Постановление Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа
от 27 декабря 2007 г. N А05-3763/2007
Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Кирейковой Г.Г., судей Кустова А.А. и Тарасюка И.М.,
при участии от общества с ограниченной ответственностью "Архангельское специализированное энергетическое предприятие" Агафоновой Е.В. (доверенность от 17.10.2007),
рассмотрев 24.12.2007 в открытом судебном заседании кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Архангельское специализированное энергетическое предприятие" на решение Арбитражного суда Архангельской области от 19.06.2007 (судья Шапран Е.Б.) и постановление Четырнадцатого арбитражного апелляционного суда от 25.09.2007 (судьи Митрофанов О.В., Журавлев А.В., Носач Е.В.) по делу N А05-3763/2007,
установил:
Общество с ограниченной ответственностью "Архангельское специализированное энергетическое предприятие" (далее - Предприятие) обратилось в Арбитражный суд Архангельской области с иском к открытому акционерному обществу "Архангельская сбытовая компания" (далее - Компания) о взыскании 373 922 руб. 07 коп. неосновательного обогащения (с учетом принятого судом увеличения размера исковых требований), составляющего стоимость услуг по передаче электроэнергии по сетям истца в 2006 году.
К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечен Департамент по тарифам и ценам администрации Архангельской области (далее - Департамент).
Решением Арбитражного суда Архангельской области от 19.07.2007, оставленным без изменения постановлением Четырнадцатого арбитражного апелляционного суда от 25.09.2007, в удовлетворении исковых требований отказано.
В кассационной жалобе Предприятие просит отменить решение суда от 19.07.2007 и постановление апелляционной инстанции от 25.09.2007 и принять новое решение об удовлетворении иска, ссылаясь на несоответствие выводов судов фактическим обстоятельствам дела и имеющимся в деле доказательствам, а также нарушение норм материального и процессуального права. Податель жалобы считает, что судами не применен Временный порядок применения тарифов на передачу электрической энергии, утвержденный постановлением Департамента от 27.12.2005 N 71-э/2 (далее - Временные правила), положениями которого предусмотрена обязанность сбытовой организации компенсировать сетевым организациям расходы, связанные с транспортировкой электрической энергии ввиду включения их в состав тарифов на электрическую энергию, установленных постановлением Департамента от 18.11.2005 N 57-э/5.
В отзыве Компания, ссылаясь на несостоятельность доводов жалобы, прост принятые по делу судебные акты оставить без изменения.
В судебном заседании представитель Предприятия поддержал доводы жалобы.
Департамент и Компания о времени и месте рассмотрения жалобы извещены надлежащим образом, однако представители в судебное заседание не явились, в связи с чем жалоба рассмотрена в их отсутствие.
Законность решения от 19.07.2007 и постановления апелляционной инстанции от 25.09.2007 проверена в кассационном порядке.
Кассационная коллегия считает жалобу подлежащей удовлетворению. Как следует из материалов дела, ОАО "Архэнерго", Предприятие, ГУ "Архангельская КЭЧ", ОАО "Аэропорт Архангельск" и МУП "Жилкомсервис" заключили договор от 08.04.2004 N 6808 на отпуск и потребление электрической энергии, по которому ОАО "Архэнерго" (энергоснабжающая организация) приняла обязательство отпускать Предприятию через электросети абонентов - Архангельская КЭЧ и ОАО "Аэропорт Архангельск" электрическую энергию и мощность, а Предприятие - принимать и оплачивать электроэнергию и мощность в объеме, сроки и на условиях, предусмотренных договором.
Стороны договора от 08.04.2004 N 6808 заключили соглашение от 06.04.2005, в котором договорились, что в связи с реорганизацией ОАО "Архэнерго" правопреемником прав и обязанностей по этому договору с 01.04.2005 является Компания.
В соответствии с пунктом 2.1. договора от 08.04.204 N 6808 Компания приняла обязательство подавать электрическую энергию и мощность Предприятию по линиям электропередач, указанным в соглашении о разграничении балансовой принадлежности и эксплуатационной ответственности (Приложение N 1 к договору) при наличии у него энергопринимающих устройств, отвечающих установленных техническим требованиям, и устройств учета потребления электроэнергии.
Согласно пункту 2.2. указанного договора разрешенной присоединенной мощностью для истца является суммарная мощность объектов электропотребления в соответствии с Приложением N 3 к договору.
В соответствии с эксплуатационным соглашением "О границах ответственности эксплуатации электросетей между ОАО "Аэропорт Архангельск" и Предприятие (Приложение N 1 к договору от 08.04.2004 N 6808) граница раздела балансовой принадлежности и эксплуатационной ответственности сторон установлена на наконечниках отходящего низковольтного питающего кабеля в РУ-0,4 трансформаторной подстанции - ТП-7 (для жилых домов по адресу: пос. Аэропорт, дома 2 и 4) и ТП-7А (для жилых домов по адресу: пос. Аэропорт, дома 1, 7, 9).
