Постановление Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа
от 26 декабря 2007 г. N А05-4365/2007
Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Кирейковой Г.Г., судей Кустова А.А. и Тарасюка И.М., при участии от муниципального учреждения здравоохранения "Первая городская клиническая больница скорой медицинской помощи" Юринского Е.А. (доверенность от 26.09.2007) и Колыгина B.C. (доверенность от 12.12.2006), от Архангельского областного фонда обязательного медицинского страхования Попова С.В. (доверенность от 11.01.2005 N 1),
рассмотрев 24.12.2007 в открытом судебном заседании кассационную жалобу Архангельского областного фонда обязательного медицинского страхования на решение Арбитражного суда Архангельской области от 05.07.2007 (судья Калашникова В.А.) и постановление Четырнадцатого арбитражного апелляционного суда от 18.09.2007 (судьи Романова А.В., Елагина O.K., Носач Е.В.) по делу N А05-4365/2007,
установил:
Архангельский областной фонд обязательного медицинского страхования (далее - Фонд) обратился Арбитражный суд Архангельской области с иском об обязании муниципального учреждения здравоохранения "Первая городская клиническая больница скорой медицинской помощи" (ранее муниципальное учреждение здравоохранения "Первая городская клиническая больница"; далее - Учреждение) восстановить в бюджете Фонда 2 365 220 руб. 55 коп., израсходованных не по целевому назначению.
Решением суда от 05.07.2007, оставленным без изменения постановлением апелляционной инстанции от 18.09.2007, Фонду отказано в удовлетворении иска.
В кассационной жалобе Фонд просит отменить принятые по делу судебные акты и удовлетворить иск, ссылаясь на нарушение судами норм материального и процессуального права. По мнению подателя жалобы, одной из задач Фонда является контроль за рациональным использованием финансовых средств, направляемых на обязательное медицинское страхование граждан, в связи с чем он вправе проводить проверки целевого и рационального использования средств обязательного медицинского страхования в медицинских учреждениях, выставлять предписания по устранению выявленных нарушений и обращаться в судебные органы в случае невыполнения таких предписаний.
В отзыве Учреждение, ссылаясь на несостоятельность доводов жалобы, просит принятые по делу судебные акты оставить без изменения.
В судебном заседании представитель Фонда поддержал доводы жалобы, а представители Учреждения - доводы отзыва.
Законность решения суда от 05.07.2007 и постановления апелляционной инстанции от 18.09.2007 проверена в кассационном порядке.
Кассационная коллегия считает жалобу не подлежащей удовлетворению. Как следует из материалов дела, в 2002 и 2004 годах Фонд провел проверки целевого использования Учреждением федеральных средств обязательного медицинского страхования за период с 01.10.2000 по 01.07.2002 и за период с 01.07.2002 по 31.12.2003.
В результате проверок выявлено нецелевое использование средств Фонда (за период с 01.10.2000 по 01.07.2002 в сумме 3 817 899 руб. 75 коп., за период о 01.07.2002 по 31.12.2003 - 1 228 097 руб. 45 коп.), о чем составлены акты от 30.08.2002 и 13.10.2004. Впоследствии сумма, подлежащая восстановлению по акту от 30.08.2002, уменьшена Фондом до 1 345 786 руб. 66 коп. На оба акта Учреждение представило свои возражения.
На основании указанных актов Фонд направил Учреждению предписания от 08.10.2002 и 05.04.2005 об устранении им нарушений использования средств обязательного медицинского страхования. На ответчика возложена обязанность в установленный законодательством срок восстановить средства обязательного медицинского страхования, использованные не по назначению, путем перечисления соответствующих сумм на счет Фонда.
Учреждение перечислило на счет истца только 157 502 руб. 08 коп., что послужило основанием обращения Фонда в арбитражный суд с заявлением об обязании ответчика восстановить 2 365 220 руб. 55 коп.
Суд первой инстанции отказал в удовлетворении иска, поскольку действующим законодательством Фонду не предоставлено право предъявлять иски о взыскании с медицинских учреждений средств обязательного медицинского страхования, использованных не по целевому назначению.
Апелляционная инстанция согласилась с выводами суда первой инстанции. Кассационная коллегия не находит оснований для отмены судебных актов. В соответствии с подпунктом 6 пункта 8 раздела 3 устава Федерального фонда обязательного медицинского страхования, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 29.07.98 N 857, и подпунктом 9 пункта 3 Положения о территориальном фонде обязательного медицинского страхования, утвержденного постановлением Верховного Совета Российской Федерации от 24.02.93 N 4543-1, функцией Федерального фонда обязательного медицинского страхования, а также его территориальных органов является осуществление контроля за рациональным использованием финансовых средств в системе обязательного медицинского страхования, в том числе путем проведения соответствующих ревизий и целевых проверок.
