Постановление Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа
от 20 декабря 2007 г. N А56-20677/2007
Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Бухарцева С.Н., судей Михайловской Е.А., Подвального И.О.,
при участии от Межрегионального управления Федеральной службы по финансовому мониторингу по Северо-Западному округу Краснова Е.В. (доверенность от 20.03.2007 N 3-Д), от Общества с ограниченной ответственностью "Лидер" Шиловой Л.В. (доверенность от 14.12.2007 N 1386/Л-1), Соковникова С.В. (доверенность от 29.06.2007 N 827/ли),
рассмотрев 17.12.07 в открытом судебном заседании кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Лидер" на постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 27.09.07 по делу N А56-20677/2007 (судьи Зотеева Л.В., Борисова Г.В., Савицкая И.Г.),
установил:
Общество с ограниченной ответственностью "Лидер" (в настоящее время - общество с ограниченной ответственностью "Ломбард 585-1"; далее - общество) обратилось в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области с заявлением о признании незаконным и отмене постановления Межрегионального управления Федеральной службы по финансовому мониторингу по Северо-Западному округу (далее - Росфинмониторинг) от 09.07.07 N 06-07/65-1/2 о назначении обществу административного наказания на основании статьи 15.27 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ).
Решением суда первой инстанции от 10.08.07 (судья Гранова Е.А.) обществу отказано в удовлетворении заявления.
Постановлением апелляционного суда от 27.09.07 решение суда от 10.08.07 оставлено без изменения.
В кассационной жалобе общество просит отменить постановление от 27.09.07, обжалуя по существу и решение суда от 10.08.07, в связи с неправильным, по его мнению, применением апелляционным судом положений Федерального закона от 07.08.01 N 115-ФЗ "О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма" (далее - Закон). Податель жалобы указывает на то, что заключение нескольких договоров займа с одной и той же организацией в один и тот же день преследовало цели обеспечения кассы наличными деньгами и соблюдение ограничений предельной суммы расчета наличными деньгами между юридическими лицами, а не избежание процедур обязательного контроля. Сами же сделки на сумму 60 000 руб. каждая не относятся к операциям, сведения о которых обязательно фиксировать и представлять в Росфинмониторинг. В свою очередь, основания документального фиксирования информации носят оценочный характер, что, по мнению общества, позволяет в данном случае применить положения части 4 статьи 1.5 КоАП РФ о толковании неустранимых сомнений в виновности лица в его пользу.
В кассационной жалобе также указано что в оспариваемом постановлении не содержится сведений с 101 операции, которые подлежат обязательному контролю и несообщение о которых вменяется заявителю в вину, а принцип объединения отдельных сделок в одну операцию Законом не предусмотрен. Суд же не учел, что операции на сумму 600 000 руб. совершены в течение 89, а не 100 дней, как указано в приложении к оспариваемому постановлению Росфинмониторинга.
Кроме того, общество считает, что в нарушение требований статьи 29.10 КоАП РФ суд, указав на отсутствие нарушений в части направления сведений о трех сделках, тем не менее признал оспариваемое постановление законным и обоснованным.
В судебном заседании представитель общества поддержал доводы кассационной жалобы, а представитель Росфинмониторинга возражал против ее удовлетворения.
Законность судебных актов проверена в кассационном порядке.
Как видно из материалов дела, основанием для привлечения общества, осуществляющего ломбардную деятельность, к административной ответственности, предусмотренной статьей 15.27 КоАП РФ, послужило неисполнение им законодательства о противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма в части фиксирования, хранения и представления сведений об операциях, подлежащих обязательному контролю. Выявленные в ходе выездной проверки нарушения, по мнению Росфинмониторинга, выразились в совершении заявителем операций, подлежащих обязательному контролю, на общую сумму 90 718 900 руб., сведения о которых не фиксировались и не представлялись в Росфинмониторинг (подпункт 4 пункта 1 статьи 7 Закона). Неоднократное совершение заявителем в течение суток однородных операций на общую сумму свыше 600 000 руб. расценено контролирующим органом как уклонение от процедур обязательного контроля. Постановлением Росфинмониторинга от 09.07.07 N 06-07/65-1/2 на общество наложен административный штраф в размере 150 000 руб.
