отзыве на кассационную жалобу предприниматель просит оставить судебные акты без изменения.
В судебном заседании представитель инспекции поддержал доводы жалобы.
Предприниматель, надлежащим образом извещенный о месте и времени слушания дела, в судебное заседание не явился, поэтому жалоба рассмотрена в его отсутствие.
Законность обжалуемых судебных актов проверена в кассационном порядке в пределах доводов жалобы.
Как видно из материалов дела, в проверяемом периоде одним из основных видов деятельности предпринимателя являлась розничная торговля автотранспортными средствами.
Инспекция провела выездную проверку правильности исчисления и уплаты предпринимателем ряда налогов, в том числе НДФЛ, ЕСН за период с 01.01.2002 по 31.12.2004 и НДС за период с 01.01.2002 по 31.03.2005, о чем составила акт от 30.08.2005 N 85.
Предприниматель представил возражения на данный акт.
По результатам рассмотрения акта выездной налоговой проверки, представленных возражений и материалов, полученных в результате проведения дополнительных мероприятий налогового контроля, инспекция приняла решение от 17.11.2005 N 105, которым взыскала с предпринимателя 24 151 руб. штрафа за неполную уплату НДФЛ, 12 359 руб. штрафа за неполную уплату ЕСН и 36 784 руб. штрафа за неполную уплату НДС по пункту 1 статьи 122 НК РФ; 39 726 руб. штрафа за непредставление декларации по ЕСН за 2002 год и 58 924 руб. штрафа за непредставление декларации по НДС за III квартал 2002 года по пункту 2 статьи 119 НК РФ; доначислила 120 755 руб. НДФЛ, 183 920 руб. НДС и 61 794 руб. ЕСН и начислила соответственно 25 234 руб. 75 коп., 75 323 руб. 10 коп. и 13 797 руб. 81 коп. пеней по данным налогам.
В обоснование своего решения налоговый орган указал на то, что предприниматель занизил налогооблагаемую базу по НДФЛ, ЕСН и НДС на 928 885 руб. Инспекция считает, что автомобили "MAH-14232F", "Фольксваген-МАН", "MAH-19/302FL/LL", "Mercedec Benz - MB100D", "Ауди А4" реализованы предпринимателем по цене ниже рыночной за идентичные товары, поэтому в соответствии с пунктом 3 статьи 40 НК РФ налоговый орган на основании отчета ООО "Экспоцентр" произвел доначисление НДФЛ, ЕСН и НДС, "рассчитанных таким образом, как если бы результаты этих сделок были оценены исходя из применения рыночных цен на соответствующие товары". Налоговый орган не принял в расходы убыток от реализации автомобиля "Рено-Лагуна 2.0" в сумме 76 479 руб. по тому основанию, что сделка, приносящая убыток, не может быть признана экономически оправданной и направленной на извлечение дохода. Кроме того, инспекция установила, что предприниматель необоснованно включил в состав расходов стоимость капитального ремонта двигателя автомобиля "MAH-14232F" в сумме 215 000 руб. поскольку 'представленная налогоплательщиком квитанция об оплате (серия ДЕ N 001237) не является достаточным документальным подтверждением произведенных налогоплательщиком расходов.
Предприниматель оспорил данное решение налогового органа в арбитражный суд.
Решением от 05.04.2006 по делу N А26-909/2006-210 Арбитражный суд Республики Карелия признал недействительным решение инспекции от 17.11.2005 N 105 в части доначисления НДС, соответствующих пеней и штрафных санкций и в части доначисления налогов, соответствующих пеней и штрафных санкций по эпизодам, связанным с применением статьи 40 НК РФ и с убытком от реализации автомобиля "Рено-Лагуна 2.0".
Постановлением Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа от 31.08.2006 по делу N А26-909/2006-210 решение Арбитражного суда Республики Карелия от 05.04.2006 в части признания недействительным решения инспекции от 17.11.2005 N 105 по эпизоду доначисления НДС, соответствующих пеней и штрафных санкций отменено, а дело в этой части направлено на новое рассмотрение. В остальной части решение суда оставлено без изменения.
Решением от 02.11.2006 по тому же делу Арбитражный суд Республики
Карелия признал недействительным решение инспекции от 17.11.2005 N 105 в части доначисления НДС, соответствующих пеней и штрафных санкций по эпизодам, связанным с применением статьи 40 НК РФ и с убытком от реализации автомобиля "Рено-Лагуна 2.0".
Исключение налоговым органом из состава расходов стоимости капитального ремонта двигателя грузового автомобиля "MAH-14232F" признано правомерным.
Требованиями от 25.11.2005 N 13423 и 641 инспекция предложила предпринимателю уплатить налоги, пени и налоговые санкции в срок до 06.12.2005.
