Постановление Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа
от 20 декабря 2007 г. N А56-10590/2007
Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Асмыковича А.В., судей Клириковой Т.В., Кочеровой Л.И.,
при участии от Инспекции Федеральной налоговой службы по Всеволожскому району Ленинградской области Шевченко А.А. (доверенность от 09.01.2007 N 04-23/35), от общества с ограниченной ответственностью "Арниви-Р" Одинцовой Т.К. (доверенность от 10.09.2007),
рассмотрев 20.12.2007 в открытом судебном заседании кассационную жалобу Инспекции Федеральной налоговой службы по Всеволожскому району Ленинградской области на решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 01.06.2007 (судья Мирошниченко В.В.) и постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 29.08.2007 (судьи Горбачева О.В., Загараева Л.П., Протас Н.И.) по делу N А56-10590/2007,
установил:
Общество с ограниченной ответственностью "Арниви-Р" (далее - Общество) обратилось в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области, уточнив требования в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, с заявлением о признании недействительными решения Инспекции Федеральной налоговой службы по Всеволожскому району Ленинградской области (далее - Инспекция) от 20.12.2006 N 188 об отказе в возмещении из бюджета налога на добавленную стоимость (далее - НДС), а также пунктов 2, 3 решения Инспекции от 20.12.2006 N 197 и обязании Инспекции устранить допущенные нарушения прав и законных интересов Общества путем возврата на его расчетный счет 4 889 644 руб. НДС за август 2006 года.
Решением суда первой инстанции от 01.06.2007, оставленным без изменения постановлением Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 29.08.2007, заявление Общества удовлетворено.
В кассационной жалобе Инспекция просит отменить принятые по делу судебные акты, ссылаясь на неправильное применение судами норм материального права и несоответствие выводов фактическим обстоятельствам дела. По мнению налогового органа, представленная Обществом грузовая таможенная декларация (далее - ГТД) не подтверждает вывоза товара, поскольку оформлена с нарушениями Инструкции о порядке заполнения ГТД, утвержденной приказом Государственного таможенного комитета Российской Федерации от 21.08.2003 N 915 и Инструкции о подтверждении таможенными органами фактического вывоза (ввоза) товаров с таможенной территории Российской Федерации (на таможенную территорию Российской Федерации) утвержденной приказом Государственного таможенного комитета Российской Федерации от 21.07.2003 N 806 (далее -Инструкции от 21.08.2003 N 915 и от 21.07.2003 N 806). Кроме того, авиационная накладная и ГТД содержат противоречивые сведения относительно даты вывоза товара. Налоговый орган также считает необоснованными выводы судов о том, что Инспекция неправомерно увеличила налогооблагаемую базу по НДС по внутреннему рынку и доначислила налог до истечения 181 - дневного срока, предусмотренного пунктом 9 статьи 167 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ).
В судебном заседании представитель Инспекции поддержал доводы жалобы, а представитель Общества представил отзыв и просил оставить судебные акты без изменения.
Законность обжалуемых судебных актов проверена в кассационном порядке, и суд кассационной инстанции не находит оснований для удовлетворения жалобы.
Как следует из материалов дела, на основании контрактов от 08.06.2006 N 9 и от 02.08.2006 N 10, заключенных с иностранной фирмой "Tavenor Yentures LTD", Общество реализовало на экспорт товары из сплава недрагоценных металлов (сувениры, бижутерию, часы-сувениры, рамки для фотографий, музыкальные шкатулки). Страной-получателем товара является Федеративная Республика Германия.
Товары вывезены в таможенном режиме экспорта через Пулковскую таможню по ГТД N 10222010/280806/0019377 на воздушном судне по авианакладной N 105-4423 1832/17.
В представленной в Инспекцию декларации по НДС по налоговой ставке 0 процентов за август 2006 года Общество указало выручку от реализации продукции на экспорт 37 854 016 руб. и предъявило к возмещению из бюджета 4 889 644 руб. НДС, уплаченного поставщикам материальных ресурсов, использованных при экспортных поставках.
В подтверждение обоснованности применения ставки 0 процентов и налоговых вычетов Общество представило в налоговый орган документы, предусмотренные статьей 165 НК РФ.
В ходе камеральной проверки декларации и документов Инспекции признала необоснованным применение заявителем налоговой ставки 0 процентов и приняла решение от 20.12.2006 N 188 об отказе Обществу в возмещении из бюджета 4 889 644 руб.
