Постановление Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа
от 18 декабря 2007 г. N А56-3020/2007
См. также определение Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа от 15 ноября 2007 г.
Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Кузнецовой Н.Г., судей Кочеровой Л.И. и Корпусовой О.А.,
при участии от открытого акционерного общества "Российские железные дороги" Близнюк А.Р. (доверенность от 28.12.2006), от Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 5 по Ленинградской области Яковлевой С.Г. (доверенность от 09.01.2007 N 03-05/05),
рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу открытого акционерного общества "Российские железные дороги" на решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 15.06.2007 (судья Спецакова Т.Е.) и постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 20.08.2007 (судьи Горбачева О.В., Будылева М.В., Протас Н.И.) по делу N А56-3020/2007,
установил:
Открытое акционерное общество "Российские железные дороги" (далее - Общество) обратилось в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области с заявлением о признании недействительным решения Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 5 по Ленинградской области (далее - налоговая инспекция) от 22.12.2006 N 12-11/9868дсп.
Решением Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 15.06.2007 Обществу отказано в удовлетворении заявленного требования. Постановлением Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 20.08.2007 решение суда от 15.06.2007 оставлено без изменения.
В кассационной жалобе Общество просит отменить решение и постановление судов и удовлетворить его заявление, так как им законно применена льгота по налогу на имущество: стоимость имущества, исчисленная для целей налогообложения, уменьшена на балансовую (нормативную) стоимость здания пассажирского вокзала и кладовой станции Волховстрой-1. Податель жалобы считает, что суды неправильно истолковали подпункт "г" статьи 5 Закона Российской Федерации от 13.12.1991 N 2030-1 "О налоге на имущество предприятий"; неправомерно, в нарушение пункта 1 статьи 11 Налогового кодекса Российской Федерации, не применили понятие "железнодорожные пути сообщения", содержащееся в отраслевом законодательстве - Федеральном законе от 10.01.2003 N 17-ФЗ, Правилах эксплуатации железных дорог Российской Федерации, утвержденных приказом Министерства путей сообщения Российской Федерации от 26.05.2000 N ЦРБ-756, Инструкции по содержанию искусственных сооружений, утвержденной Министерством путей сообщения Российской Федерации от 28.12.1998 N ЦП-628. Общество также ссылается на необоснованное применение судом апелляционной инстанции положений статьи 2 Федерального закона от 25.08.1995 N 153-Ф3 "О федеральном железнодорожном транспорте", который (за исключением статьи 17) в IV квартале 2003 года (периоде применения льготы), согласно Федеральному закону от 10.01.2003 N 17-ФЗ не действовал. Кроме того, податель жалобы заявляет о том. что не ссылался на не действовавшее в 2003 году постановление Правительства Российской Федерации от 30.09.2004 N 504 "О перечне имущества, относящегося к железнодорожным путям общего пользования, федеральным автомобильным дорогам общего пользования, магистральным трубопроводам, линиям электропередачи, а также сооружений, являющихся неотъемлемой технологической частью указанных объектов, в отношении которых организации освобождаются от обложения налогом на имущество организаций".
Проверив законность обжалуемых судебных актов, суд кассационной инстанции установил следующее.
Как видно из материалов дела, в ходе проведения налоговой инспекцией выездной налоговой проверки правильности исчисления и уплаты Волховстроевской дирекцией по обслуживанию пассажиров в пригородном сообщении Дирекции пригородных перевозок "Транском" Октябрьской железной дороги - филиалом ОАО "Российские железные дороги" в бюджет налогов (сборов), в том числе налога на имущество за период с 14.10.2003 по 31.12.2005. выявлен ряд нарушений, которые отражены в акте от 20.11.2006 N 12-11/863 5ДСП.
Налоговая инспекция признала неправомерным применение в представленном в налоговую инспекцию 31.03.2004 расчете по налогу на имущество за 2003 год предусмотренной подпунктом "г" статьи 5 Закона Российской Федерации от 13.12.1991 N 2030-1 льготы в отношении имущества стоимостью 137 882 221 руб.
Согласно норме подпункта "г" статьи 5 названного Закона стоимость имущества предприятия, исчисленная для целей налогообложения, уменьшается на балансовую (нормативную) стоимость железнодорожных путей сообщения, а также сооружений, предназначенных для их поддержания в эксплуатационном состоянии.
Налоговый орган пришел к выводу о необоснованном исключении налогоплательщиком из облагаемой налогом на имущество базы стоимости зданий пассажирского вокзала и кладовой станции Волховстрой-1 со ссылкой на указанную норму Закона, поскольку здания вокзала и кладовой не относятся к железнодорожным путям сообщения либо сооружениям, предназначенным для поддержания железнодорожные путей в эксплуатационном состоянии.
Решением налогового органа от 22.12.2006 N 12-11/9868дсп, принятым на основании акта проверки с учетом представленных налогоплательщиком возражений, ОАО "Российские железные дороги" привлечено к ответственности, предусмотренной пунктом 1 статьи 122 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ) за неполную уплату налога на имущество за 2003 год, в виде взыскания 138 347,2 руб. штрафа. Этим же решением Обществу доначислено и предложено в срок, указанный в требовании, уплатить 691 736 руб. налога на имущество и 256 040,25 руб. пеней, начисленных за нарушение срока уплаты этого налога, а также внести необходимые исправления в бухгалтерский и налоговый учет.
Общество обжаловало решение налоговой инспекции в арбитражном суде.
Суды первой и апелляционной инстанций отказали Обществу в удовлетворении заявленного требования, подтвердив правильность позиции налогового органа.
