Постановление Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа
от 24 декабря 2007 г. N А56-5698/2007
Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Кустова А.А., судей Кирилловой И.И., Тарасюка И.М.,
при участии от закрытого акционерного общества "Крионикс" Препьялова А.В. (доверенность от 10.12.2007), от Регионального отделения Федеральной службы по финансовым рынкам в Северо-Западном федеральном округе Дмитриева С.И. (доверенность от 09.01.2007),
рассмотрев 18.12.2007 в открытом судебном заседании кассационную жалобу закрытого акционерного общества "Крионикс" на постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 20.09.2007 по делу N А56-5698/2007 (судьи Копылова Л.С., Аносова Н.В., Жиляева Е.В.),
установил:
Закрытое акционерное общество "Крионикс" (далее - ЗАО "Крионикс", Общество) обратилось в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области с заявлением о признании незаконными действий Регионального отделения Федеральной службы по финансовым рынкам в Северо-Западном федеральном округе (далее - РО ФСФР), выразившихся в нарушении сроков принятия решения о государственной регистрации выпуска ценных бумаг Общества. Общество также просит обязать РО ФСФР принять решение о государственной регистрации выпуска ценных бумаг.
В порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации Общество обратилось с заявлением об изменении исковых требований и просило признать незаконными действия РО ФСФР, выразившиеся в нарушении сроков принятия решения о государственной регистрации выпуска ценных бумаг Общества и непредоставлении эмитенту информации о принятии решения о государственной регистрации выпуска ценных бумаг в установленный законодательством срок.
Решением от 24.05.2007 (судья Дашковская С.А.) в принятии к рассмотрению изменения заявленных требований отказано. Бездействие РО ФСФР, выразившееся в нарушении срока принятия решения о государственной регистрации выпуска ценных бумаг ЗАО "Крионикс", признано незаконным.
Постановлением от 20.09.2007 решение отменено. В удовлетворении заявления Обществу отказано.
В кассационной жалобе Общество просит отменить постановление как принятое с нарушением норм материального права и оставить в силе решение арбитражного суда первой инстанции. По мнению подателя жалобы, решение о государственной регистрации выпуска ценных бумаг Общества с учетом пунктов 2, 3 статьи 20 Федерального закона от 22.04.1996 N 39-ФЗ "О рынке ценных бумаг" (далее - Закон о рынке ценных бумаг) должно быть принято не позднее 60 дней с даты получения документов. Общество полагает, что 17.08.2006 представило в РО ФСФР все документы, предусмотренные Стандартами эмиссии ценных бумаг и регистрации проспектов ценных бумаг, которые утверждены приказом Федеральной службы по финансовым рынкам от 16.03.2005 N 05-4/пз-н (далее - Стандарты эмиссии). Следовательно, по мнению ЗАО "Крионикс", дальнейшие действия РО ФСФР должно осуществлять не на основании пункта 2.4.12 Стандартов эмиссии (приостановление эмиссии ценных бумаг), а на основании пункта 2.4.10 (проверка достоверности сведений).
Законность обжалуемого постановления проверена в кассационном порядке. Как следует из материалов дела, 27.07.2006 внеочередным общим собранием акционеров ЗАО "Крионикс" принято решение об увеличении уставного капитала Общества путем размещения 28 500 дополнительных обыкновенных именных бездокументарных акций номинальной стоимостью 100 руб.
Общество 17.08.2006 обратилось в РО ФСФР для государственной регистрации дополнительного выпуска акций.
РО ФСФР 18.09.2006 направило Обществу уведомление N 2638 о приостановлении эмиссии ценных бумаг в связи с нарушением эмитентом статьи 77 Федерального закона от 26.12.1995 N 208-ФЗ "Об акционерных обществах", поскольку в представленной выписке из протокола внеочередного общего собрания акционеров Общества отсутствуют сведения о рыночной стоимости акций, а также сведения о том, что цена размещения акций определена исходя из рыночной стоимости.
РО ФСФР также сослалось на нарушение пункта 2.4.2 Стандартов эмиссии и указало, что решение о дополнительном выпуске ценных бумаг составлено не по форме приложения 4 к Стандартам эмиссии, поскольку не содержит порядка и условия подачи и удовлетворения заявок, направленных на отчуждение ценных бумаг первым владельцам в ходе их размещения (уведомление N 2638).