Кроме того, по результатам камеральной проверки той же декларации, налоговый орган в целях корректировки налоговой базы по внутреннему рынку принял решение от 20.12.2006 N 197 об отказе в привлечении Общества к налоговой ответственности, в соответствии с которым увеличила налогоплательщику налоговую базу по НДС по внутреннему рынку за август 2006 года на 37 854 016 руб., доначислила 1 924 079 руб. НДС по ставке 18 процентов от суммы реализации за минусом суммы налоговых вычетов, и предложила внести соответствующие изменения в бухгалтерский учет.
В обоснование принятых решений Инспекция указала на то, что в нарушение требований подпунктов 1 - 4 пункта 1 статьи 165 НК РФ реализация товара вывезенного с территории Российской Федерации в таможенном режиме экспорта на сумму 37 854 016 руб. заявленная в представленной декларации за август 2006 года, не подтверждена соответствующим комплектом документов.
При этом налоговый орган указал, что выручка по контракту от 08.06.2006 N 9 поступила не в полном объеме в ГТД N 10222010/280806/0019377 не указан номер рейса, отсутствует подпись на оттиске личной номерной печати таможенного инспектора при штампе "Товар вывезен", авианакладная и ГТД содержат противоречивые сведения относительно деты фактического вывоза товара.
Посчитав решения Инспекции от 20.12.2006 N 188 и N 197 незаконными, Общество обратилось с заявлением в арбитражный суд.
Изучив материалы дела, доводы кассационной жалобы, проверив правильность применения судами норм материального и соблюдение норм процессуального права, а также соответствие выводов судов имеющимся в материалах дела доказательствам, суд кассационной инстанции пришел к выводу об отсутствии оснований для удовлетворения кассационной жалобы.
В соответствии с подпунктом 1 пункта 1 статьи 164 НК РФ налогообложение производится по налоговой ставке 0 процентов при реализации товаров, вывезенных в таможенном режиме экспорта при условии представления в налоговые органы документов, предусмотренных статьей 165 НК РФ.
Право налогоплательщика на возмещение НДС и порядок реализации этого права при осуществлении экспортных операций установлены пунктом 4 статьи 176 НК РФ (в редакции действовавшей в проверенный период). В силу названной нормы для подтверждения права на возмещение сумм НДС, уплаченных при реализации товаров вывезенных в таможенном режиме экспорта (подпункт 1 пункта 1 статьи 164 НК РФ) налогоплательщик должен представить в налоговый орган отдельную декларацию по ставке 0 процентов и документы, предусмотренные пунктом 1 статьи 165 НК РФ, в том числе:
контракт (копия контракта) налогоплательщика с иностранным лицом на поставку товара за пределы таможенной территории Российской Федерации;
выписку банка (копия выписки), подтверждающая фактическое поступление выручки от иностранного лица - покупателя указанного товара на счет налогоплательщика в российском банке;
ГТД (ее копия) с отметками российского таможенного органа, осуществившего выпуск товаров в режиме экспорта, и российского таможенного органа, в регионе деятельности которого находится пункт пропуска, через который товар был вывезен за пределы таможенной территории Российской Федерации;
копии транспортных, товаросопроводительных и (или) иных документов с отметками пограничных таможенных органов, подтверждающими вывоз товаров за пределы территории Российской Федерации.
На основании этих документов налоговый орган обязан не позднее трех месяцев со дня их представления принять решение о возмещении сумм налога путем зачета или возврата либо об отказе (полностью или частично) в его возмещении, проверив обоснованность применения ставки 0 процентов и налоговых вычетов.
Общий порядок применения налоговых вычетов, в том числе при налогообложении по ставке 0 процентов, установлен статьей 172 НК РФ.
Согласно пункту 1 статьи 172 НК РФ налоговые вычеты, предусмотренные статьей 171 НК РФ, производятся на основании счетов-фактур, выставленных продавцами при приобретении налогоплательщиком товаров (работ, услуг).
Вычетам подлежат суммы налога, предъявленные налогоплательщику при приобретении товаров (работ, услуг) на территории Российской Федерации после принятия на учет указанных товаров (работ, услуг) с учетом особенностей, предусмотренных статьей 172 НК РФ, и при наличии соответствующих документов.