Суды первой и апелляционной инстанций усмотрели в поведении заявителя состав вменяемого ему в вину административного правонарушения и подтвердили законность оспариваемого постановления Росфинмониторинга.
Кассационная коллегия считает, что суды обеих инстанций правильно применили нормы материального права, а изложенные в решении от 10.08.07 и постановлении от 27.09.2007 выводы соответствуют фактическим обстоятельствам дела и имеющимся в деле доказательствам.
Неисполнение организацией, осуществляющей операции с денежными средствами или иным имуществом, законодательства о противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма в части фиксирования, хранения и представления информации об операциях, подлежащих обязательному контролю, а также в части организации внутреннего контроля влечет наложение на юридических лиц административного штрафа в размере от 50 000 до 500 000 руб. или административное приостановление деятельности на срок до 90 суток (статья 15.27 КоАП РФ).
В силу подпункта 4 пункта 1 статьи 7 Закона организации, осуществляющие операции с денежными средствами или иным имуществом, обязаны документально фиксировать и представлять в уполномоченный орган не позднее рабочего дня, следующего за днем совершения операции, сведения по подлежащим обязательному контролю операциям с денежными средствами или иным имуществом. В данном подпункте приведен исчерпывающий перечень таких сведений.
Согласно подпункту 4 пункта 1 статьи 6 Закона предоставление юридическими лицами, не являющимися кредитными организациями, беспроцентных займов физическим лицам и (или) другим юридическим лицам, а также получение такого займа подлежат обязательному контролю, если сумма, на которую совершается данная операция, равна или превышает 600 000 руб.
Основанием документального фиксирования информации является, в частности, выявление неоднократного совершения операций или сделок, характер которых дает основание полагать, что цель их осуществления - уклонение от процедур обязательного контроля, предусмотренных Законом (пункт 2 статьи 7 Закона).
Судами первой и апелляционной инстанций установлено неоднократное получение обществом беспроцентного займа на сумму 600 000 руб. Причем такие операции юридически оформлялись посредством заключения с заимодавцем в один и тот же день десяти договоров беспроцентного займа на сумму 60 000 руб. каждый, что позволило судам утверждать о наличии у заявителя цели уклонения от процедур обязательного контроля. Такой вывод основан на полном, всестороннем и объективном исследовании имеющихся в деле доказательств и не подлежит переоценке в кассационной инстанции, полномочия которой ограничены, статьей 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Апелляционный суд признал неправомерным привлечение общества к административной ответственности по эпизодам заключения нескольких договоров займа на сумму свыше 600 000 руб. в связи с тем, что Росфинмониторинг не обосновал в оспариваемом постановлении вывод о беспроцентном характере этих займов и, как следствие, об обязанности представления по ним соответствующей информации.
Основания для отмены постановления по делу об административном правонарушении приведены в части 2 статьи 211 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации и в пунктах 3-5 части 1 статьи 30.7 КоАП РФ. К таким основаниям не отнесены отдельные процессуальные недостатки, в частности неполнота мотивировочной части постановления применительно к отдельным эпизодам противоправного поведения, тем более что в сложившейся ситуации для назначения заявителю административного наказания достаточно непредставления в Росфинмониторинг сведений об одной операции, подлежащей обязательному контролю.
Таким образом, оспариваемое постановление Росфинмониторинга не может быть признано незаконным и отменено, несмотря на то, что в ходе судебной проверки его законности отдельные факты противоправного бездействия общества не подтвердились.
С учетом изложенного, кассационная коллегия не находит оснований для отмены судебных актов.
Руководствуясь статьей 286 и пунктом 1 части 1 статьи 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа
постановил:
решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 10.08.07 и постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 27.09.07 по делу N А56-20677/2007 оставить без изменения, а кассационную жалобу Общества с ограниченной ответственностью "Лидер" - без удовлетворения.
Председательствующий |
С.Н. Бухарцев |
Судьи |
Е.А. Михайловская |
|
И.О. Подвальный |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа от 20 декабря 2007 г. N А56-20677/2007
Текст постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Северо-Западного округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится с сохранением пунктуации и орфографии источника