Постановление Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа
от 20 декабря 2007 г. N А56-20674/2007
Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Бухарцева С.Н., судей Михайловской Е.А., Подвального И.О.,
при участии от Межрегионального управления Федеральной службы по финансовому мониторингу по Северо-Западному округу Краснова Е.В. (доверенность от 20.03.07 N 3-Д), от общества с ограниченной ответственностью "Лидер" Соковникова С.В. (доверенность от 29.06.07 N 827/ЛИ), Шиловой Л.В. (доверенность от 14.12.07 N 1386/Л-1),
рассмотрев 17.12.07 в открытом судебном заседании кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Лидер" на постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 04.10.07 по делу N А56-20674/2007 (судьи Фокина Е.А., Борисова Г.В., Зотеева Л.В.),
установил:
Общество с ограниченной ответственностью "Лидер" (в настоящее время -общество с ограниченной ответственностью "Ломбард 585-1"; далее - общество) обратилось в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области с заявлением о признании незаконным и отмене постановления Межрегионального управления Федеральной службы по финансовому мониторингу по Северо-Западному округу (далее - Росфинмониторинг") от 09.07.07 N 06-07/65-1/1 о назначении обществу административного наказания на основании статьи 15.27 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ).
Решением суда первой инстанции от 10.08.07 (судья Гранова Е.А.) обществу отказано в удовлетворении заявления.
Постановлением апелляционного суда от 04.10.07 решение суда от 10.08.2007 оставлено без изменения.
В кассационной жалобе общество просит отменить постановление от 04.10.07, обжалуя по существу и решение суда от 10.08.07, в связи с неправильным, по его мнению, истолкованием судом положений Федерального закона от 07.08.01 N 115-ФЗ "О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма" (далее - Закон). Податель жалобы указывает на то, что идентификация клиентов осуществлялась им путем заполнения залоговых билетов, в которых содержатся те же сведения, что и в анкетах; сами же анкеты заполняются в электронном виде.
В судебном заседании представители общества поддержали доводы кассационной жалобы, а представитель Росфинмониторинга возражал против ее удовлетворения.
Законность судебных актов проверена в кассационном порядке.
Как видно из материалов дела, основанием для привлечения общества к административной ответственности, предусмотренной статьей 15.27 КоАП РФ, послужило неисполнение им законодательства о противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма в части организации внутреннего контроля. Выявленные в ходе выездной проверки нарушения, по мнению Росфинмониторинга, выразились в том, что заявитель, занимающийся ломбардной деятельностью, не осуществлял идентификацию клиентов методом анкетирования (пункт 2 статьи 7 Закона; пункт 4.1 правил внутреннего контроля), хранение документов (пункт 4 статьи 7 Закона), а также не представил в уполномоченный орган сведения об изменении данных организации (пункт 5.10 правил внутреннего контроля). Постановлением Росфинмониторинга от 09.07.07 N 06-07/65-1/1 на общество наложен административный штраф в размере 50 000 руб.
Суды первой и апелляционной инстанций усмотрели в поведении заявителя состав вменяемого ему в вину административного правонарушения, поскольку он не осуществлял идентификацию клиентов путем анкетирования. В судебных актах отклонена ссылка общества на осуществление им идентификации клиентов путем заполнения залоговых билетов, так как названный документ не содержит ссылки на некоторые реквизиты, указанные в статье 7 Закона.
Кассационная коллегия считает, что суды обеих инстанций правильно применили нормы материального права.
В соответствии со статьей 15.27 КоАП РФ неисполнение организацией, осуществляющей операции с денежными средствами или иным имуществом, законодательства о противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма в части фиксирования, хранения и представления информации об операциях, подлежащих обязательному контролю, а также в части организации внутреннего контроля влечет наложение на юридических лиц административного штрафа в размере от 50 000 до 500 000 руб. или административное приостановление деятельности на срок до 90 суток.
В силу подпункта 1 пункта 1 статьи 7 Закона организации, осуществляющие операции с денежными средствами или иным имуществом, обязаны идентифицировать лицо, находящееся на обслуживании в организации, осуществляющей операции с денежными средствами или иным имуществом (клиента), за исключением случаев, установленных пунктами 1.1 и 1.2 этой статьи, и установить следующие сведения:
в отношении физических лиц - фамилию, имя, а также отчество (если иное не вытекает из закона или национального обычая), гражданство, реквизиты документа, удостоверяющего личность, данные миграционной карты, документа, подтверждающего право иностранного гражданина или лица без гражданства на пребывание (проживание) в Российской Федерации, адрес места жительства (регистрации) или места пребывания, идентификационный номер налогоплательщика (при его наличии);
в отношении юридических лиц - наименование, идентификационный номер налогоплательщика или код иностранной организации, государственный регистрационный номер, место государственной регистрации и адрес местонахождения.
Правилами внутреннего контроля, утвержденными генеральным директором общества 24.01.07, предусмотрена идентификация клиентов путем заполнения анкеты (пункт 4.1).
Суды первой и апелляционной инстанций установили, что идентификация клиентов путем анкетирования заявителем не осуществлялась. В данном случае это свидетельствует о нарушении законодательства о противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем и финансированию терроризма в части организации внутреннего контроля (статья 15.27 КоАП РФ)
Довод общества об идентификации клиентов путем заполнения залоговых билетов обоснованно отклонен судами, поскольку реквизиты залогового билета не позволяют отразить в нем все сведения, наличие которых необходимо в силу подпункта 1 пункта 1 статьи 7 Закона.
Ссылка заявителя на заполнение анкет в электронном виде не подтверждается имеющимися в деле доказательствами, и такой способ фиксации информации правилами внутреннего контроля не предусмотрен.
С учетом изложенного, кассационная коллегия не находит оснований для отмены решения суда и постановления апелляционной инстанции.
Руководствуясь статьей 286 и пунктом 1 части 1 статьи 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа
постановил:
решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 10.08.07 и постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 04.10.07 по делу N А56-20674/2007 оставить без изменения, а кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Лидер" - без удовлетворения.
Председательствующий |
С.Н. Бухарцев |
Судьи |
Е.А. Михайловская |
|
И.О. Подвальный |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа от 20 декабря 2007 г. N А56-20674/2007
Текст постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Северо-Западного округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится с сохранением пунктуации и орфографии источника