Поскольку предприниматель не исполнил данные требования, инспекция также обратилась в арбитражный суд.
С учетом принятых по делу N А26-909/2006-210 судебных актов налоговый орган произвел перерасчет налоговых обязательств предпринимателя по результатам выездной налоговой проверки и уточнил заявленные требования по настоящему делу. В результате перерасчета налогооблагаемая база за 2002 и 2004 год отсутствует, за 2003 год налогооблагаемая база составила 169 489 руб. Налогооблагаемая база за 2003 год сложилась из дохода от продажи автомобилей "MAH-14232F" и "Ауди А4" за минусом фактурной стоимости автомобиля "MAH-14232F" и таможенных платежей за оба автомобиля.
Суды первой и апелляционной инстанций отказали в удовлетворении заявления инспекции по настоящему делу, указав, что в соответствии с частью 2 статьи 69 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не подлежат доказыванию по данному делу только те обстоятельства, которые установлены судебными актами, принятыми по делу N А26-909/2006-210. При этом суды обеих инстанций указали, что поскольку вопрос о включении в состав профессиональных налоговых вычетов стоимости приобретения автомобиля "Ауди А4" ранее не рассматривался, данное обстоятельство не являлось предметом рассмотрения по делу N А26-909/2006-210, то указанный эпизод в настоящем деле подлежит рассмотрению по существу. По мнению судов первой и апелляционной инстанций, инспекция неправомерно не приняла в состав профессиональных налоговых вычетов затраты, связанные с приобретением автомобиля "Ауди А4", в сумме 390 019 руб. 60 коп. С учетом затрат на приобретение автомобиля "Ауди А4" в 2003 году налогоплательщиком получен убыток от предпринимательской деятельности в размере 220 530 руб. 60 коп., следовательно, отсутствуют и налоговая база для исчисления налогов, и вменяемые налоговым органом обязательства по уплате налогов.
Кассационная коллегия не находит оснований для отмены обжалуемых судебных актов.
Согласно пункту 1 статьи 221 НК РФ при исчислении налоговой базы в соответствии с пунктом 2 статьи 210 НК РФ налогоплательщики, указанные в пункте 1 статьи 227 НК РФ, имеют право на получение профессиональных налоговых вычетов в сумме фактически произведенных ими и документально подтвержденных расходов, непосредственно связанных с извлечением доходов. При этом состав указанных расходов, принимаемых к вычету, определяется налогоплательщиком самостоятельно в порядке, аналогичном порядку определения расходов для целей налогообложения, установленному главой "Налог на прибыль организаций".
Согласно пункту 1 статьи 252 НК РФ налогоплательщик уменьшает полученные доходы на сумму произведенных расходов (за исключением расходов, указанных в статье 270 НК РФ).
Расходами признаются обоснованные и документально подтвержденные затраты (а в случаях, предусмотренных статьей 265 НК РФ, убытки), осуществленные (понесенные) налогоплательщиком.
Под обоснованными расходами понимаются экономически оправданные затраты, оценка которых выражена в денежной форме.
Под документально подтвержденными расходами понимаются затраты, подтвержденные документами, оформленными в соответствии с законодательством Российской Федерации. Расходами признаются любые затраты при условии, что они произведены для осуществления деятельности, направленной на получение дохода.
Суды первой и апелляционной инстанций установили, что предприниматель представил все необходимые документы и подтвердил право на применение профессиональных налоговых вычетов.
Налоговый орган в жалобе указал, что налогоплательщик в нарушение требований статьи 221 НК РФ не подал в инспекцию заявление на получение профессионального вычета в сумме 390 019 руб. 60 коп. в связи с покупкой автомобиля "Ауди А4", а сам налоговый орган не обязан предоставлять налоговые вычеты.
Кассационная инстанция отклоняет данный довод.
Согласно статье 221 НК РФ налогоплательщики реализуют право на получение профессиональных налоговых вычетов путем подачи письменного заявления в налоговый орган одновременно с подачей налоговой декларации по окончании налогового периода.
Вместе с тем в соответствии с пунктом 1 статьи 30 НК РФ налоговые органы составляют единую централизованную систему контроля за соблюдением законодательства о налогах и сборах, за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью внесения в соответствующий бюджет налогов и сборов, а в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации, за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью внесения в соответствующий бюджет иных обязательных платежей.
Согласно постановлению Конституционного Суда Российской Федерации от 16.07.2004 N 14-П основное содержание выездной налоговой проверки - проверка правильности исчисления и своевременности уплаты (удержания и перечисления) одного или нескольких налогов по месту нахождения налогоплательщика на основе изучения как документальных источников информации, так и фактического состояния объектов налогообложения.
Следовательно, налоговый орган был обязан установить все фактические обстоятельства, связанные с правильностью исчисления и своевременностью уплаты налогов предпринимателем.