Судами установлено и из материалов дела следует что экспортируемые товары вывезены воздушным транспортом, в подтверждение обоснованности применения ставки 0 процентов за август 2006 года и налоговых вычетов Общество одновременно с декларацией представило в налоговый орган все необходимые документы, в том числе: экспортный контракт от 02.08.2006 N 10, паспорт сделки, инвойс, выписки банка, подтверждающие поступление выручки от иностранного покупателя товара; договор купли-продажи товара на внутреннем рынке с приложением товарных накладных и счетов фактур, а также ГТД N 10222010/280806/0019377 с отметками таможенных органов "Выпуск разрешен" и "Товар вывезен" и авиационную накладную N 105-44238132/17.
В подпункте 4 пункта 1 статьи 165 НК РФ предусмотрена обязанность налогоплательщика представлять копии транспортных, товаросопроводительных и (или) иных документов с отметками пограничных таможенных органов, подтверждающими вывоз товаров за пределы территории Российской Федерации.
Признавая неправомерным применение Обществом налоговой ставки 0 процентов при исчислении НДС за август 2006 года, Инспекция указала на то, что на личной номерной печати таможенного инспектора при штампе "Товар вывезен" отсутствует подпись должностного лица.
Судами установлено и материалами дела подтверждается, что на представленных Обществом документах имеются все необходимые печати и подписи должностных лиц таможенных органов в соответствии с таможенными инструкциями.
Штамп таможенного органа "Выпуск разрешен" на ГТД N 10221010/280806/0019377 заверен подписью должностного лица таможенного органа с личной номерной печатью. При этом штамп "Товар вывезен" на ГТД заверен личной номерной печатью должностного лица таможенного органа и не должен заверяться подписью должностного лица таможенного органа в соответствии с пунктом 12 Инструкции от 21.07.2003 N 806.
Довод кассационной жалобы о том, что на копии ГТД, представленной в Инспекцию отсутствует штамп таможенного органа "Выпуск разрешен", заверенный личной номерной печатью, противоречит фактам, изложенным в оспариваемом решении налогового органа и подлежит отклонению как необоснованный.
Довод Инспекции о необходимости заверения подписью должностного лица таможенного органа с проставлением оттиска личной номерной печати регистрационного номера ГТД не приводился налоговым органом в оспариваемом решении, не основан на нормах материального права и правомерно отклонен судебными инстанциями как необоснованный.
Судами установлено, что расхождение в номере рейса и дате вывоза товара согласно ГТД и авианакладной обусловлено тем, что момент оформления ГТД и авианакладной (процесс оформления, согласно отметке на ГТД "Выпуск разрешен", происходил 28.08.2006) заявитель еще не знал и не мог знать номера рейса, так как вылет произошел только 30.08.2006. Поэтому номер рейса и дата вывоза товара проставлены таможенным органом внизу ГТД (в разделе "Таможенный контроль") в и заверены круглой печатью.
При этом письмом от 10.05.2007 ООО "Аэро Технолоджи" (официальный агент перевозчика авиакомпании "Финнэйр") подтвердило вывоз товара по авианакладной N 105-442388132/17 рейсом АУ 166 30.08.2006 (том 1, лист дела 61).
Таможенный орган также подтвердил вывоз товаров за пределы таможенной территории Российской Федерации (том 1, лист дела 57).
Все обстоятельства, касающиеся данного эпизода проверки были надлежащим образом, полно и всесторонне исследованы судами первой и апелляционной инстанций.
Конституционный Суд Российской Федерации в постановлении от 14.07.2003 N 12-П признал недопустимым формальный подход к решению вопроса об условиях реализации налогоплательщиком права на применение налоговой ставки 0 процентов, в том числе по документальному подтверждению обоснованности применения этой ставки, и подтвердил свою правовую позицию о необходимости учитывать в сфере налоговых правоотношений публичные интересы государства, связанные с его экономической безопасностью, и частные интересы физических и юридических лиц как субъектов гражданских правоотношений и внешнеэкономической деятельности.
В рассматриваемом случае признание неправомерным применение Обществом ставки НДС 0 процентов по основаниям, приведенным в оспариваемом решении, свидетельствует о формальном подходе к решению вопроса об условиях реализации налогоплательщиком соответствующего права, что приводит к его существенному ущемлению.
При таких обстоятельствах следует признать, что у налогового органа отсутствовали законные основания для отказа Обществу в возмещении НДС.