Предприятие и мэрия города Архангельска заключили договор подряда 01.01.2005 N 05/166, по условиям которого Предприятию (подрядчик) для выполнения работ по техническому обслуживанию, текущему и аварийному ремонту переданы объекты электросетевого хрзяйства, находящиеся в собственности муниципального образования "Город Архангельск", указанные в Приложение N 1 к договору от 08.04.2004 N 6808, в том числе низковольтные кабели и электрооборудование жилых домов по адресам: Аэропорт, дома 1, 2, 4, 7, 9.
Предприятие приобретало электрическую энергию для жилых домов N 1,2, 4, 7, 9 в поселке Аэропорт у Компании на границе эксплуатационной ответственности, установленной Приложением N 1 к договору от 08.04.2004 N 6808 по тарифу Компании, равному 1,07521 руб. за кВт.ч без НДС (или 1,26875 руб. за кВт.ч с НДС). По сетям от границы балансовой принадлежности, переданным Предприятию на обслуживание, осуществлялась передача электроэнергии в жилые дома населению.
Плату от населения, проживающего в названных жилых домах, получало Предприятие по тарифу, установленному постановлением Департамента от 18.11.2005 N 57-э/5 и равному 1,450 руб. за кВт.ч.
Предприятие обратилось в суд с настоящим иском о взыскании 373 922 руб. 07 коп. стоимости услуг по передаче Компанией электроэнергии от населения в 2006 году, включенной в тариф, установленный для Компании. Размер исковых требований исчислен истцом путем умножения объема полезного отпуска электроэнергии, определенного по приборам учета на вводе в жилые дома (716,995 тыс. кВт.ч), на тариф за услуги истца по передаче электроэнергии, установленный постановлением Департамента от 07.12.2005 N 65-э/7 в размере 441,96 руб./МВт.ч.
Суд отказал в удовлетворении исковых требований, поскольку посчитал, что в данном случае истец не является сетевой организацией и факт неосновательного обогащения отсутствует.
Апелляционная инстанция согласилась с выводами суда первой инстанции.
Кассационная коллегия считает принятые судебные акты подлежащими отмене в связи со следующим.
Предприятие является организацией, оказывающей услуги по передаче электрической энергии, и приказом Управления Федеральной антимонопольной службы по Архангельской области от 26.12.2005 N 170 включено в реестр хозяйствующих субъектов, имеющих на рынке определенного товара долю более 35%.
По смыслу пункта 6 Правил недискриминационного доступа к услугам по передаче электрической энергии и оказания этих услуг, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 27.12.2004 N 861, услуги по передаче электрической энергии могут оказываться как конечным потребителям, так и сбытовой организации.
В силу статьи 3 Федерального закона от 14.04.95 N 41-ФЗ "О государственном регулировании тарифов на электрическую и тепловую энергию в Российской Федерации" государственное регулирование тарифов осуществляется в целях создания механизма согласования интересов производителей и потребителей электрической и тепловой энергии, а статьей 4 названного Закона в качестве основных принципов государственного регулирования тарифов предусмотрено соблюдение принципа обеспечения баланса экономических интересов поставщиков и потребителей электрической и тепловой энергии и экономической обоснованности затрат коммерческих организаций на производство, передачу и распределение электрической энергии.
Включение расходов по транспортировке в тарифы на электрическую энергию не противоречит пункту 57 Основ ценообразования в отношении электрической и тепловой энергии в Российской Федерации, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 26.02.2004 N 109, и пункту 10 Методических указаний по расчету регулируемых тарифов и цен на электрическую (тепловую) энергию на розничном (потребительском) рынке, утвержденных приказом Федеральной службы по тарифам от 06.08.2004 N 20-Э/2, согласно которой тарифы на электрическую и тепловую энергию, поставляемую потребителям включают следующие слагаемые:
1) стоимость электрической (тепловой) энергии (мощности);
2) стоимость услуг по передаче электрической (тепловой) энергии (мощности) энергоснабжающими организациями и иных услуг, оказание которых является неотъемлемой частью процесса поставки энергии потребителям.
Постановлением Департамента от 07.12.2005 N 65-э/7 для Предприятия установлены тарифы на услуги по передаче электрической энергии. В связи с включением в состав тарифов на электрическую энергию, утвержденных для Компании, расходов на транспортировку электрической энергии по сетям сторонних организаций Департамент утвердил Временный порядок, которым установлены взаимоотношения сетевых организаций (организаций, передающих электроэнергию населению и прочим организациям), указанных в пункте 5 приложения к постановлению Департамента от 07.12.2005 N 65-э/9, ОАО "Архэнерго" и Компании, по расчетам за передачу электроэнергии (пункт 1 Временного порядка).
Постановлением Департамента от 09.06.2006 N 26-э/1 в пункт 1 Временного порядка внесены изменения, связанные с изменением законодательства, и указано, что Временным порядком регулируются взаимоотношения сетевых организаций (организаций, передающих электроэнергию населению и прочим организациям), предусмотренные пунктом 5 приложения к постановлению Департамента от 07.12.2005 N 65-э/9 (далее - Сетевые организации), ОАО "Архэнерго", Компании и иных сбытовых организаций, продающих электрическую энергию потребителям, присоединенным к сетям Сетевой организации.