Суды первой и апелляционной инстанций установили, что предприниматель документально подтвердил понесенные расходы, представив в налоговый орган таможенный приходный ордер N ББ-679161, подтверждающий расходы, понесенные на приобретение автомобиля "Ауди А4", в сумме 390 019 руб. 60 коп. и уплату таможенных платежей в сумме 54 548 руб. (т.1, л. 83). При этом таможенный приходный ордер N ББ-679161 был представлен налоговому органу до вынесения им решения.
Инспекция, обладая информацией о том, что предприниматель имеет право предъявить к вычету 390 019 руб. 60 коп., в нарушение статьи 88 НК РФ не предприняла мер по установлению обстоятельств, связанных с применением права на налоговый вычет.
Кроме того, учитывая постановление Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 05.10.2004 N 4909/04, следует отметить, что если налогоплательщик в процессе рассмотрения арбитражным судом заявления налогового органа о взыскании с него недоимки по налогу на доходы физических лиц указывает на наличие у него права на налоговые вычеты, то это обстоятельство нуждается в проверке независимо от предварительного обращения налогоплательщика с соответствующим заявлением в налоговый орган.
В ходе рассмотрения дела в арбитражном суде предприниматель ссылался на то, что при расчете расходов налоговым органом не были учтены затраты в сумме 390 019 руб. 60 коп., связанные с покупкой автомобиля "Ауди А4" (т. 1, л. 80).
Данное обстоятельство было проверено судами.
Суды обеих инстанций правильно указали, что инспекция необоснованно, без имеющихся на то оснований, не включила предпринимателю Литвинову А Б. в состав профессиональных налоговых вычетов затраты, связанные с приобретением автомобиля "Ауди А4", в сумме 390 019 руб. 60 коп.
Кроме того, следует согласится с судами первой и апелляционной инстанций, что с учетом затрат на приобретение автомобиля "Ауди А4" в 2003 году налогоплательщиком получен убыток от предпринимательской деятельности в размере 220 530 руб. 60 коп. (169 489 руб. - 390 019 руб. 60 коп.). Следовательно, у предпринимателя отсутствует налоговая база для исчисления налогов (НДФЛ, ЕСН и НДС) за 2003 год.
Таким образом, у инспекции отсутствовали основания для доначисления предпринимателю сумм налога.
При этом в соответствии со статьей 109 НК РФ отсутствие события налогового правонарушения является обстоятельством, исключающим привлечение лица к ответственности за совершение налогового правонарушения.
В соответствии со статьей 75 НК РФ пеня выплачивается в случае уплаты причитающихся сумм налогов в более поздние по сравнению с установленными законодательством о налогах и сборах сроки.
В связи с этим взыскание инспекцией штрафа и начисление пеней также необоснованны.
При таких обстоятельствах жалоба не подлежит удовлетворению.
Доводы кассационной жалобы направлены на переоценку выводов суда, что в силу статьи 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не входит в компетенцию арбитражного суда кассационной инстанции.
Учитывая изложенное и руководствуясь статьей 286, пунктом 1 части 1 статьи 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа
постановил:
решение Арбитражного суда Республики Карелия от 06.06.2007 и постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 29.08.2007 по делу N А26-1871/2006 оставить без изменения, а кассационную жалобу Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 2 по Республике Карелия - без удовлетворения.
Председательствующий |
Л.А. Самсонова |
Судьи |
Л.В. Блинова |
|
С.А. Ломакин |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Согласно ст.221 НК РФ налогоплательщики реализуют право на получение профессиональных налоговых вычетов путем подачи письменного заявления в налоговый орган одновременно с подачей налоговой декларации по окончании налогового периода.
Предприниматель приобрел транспортное средство, однако заявление об имущественном вычете в налоговый орган не подавал.
По мнению налогового органа, затраты на приобретение транспортного средства не могут быть учтены при определении налоговой базы по налогу на прибыль, поскольку право на имущественный вычет предприниматель не заявлял.
В соответствии с п.1 ст.30 НК РФ налоговые органы составляют единую централизованную систему контроля за соблюдением законодательства о налогах и сборах, за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью внесения в соответствующий бюджет налогов и сборов.
Учитывая вышеизложенное, суд сделал вывод, что налоговая инспекция, обладая информацией о том, что предприниматель имеет право предъявить к вычету НДФЛ в размере стоимости приобретенного транспортного средства, в нарушение ст.88 НК РФ не предприняла мер по установлению обстоятельств, связанных с применением права на налоговый вычет.
Таким образом, у налоговой инспекции отсутствовали основания для доначисления предпринимателю сумм НФДЛ.
Постановление Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа от 20 декабря 2007 г. N А26-1871/2006
Текст постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Северо-Западного округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится с сохранением пунктуации и орфографии источника