Правомерно признанно незаконным в оспариваемой части и решение налогового органа от 20.12.2006 N 197.
Пунктом 9 статьи 165 НК РФ установлено, что документы (их копии), подтверждающие обоснованность применения налоговой ставки 0 процентов при реализации товаров (работ, услуг), указанных в подпунктах 1 - 3 и 8 пункта 1 статьи 164 НК РФ, представляются налогоплательщиком в срок не позднее 180 дней, считая с даты оформления региональными таможенными органами грузовой таможенной декларации на вывоз товаров в таможенном режиме экспорта или транзита.
Если по истечении 180 дней, считая с даты выпуска товаров региональными таможенными органами в режиме экспорта или транзита, налогоплательщик не представил указанные документы (их копии), указанные операции по реализации товаров (выполнению работ, оказанию услуг) подлежат налогообложению по ставкам соответственно 10 процентов или 18 процентов. Если впоследствии налогоплательщик представляет в налоговые органы документы (их копии), обосновывающие применение налоговой ставки в размере 0 процентов, уплаченные суммы налога подлежат возврату налогоплательщику в порядке и на условиях, которые предусмотрены статьей 176 НК РФ.
Судебные инстанции обоснованно указали, что на момент принятия Инспекцией оспариваемого решения от 20.12.2006 N 197 180 дней с даты помещения товаров под таможенный режим экспорта, предоставляемые экспортерам для сбора документов в целях подтверждения права на применение налоговой ставки 0 процентов и налоговых вычетов по экспортной операции, не истекли. В связи с этим на дату принятия решения у налогового органа отсутствовали основания для увеличения налогооблагаемой базы по внутреннему рынку и начисления Обществу НДС по ставке 18 процентов за август 2006 года.
Доводы жалобы налогового органа по существу направлены на переоценку фактических обстоятельств дела, установленных судами, что в силу статьи 286 и части 2 статьи 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не допускается при рассмотрении спора в суде кассационной инстанции.
Поскольку дело рассмотрено судами полно и всесторонне нормы материального и процессуального права не нарушены, оснований для отмены судебных актов не имеется.
Учитывая изложенное руководствуясь статьями 286, 287 (пункт 1 части 1) Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа
постановил:
решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 01.06.2007 и постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 29.08.2007 по делу N А56-10590/2007 оставить без изменения, а кассационную жалобу Инспекции Федеральной налоговой службы по Всеволожскому району Ленинградской области - без удовлетворения.
Председательствующий |
А.В. Асмыкович |
Судьи |
Т.В. Клирикова |
|
Л.И. Кочерова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
В подп.4 п.1 ст.165 НК РФ предусмотрена обязанность налогоплательщика представлять копии транспортных, товаросопроводительных и (или) иных документов с отметками пограничных таможенных органов, подтверждающими вывоз товаров за пределы территории РФ.
По мнению налогового органа, налогоплательщик не имеет права на применение ставки НДС 0%, поскольку представленные им ГТД и авианакладные оформлены с нарушениями. В частности, регистрационный номер ГТД не заверен подписью должностного лица таможенного органа с проставлением оттиска личной номерной печати, в датах вывоза товаров по ГТД и авианакладной имеются расхождения.
Как указал суд, на представленных обществом документах имеются все необходимые печати и подписи должностных лиц таможенных органов в соответствии с таможенными инструкциями. Довод налоговой инспекции о необходимости заверения регистрационного номера ГТД не приводился налоговым органом в оспариваемом решении, не основан на нормах материального права и подлежит отклонению.
Расхождение в номере рейса и дате вывоза товара согласно ГТД и авианакладной обусловлено тем, что момент оформления ГТД и авианакладной (процесс оформления, согласно отметке на ГТД "Выпуск разрешен", происходил 28.08.2006) налогоплательщик еще не знал и не мог знать номера рейса, так как вылет произошел только 30.08.2006. В связи с этим номер рейса и дата вывоза товара проставлены таможенным органом внизу ГТД (в разделе "Таможенный контроль") и заверены круглой печатью.
Следовательно, основания для отказа налогоплательщику в применении ставки НДС 0% у налогового органа отсутствовали.
Постановление Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа от 20 декабря 2007 г. N А56-10590/2007
Текст постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Северо-Западного округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится с сохранением пунктуации и орфографии источника