В пункте 5 приложения к постановлению Департамента от 07.12.2005 N 65-э/9 в числе сетевых организаций указано и Предприятие.
В силу пункта 5 Временного порядка Компания оплачивает услуги по передаче электроэнергии по сетям ОАО "Архэнерго" в сетевые организации по тарифам, предусмотренным пунктом 5 постановления Департамента от 07.12.2005 N 65-э/9. Каждая сетевая организация вправе выбрать один из трех вариантов оплаты, указанных в пункте 6 Временного порядка.
При этом в подпункте 6.3 Временного порядка, введенного в действие с 01.01.2006, предусмотрено, что если потребителям электроэнергию продает сетевая организация, к которой они присоединены, то эта сетевая организация покупает электроэнергию на границе эксплуатационной ответственности сторон по тарифу соответствующей тарификационной группы потребителей Компании согласно постановлению Департамента от 18.11.2005 N 57-Э/5. Потребитель оплачивает электроэнергию по тарифам, установленным для Компании. В данном случае сетевая организация не вправе предъявлять дополнительно счета для оплаты за передачу электрической энергии потребителям по своим сетям. Компенсацию затрат сетевой организации осуществляет Компания в объеме полезного отпуска электрической энергии потребителям, присоединенным к сетевой организации, по тарифам, утвержденным для сетевой организации.
Из содержания приведенного положения Временного порядка следует, что право на компенсацию затрат по передаче электроэнергии имеет сетевая организация, приобретающая электроэнергию для последующей продажи. Пункт 6.3 Временного порядка, а также установленные постановлением Департамента от 18.11.2005 N 57-Э/5 тарифы не оспорены Компанией.
Таким образом, вывод судов первой и апелляционной инстанций об отсутствии у Предприятия права на компенсацию затрат по передаче электрической энергии за январь-март 2006 года сделан без учета положения подпункта 6.3 Временного порядка. Кроме того, судами не проверена ссылка истца на то, что в тарифы на электроэнергию, установленные для Компании, включены расходы по транспортировке электрической энергии по сетям Предприятия. Этот вывод имеет существенное значение для правильного разрешения спора по существу.
В соответствии со статьей 6 Федерального закона от 26.03.2003 N 36-ФЗ "Об особенностях функционирования электроэнергетики в переходный период и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона "Об электроэнергетике" с 01.04.2006 юридическим лицам и индивидуальным предпринимателям запрещено совмещение деятельности по передаче электрической энергии и оперативно-диспетчерскому управлению в электроэнергетике с деятельностью по производству и купле-продаже электрической энергии, а с даты окончания переходного периода реформирования электроэнергетики группам лицам и аффилированным лицам в границах одной ценовой зоны оптового рынка.
В связи с введенным законодательством запретом совмещать деятельность по передаче электрической энергии с деятельностью по ее производству и купле-продаже Департамент внес в подпункт 6.3 Временного порядка изменения. Согласно новой редакции этого подпункта, если потребителям электроэнергию продает иная сбытовая организация, то она покупает электроэнергию по тарифам соответствующей тарификационной группы потребителей Компании согласно постановлению Департамента от 18.11.2005 N 57-э/5. Потребитель оплачивает электроэнергию по тарифам, установленным для Компании. Компенсацию затрат сетевой организации по передаче электроэнергии потребителям иных сбытовых организаций осуществляет Компания в объеме полезного отпуска электрической энергии потребителям иных сбытовых организаций, присоединенных к сетям сетевой организации.
При таких обстоятельствах судам следовало выяснить, каким образом после 01.04.2006 производилась продажа электроэнергии населению с участием истца, и установить, вправе ли Предприятие компенсировать затраты по передаче электроэнергии за период с апреля по декабрь 2006 года.
При таких обстоятельствах принятые судебные акты подлежат отмене, а дело - направлению на новое рассмотрение.
При новом рассмотрении суду надлежит учесть изложенное; оценить доводы истца с учетом подпункта 6.3 Временного порядка; проверить, включены ли затраты Предприятия по передаче электроэнергии в жилые дома пос. Аэропорт в тариф для Компании; проверить размер иска и принять решение с соблюдением норм материального и процессуального права.
Руководствуясь статьями 286-289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа
постановил:
решение Арбитражного суда Архангельской области от 19.06.2007 и постановление Четырнадцатого арбитражного апелляционного суда от 25.09.2007 по делу N А05-3763/2007 отменить.
Дело направить на новое рассмотрение в Арбитражный суд Архангельской области.
Председательствующий |
Г.Г. Кирейкова |
Судьи |
А.А. Кустов |
|
И.М. Тарасюк |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа от 27 декабря 2007 г. N А05-3763/2007
Текст постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Северо-Западного округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится с сохранением пунктуации и орфографии источника