Пунктом 1 Указа Президента Российской Федерации от 25.07.96 N 1095 "О мерах по обеспечению государственного финансового контроля в Российской Федерации" (далее - Указ N 1095) предусмотрено, что в Российской Федерации государственный финансовый контроль включает в себя контроль за исполнением федерального бюджета и бюджетов федеральных внебюджетных фондов, организацией денежного обращения, использованием кредитных ресурсов, состоянием государственного внутреннего и внешнего долга, государственных резервов, предоставлением финансовых и налоговых льгот и преимуществ.
Средства на обязательное медицинское страхование, израсходованные незаконно или не по целевому назначению, а также доходы, полученные от их использования, подлежат возмещению по предписаниям соответствующих органов государственного финансового контроля в течение одного месяца после выявления указанных нарушений (пункт 4 Указа N 1095).
Как указали суды первой и апелляционной инстанций, территориальным фондам обязательного медицинского страхования не предоставлено право предъявлять иски о взыскании с медицинских учреждений средств обязательного медицинского страхования, использованных не по целевому назначению.
В силу абзаца 2 статьи 9 Федерального закона от 05.08.2000 N 118-ФЗ "О введении в действие части второй Налогового кодекса Российской Федерации и внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации о налогах" порядок расходования средств, уплачиваемых в государственные социальные внебюджетные фонды, а также условия, связанные с использованием этих средств, устанавливаются законодательством Российской Федерации об обязательном социальном страховании.
Статьей 4 Закона Российской Федерации от 28.06.91 N 1499-1 "О медицинском страховании граждан Российской Федерации" (далее - Закон N 1499-1) предусмотрено, что отношения субъектов медицинского страхования, к которым относятся гражданин, страхователь, страховая медицинская организация, медицинское учреждение, регулируются договорами.
При определении функции каждого субъекта обязательного медицинского страхования в статьях 20, 23 Закона N 1499-1 установлено, что медицинские учреждения оказывают медицинскую помощь в системе медицинского страхования на основании договоров со страховыми медицинскими организациями, в которых должен быть предусмотрен в том числе порядок контроля за использованием страховых средств.
Таким образом, ответственность за ненадлежащее исполнение обязательств по целевому расходованию средств обязательного медицинского страхования регулируется в рамках договорных правоотношений.
В рассматриваемом случае Учреждение осуществляло деятельность на основании договоров, заключенных с филиалом страховой компании "Архангельск-РОСНО-МС" (договоры от 24.07.2002, 14.04.2003), закрытым акционерным обществом "СК МАКС" (договоры от 01.07.2002 N 22 и от 24.04.2003 N 22), закрытым акционерным обществом "Компания медико-социального страхования "Энергогарант" (договор от 01.01.2003). Фонд участником указанных договоров не является.
Следовательно, выводы судов об отсутствии у Фонда полномочий предъявлять требования о взыскании с Учреждения выплаченных ему за оказанные медицинские услуги денежных средств по причине их нецелевого использования являются правильными.
Судами также дана оценка тому, что договором от 29.12.2001, заключенным между Учреждением и Фондом и действовавшим по июль 2002 года, не предусмотрена ответственность в виде восстановления средств Фонда. В частности, пунктом 6.5 договора установлено, что в случае подтвержденного актами проверок нецелевого использования Учреждением средств, полученных по данному договору, данные суммы засчитываются в уменьшение расчетов по счетам.
Учитывая изложенное, кассационная коллегия не находит оснований для удовлетворения жалобы Фонда и отмены принятых по делу судебных актов.
Руководствуясь статьями 286, 287, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа
постановил:
решение Арбитражного суда Архангельской области от 05.07.2007 и постановление Четырнадцатого арбитражного апелляционного суда от 18.09.2007 по делу N А05-4365/2007 оставить без изменения, а кассационную жалобу Архангельского областного фонда обязательного медицинского страхования - без удовлетворения.
Председательствующий |
Г.Г. Кирейкова |
Судьи |
А.А. Кустов |
|
И.М.Тарасюк |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа от 26 декабря 2007 г. N А05-4365/2007
Текст постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Северо-Западного округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится с сохранением пунктуации и орфографии источника