Согласно предписанию от 20.09.2006 N 431 Обществу предложено в срок до 27.10.2006 представить в РО ФСФР информацию о размере рыночной стоимости размещаемых обыкновенных акций, исходя из которой определена цена их размещения; документы, подтверждающие информацию о размере рыночной стоимости размещаемых акций; протокол внеочередного общего собрания акционеров от 27.07.2006 N 18, решение о дополнительном выпуске ценных бумаг, составленное по форме приложения 4 к Стандартам эмиссии; копию протокола уполномоченного органа эмитента, которым утверждено решение о дополнительном выпуске ценных бумаг в новой редакции, а также магнитный носитель, содержащий текст решения о дополнительной выпуске ценных бумаг в новой редакции.
Общество 24.10.2006 представило в РО ФСФР отчет об устранении выявленных нарушений, к которому приложило документы, перечисленные в предписании от 20.09.2006 N 431, в том числе и отчет оценщика, подтверждающий информацию о размере рыночной стоимости размещаемых акций.
РО ФСФР направило Обществу предписание от 03.11.2006 N 533, в котором указало, что данные бухгалтерского баланса, указанные в отчете об оценке рыночной стоимости одной обыкновенной акции по состоянию на 30.06.2006, не соответствуют данным, содержащимся в бухгалтерском балансе на 30.06.2006, представленном Обществом для государственной регистрации дополнительного выпуска ценных бумаг.
РО ФСФР предложило Обществу в срок до 12.12.2006 представить копию бухгалтерского баланса Общества по состоянию на 30.06.2006 с отметкой налогового органа.
Общество направило РО ФСФР письмо от 30.11.2006 N 10-06, в котором сообщило, что им с 01.01.2005 применяется упрощенная система налогообложения и в связи с этим у него отсутствует обязанность по подаче ежеквартального и годового бухгалтерского баланса в налоговые органы. Таким образом, представленные в РО ФСФР и независимому оценщику данные бухгалтерского баланса (на 30.06.2006) носят информационный характер и не являются документом строгой отчетности.
РО ФСФР направило Обществу предписание от 11.12.2006 N 618, в котором предложило Обществу в срок до 12.01.2007 представить письменные объяснения о причинах расхождения данных бухгалтерского баланса.
Письмом от 10.01.2007 N 01-07 Общество повторно сообщило в регистрирующий орган о применении упрощенной системы налогообложения и о том, что представленные в РО ФСФР данные бухгалтерского баланса на 30.06.2006 носят информационный характер.
Как усматривается из материалов дела, 27.12.2006 РО ФСФР разрешило возобновление эмиссии ценных бумаг Общества и в этот же день осуществило государственную регистрацию дополнительного выпуска 28 500 обыкновенных именных бездокументарных акций номинальной стоимостью 100 руб.
Считая, что решение РО ФСФР принято с нарушением сроков, установленных пунктом 3 статьи 20 Закона о рынке ценных бумаг, Общество обратилось в арбитражный суд с настоящим иском.
Суд первой инстанции пришел к выводу, что решение о государственной регистрации дополнительного выпуска акций Общества или об отказе в государственной регистрации указанного выпуска должно быть принято РО ФСФР не позднее 16.10.2006, поскольку Общество обратилось с заявлением о государственной регистрации дополнительного выпуска ценных бумаг 17.08.2006. Суд указал, что оспариваемое действие (бездействие) не соответствует пунктам 2 и 3 статьи 20 Закона о рынке ценных бумаг и пунктам 2.4.9 и 2.4.10 Стандартов эмиссии и поэтому подлежит признанию незаконным.
Апелляционная инстанция, отменяя решение, пришла к выводу, что приостановление эмиссии и приостановление государственной регистрации - различные процедуры, имеющие специальное регулирование. Указание в заявлении и решении суда первой инстанции на нарушение сроков, установленных пунктами 2.4.9, 2.4.10 Стандартов эмиссии ценных бумаг, и пункта 3 статьи 20 Закона о рынке ценных бумаг о сроках регистрации выпуска ценных бумаг не учитывает Положения о порядке приостановления эмиссии ценных бумаг, которым не предусмотрен срок приостановления эмиссии, и основано на неверной квалификации действий ответчика как приостановления течения срока государственной регистрации, что представленными доказательствами не подтверждено.
Кассационная коллегия, изучив доводы подателя жалобы и проверив законность обжалуемого постановления, пришла к следующим выводам.
