Постановление Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа
от 24 декабря 2007 г. N А13-1313/2007
Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Клириковой Т.В., судей Дмитриева В.В., Морозовой Н.А., при участии от открытого акционерного общества "Северсталь" Черепанинец М.Е. (доверенность от 12.05.06),
рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу открытого акционерного общества "Северсталь" на решение Арбитражного суда Вологодской области от 13.07.07 (судья Савенкова Н.В.) и постановление Четырнадцатого арбитражного апелляционного суда от 17.09.07 (судьи Мурахина Н.В., Осокина Н.Н., Чельцова Н.С.) по делу N А13-1313/2007,
установил:
Открытое акционерное общество "Северсталь" (далее - Общество) обратилось в Арбитражный суд Вологодской области с заявлением о признании недействительным требования Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 12 по Вологодской области (далее - налоговая инспекция) от 25.01.07 N 35 о представлении документов (информации).
Решением суда от 13.07.07, оставленным без изменения постановлением Четырнадцатого арбитражного апелляционного суда от 17.09.07, в удовлетворении заявленных требований отказано.
В кассационной жалобе Общество, указывая на нарушение судом нopм материального права, просит отменить судебные акты и удовлетворить заявленные требования.
В судебном заседании представитель Общества поддержал доводы изложенные в кассационной жалобе.
Налоговая инспекция о времени и месте рассмотрения дела извещена надлежащим образом, ее представители в судебное заседание не явились, в связи с чем жалоба рассмотрена в их отсутствие.
Законность решения и постановления судов проверена в кассационном порядке.
Как следует из материалов дела, в рамках камеральной налоговой проверки представленной ООО "Поличер" налоговой декларации налоговая инспекция направила Обществу требование от 25.01.07 N 35 о предоставлении договоров, товарных накладных и счетов-фактур от 30.10.06 N 42/6/000301 и от 30.11.06 N 42/6/000344, подтверждающих реализацию товаров (работ, услуг) в адрес ООО "Поличер", а также книгу продаж и налоговые декларации по налогу на добавленную стоимость, включающие в себя данные обороты по реализации, документы, подтверждающие уплату налога на добавленную стоимость в бюджет.
Общество считает направление указанного требования неправомерным по следующим основаниям: Общество обязано представлять документы только налоговому органу, в котором состоит на учете - Межрегиональной Инспекции Федеральной налоговой службы по крупнейшим налогоплательщикам N 5; книги продаж, налоговые декларации и документы, подтверждающие уплату Обществом налога на добавленную стоимость в бюджет, не имеют отношения к деятельности ООО "Поличер"; книги продажи и налоговые декларации представлялись Обществом в Межрегиональную Инспекцию Федеральной налоговой службы по крупнейшим налогоплательщикам N 5.
В соответствии с пунктами 1 и 2 статьи 31 Налогового кодекса Российской Федерации налоговые органы вправе требовать от налогоплательщика или налогового агента документы по формам, установленным государственными органами и органами местного самоуправления, служащие основаниями для исчисления и уплаты (удержания и перечисления) налогов, а также пояснения и документы подтверждающие правильность исчисления и своевременность уплаты (удержания и перечисления) налогов, а также проводить налоговые проверки в порядке, установленном настоящим Кодексом.
Согласно пункту 1 статьи 82 Налогового кодекса Российской Федерации налоговый контроль проводится должностными лицами налоговых органов в пределах своей компетенции посредством налоговых проверок, получения объяснений налогоплательщиков, налоговых агентов и плательщиков сбора, проверки данных учета и отчетности, осмотра помещений и территорий используемых для извлечения дохода (прибыли), а также в других формах, предусмотренных Налоговым кодексом Российской Федерации.
В соответствии с пунктом 1 статьи 93.1 Налогового кодекса Российской Федерации должностное лицо налогового органа, проводящее налоговую проверку, вправе истребовать у контрагента или у иных лиц, располагающих документам (информацией), касающимися деятельности проверяемого налогоплательщика (плательщика сбора, налогового агента), эти документы (информацию).