Кассационная инстанция, рассмотрев материалы дела и проверив правильность применения судами норм материального и процессуального права, не находит оснований для удовлетворения жалобы Общества и отмены принятых по данному делу решения и постановления.
В соответствии с подпунктом "г" статьи 5 Закона Российской Федерации от 13.12.1991 N 2030-1 "О налоге на имущество предприятий" стоимость имущества предприятия, исчисленная для целей налогообложения, уменьшается на балансовую (нормативную) стоимость железнодорожных путей сообщения, а также сооружений, предназначенных для поддержания в эксплуатационном состоянии указанных объектов.
В Налоговом кодексе Российской Федерации отсутствует понятие "железнодорожные пути сообщения", поэтому в соответствии с пунктом 1 статьи 11 НК РФ этот термин подлежит применению в том значении, в каком он используется в отраслевом законодательстве.
Согласно статье 2 Федерального закона от 10.01.2003 N 17-ФЗ "О железнодорожном транспорте в Российской Федерации" (действовавшего в IV квартале 2003 года) под железнодорожными путями общего пользования понимаются железнодорожные пути на территориях железнодорожных станций, открытых для выполнения операций по приему и отправлению поездов, приему и выдаче грузов, багажа и грузобагажа, по обслуживанию пассажиров и выполнению сортировочной и маневровой работы, а также железнодорожные пути, соединяющие такие станции. Железнодорожными путями необщего пользования являются железнодорожные подъездные пути, примыкающие непосредственно или через другие железнодорожные подъездные пути к железнодорожным путям общего пользования и предназначенные для обслуживания определенных пользователей услугами железнодорожного транспорта на условиях договоров или выполнения работ для собственных нужд.
Объектом обложения налогом на имущество в силу статьи 2 Закона Российской Федерации "О налоге на имущество предприятий" являются основные средства, нематериальные активы, запасы и затраты, находящиеся на балансе предприятия.
Определение этих понятий содержится в Общероссийском классификаторе основных фондов ОК 013-94.
К подразделу "сооружения" относятся инженерно-строительные объекты, которые предназначены для создания условий, необходимых для осуществления процесса производства. Элементами железнодорожного пути являются земляное полотно, дренажные, водоотводные и укрепительные сооружения земляного полотна, верхнее строение пути (рельсы, стрелочные переводы и др.).
К подразделу "здания" относятся здания, представляющие собой архитектурно-строительные объекты, назначением которых является создание условий труда, социально-культурного обслуживания населения и хранения материально-культурных ценностей. Здания имеют в качестве основных конструктивных частей стены и крышу.
Исходя из приведенных понятий здания пассажирского вокзала и кладовой станции Волховстрой-1 нельзя отнести ни к железнодорожным путям, ни к сооружениям, предназначенным для поддержания железнодорожных путей в эксплуатационном состоянии.
Следовательно, суды пришли к правильному выводу о необоснованном применении Обществом льготы по налогу на имущество и уменьшении для целей налогообложения стоимости имущества на балансовую стоимость зданий вокзала и кладовой.
Суд апелляционной инстанции правомерно отклонил ссылку Общества на необходимость применения в рассматриваемом случае положений пунктов 6 и 7 статьи 3 Налогового кодекса Российской Федерации, поскольку в данном случае оснований для применения правила, установленного в названных пунктах, не имеется. Попытка налогоплательщика в рассматриваемом деле использовать положения пунктов 6 и 7 статьи 3 Кодекса направлена на льготное налогообложение, не предусмотренное законодательством о налогах и сборах.
Ошибочная ссылка суда апелляционной инстанции в принятом ею постановлении на положения статьи 2 Федерального закона от 25.08.1995 N 153-Ф3 "О федеральном железнодорожном транспорте" не привела к принятию неправильного судебного акта. Как следует из решения суда первой инстанции, при рассмотрении дела суд руководствовался нормами Федерального закона от 10.01.2003 N 17-ФЗ "О железнодорожном транспорте в Российской Федерации", действовавшего в проверяемый период. Кроме того, суд апелляционной инстанции обоснованно отметил, что понятие "железнодорожные пути общего пользования", введенное Федеральным законом от 10.01.2003 N 17-ФЗ, подтверждает - как и нормы ранее действовавшего Федерального закона от 25.08.1995 N 153-Ф3, дававшие понятие железнодорожных путей неправомерность применения налогоплательщиком льготы по налогу на имущество в 2003 году.
Указание судом апелляционной инстанции на обоснование Обществом права на рассматриваемую льготу в 2003 году постановлением Правительства Российской Федерации от 30.09.2004 N 504, на нормы которого оно в действительности не ссылалось, также не повлияло на законность вывода судов.
Учитывая изложенное, кассационная инстанция считает, что дело рассмотрено судами первой и апелляционной инстанций полно и всесторонне, нормы материального права не нарушены, выводы судов соответствуют имеющимся в деле доказательствам.
Правовых оснований для удовлетворения кассационной жалобы Общества и отмены принятых по данному делу решения и постановления судов не имеется.
Руководствуясь статьей 286 и пунктом 1 части 1 статьи 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации. Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа
постановил:
решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 15.06.2007 и постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 20.08.2007 по делу N А56-3020/2007 оставить без изменения, а кассационную жалобу открытого акционерного общества "Российские железные дороги" - без удовлетворения.
Председательствующий |
Н.Г. Кузнецова |
Судьи |
Л.И. Кочерова |
|
О.А. Корпусова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа от 18 декабря 2007 г. N А56-3020/2007
Текст постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Северо-Западного округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится с сохранением пунктуации и орфографии источника