Согласно статье 19 Закона о рынке ценных бумаг процедура эмиссии ценных бумаг осуществляется в несколько этапов, которые включают принятие решения о размещении эмиссионных ценных бумаг; утверждение решения о выпуске (дополнительном выпуске) эмиссионных ценных бумаг; государственную регистрацию выпуска (дополнительного выпуска) эмиссионных ценных бумаг; размещение эмиссионных ценных бумаг; государственную регистрацию отчета об итогах выпуска (дополнительного выпуска) эмиссионных ценных бумаг или представление в регистрирующий орган уведомления об итогах выпуска (дополнительного выпуска) эмиссионных ценных бумаг.
Из материалов дела следует, что Общество обратилось с заявлением о государственной регистрации дополнительного выпуска акций.
В силу статьи 20 Закона о рынке ценных бумаг регистрирующий орган обязан осуществить государственную регистрацию выпуска (дополнительного выпуска) эмиссионных ценных бумаг или принять мотивированное решение об отказе в государственной регистрации выпуска (дополнительного выпуска) эмиссионных ценных бумаг в течение 30 дней с даты получения документов, представленных для государственной регистрации.
Регистрирующий орган вправе провести проверку достоверности сведений, содержащихся в документах, представленных для государственной регистрации выпуска (дополнительного выпуска) эмиссионных ценных бумаг. В этом случае течение срока, предусмотренного абзацем первым настоящего пункта, может быть приостановлено на время проведения проверки, но не более чем на 30 дней. Указанные нормы содержатся также и в пунктах 2.4.9 и 2.4.10 Стандартов эмиссии.
Вместе с тем из материалов дела усматривается, что РО ФСФР принят приказ о приостановлении дополнительного выпуска ценных бумаг ЗАО "Крионикс".
Согласно пункту 2.4.12 Стандартов эмиссии в случае представления в регистрирующий орган не всех документов, предусмотренных настоящими Стандартами, а также в случае выявления иных нарушений, которые не требуют для их устранения проведения общего собрания участников (акционеров) эмитента (далее именуются - устранимые нарушения), регистрирующий орган вправе, не отказывая в государственной регистрации выпуска (дополнительного выпуска) ценных бумаг, предоставить возможность эмитенту исправить допущенные нарушения. В этом случае регистрирующий орган направляет эмитенту уведомление о необходимости устранения нарушений с указанием допущенных нарушений и срока для их устранения.
Для исправления допущенных нарушений регистрирующий орган может приостановить эмиссию ценных бумаг.
Постановлением Федеральной комиссии по рынку ценных бумаг от 31.12.1997 N 45 утверждено Положение о порядке приостановления эмиссии и признания выпуска ценных бумаг несостоявшимся или недействительным и внесении изменений и дополнений в акты Федеральной комиссии по рынку ценных бумаг (далее - Положение о порядке приостановления эмиссии).
Согласно Положению о порядке приостановления эмиссии под приостановлением эмиссии понимается установление Федеральной комиссией или иным регистрирующим органом временного запрета на осуществление действий, связанных с 'эмиссией ценных бумаг. Указанным положением не предусмотрен срок для приостановления эмиссии ценных бумаг.
Суд апелляционной инстанции пришел к выводу, что указание в решении суда на нарушение сроков, установленных пунктами 2.4.9, 2.4.10 Стандартов эмиссии, и пункта 3 статьи 20 Закона о рынке ценных бумаг о сроках регистрации выпуска ценных бумаг не учитывает Положения о порядке приостановления эмиссии, которым не предусмотрен срок приостановления эмиссии ценных бумаг, и основано на неверной квалификации действий ответчика как приостановления течения срока государственной регистрации, что представленными доказательствами не подтверждено. Суд указал, что приостановление эмиссии и приостановление государственной регистрации - различные процедуры, имеющие специальное регулирование.
Суд кассационной инстанции считает, что судом апелляционной инстанции сделан правильный вывод, поскольку статья 20 Закона о рынке ценных бумаг устанавливает срок для принятия регистрирующим органом решения относительно выпуска ценных бумаг, а не срок приостановления эмиссии.
Руководствуясь статьями 286, 287, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа
постановил:
постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 20.09.2007 по делу N А56-5698/2007 оставить без изменения, а кассационную жалобу закрытого акционерного общества "Крионикс" - без удовлетворения.
Председательствующий |
А.А. Кустов |
Судьи |
И.И. Кириллова |
|
И.М. Тарасюк |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа от 24 декабря 2007 г. N А56-5698/2007
Текст постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Северо-Западного округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится с сохранением пунктуации и орфографии источника