Согласно пунктам 3-5 статьи 93.1 Налогового кодекса Российской Федерации налоговый орган, осуществляющий налоговые проверки или иные мероприятия налогового контроля, направляет письменное поручение об истребовании документов (информации), касающихся деятельности проверяемого налогоплательщика (плательщика сбора, налогового агента), в налоговый орган по месту учета лица, у которого должны быть истребованы указанные документы (информация). При этом в поручении указывается, при проведении какого мероприятия налогового контроля возникла необходимость в представлении документов (информации), а при истребовании информации относительно конкретной сделки указываются также сведения, позволяющие идентифицировать эту сделку. В течение пяти дней со дня получения поручения налоговый орган по месту учета лица, у которого истребуются документы (информация), направляет этому лицу требование о представлении документов (информации). К данному требованию прилагается копия поручения об истребовании документов (информации). Лицо,' получившее требование о представлении документов (информации), исполняет его в течение пяти дней со дня получения или в тот же срок сообщает, что не располагает истребуемыми документами (информацией).
Судами первой и апелляционной инстанций установлено, что Общество состоит на налоговом учете как в Межрегиональной Инспекции Федеральной налоговой службы по крупнейшим налогоплательщикам N 5, так и в Межрайонной Инспекции Федеральной налоговой службы N 12 по Вологодской области (по месту своего нахождения) (свидетельство серия 35 N 001419134).
Таким образом, судами сделан правильный вывод о том, что налоговая инспекция является по отношению к Обществу налоговым органом по месту учета, что свидетельствует о том, что оспариваемое требование направлено обществу уполномоченным налоговым органом.
Также правильный вывод сделан судами относительно того, что перечень истребуемых документов, касающихся деятельности проверяемого налогоплательщика, законодателем не ограничен; норма статьи 93.1 Налогового кодекса Российской федерации не препятствует налоговым органам реализовать право на истребование документов, необходимых для проведения камеральной налоговой проверки, какими-либо условиями, в том числе съемом запрашиваемой документации или мнением контрагента о необходимости или отсутствии необходимости в истребовании налоговым органом того или иного документа для целей осуществления камеральной проверки.
Судами установлено, что истребуемые налоговой инспекцией документы относятся к сделке с ООО "Поличер" и запрошены в целях проверки обоснованности получаемой им налоговой выгоды.
Следовательно, судами сделан правомерный вывод о том, что оспариваемое требование налоговой инспекции принято в пределах ее компетенции, не противоречит закону и не нарушает права и интересы Общества.
Таким образом, решение и постановление судов соответствуют нормам материального и процессуального права и оснований для их отмены нет.
Учитывая изложенное и руководствуясь статьей 286 и пунктом 1 части 1 статьи 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа
постановил:
решение Арбитражного суда Вологодской области от 13.07.07 и постановление Четырнадцатого арбитражного апелляционного суда от 17.09.07 по делу N А13-1313/2007 оставить без изменения, а кассационную жалобу открытого акционерного общества "Северсталь" - без удовлетворения.
Председательствующий |
Т.В. Клирикова |
Судьи |
В.В. Дмитриев |
|
Н.А. Морозова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
В соответствии с п.1 ст.93.1 НК РФ должностное лицо налогового органа, проводящее налоговую проверку, вправе истребовать у контрагента или у иных лиц, располагающих документам (информацией), касающимися деятельности проверяемого налогоплательщика (плательщика сбора, налогового агента), эти документы (информацию).
Налоговый орган затребовал у налогоплательщика документы для проведения налоговой проверки.
По мнению налогоплательщика, он обязан представлять документы только налоговому органу, в котором состоит на учете - Межрегиональной Инспекции ФНС по крупнейшим налогоплательщикам. Затребование документов налоговым органом по месту нахождения налогоплательщика является неправомерным, поэтому представлять указанные документы налогоплательщик не обязан.
Как указал суд, налогоплательщик состоит на налоговом учете как в Межрегиональной Инспекции ФНС по крупнейшим налогоплательщикам, так и в Межрайонной Инспекции ФНС областного уровня (по месту своего нахождения).
В связи с этим налоговая инспекция, затребовавшая документы, является по отношению к налогоплательщику налоговым органом по месту учета, а ее требование является требованием уполномоченного налогового органа.
Следовательно, налогоплательщик должен был исполнить требование о представлении документов, направленное налоговым органом по месту нахождения налогоплательщика.
Постановление Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа от 24 декабря 2007 г. N А13-1313/2007
Текст постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Северо-Западного округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится с сохранением пунктуации и орфографии источника