Постановление Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа
от 20 декабря 2007 г. N А56-16785/2007
См. также решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 31 августа 2007 г.
Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Нефедовой О.Ю.,
судей Афанасьева С.В. и Коробова К.Ю.,
при участии от администрации МО "Усть-Лужское сельское поселение" Саакадзе В.Г. (доверенность от N 11.01.2007 N 34/03), от Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Ленинградской области Демичева А.А. (доверенность от 10.01.2007),
рассмотрев 19.12.2007 в открытом судебном заседании кассационную жалобу администрации МО "Усть-Лужское сельское поселение" на решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 31.08.2007 по делу N А56-16785/2007 (судья Гранова Е.А.),
установил:
Администрация муниципального образования "Усть-Лужское сельское поселение" (далее - Администрация) обратилась в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области с заявлением об отмене постановления Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Ленинградской области (далее - Управление) от 29.05.2007 N 126 о привлечении к административной ответственности в соответствии со статьей 8.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ) в виде штрафа в размере 10 000 руб.
Решением от 31.08.2007 в удовлетворении заявленного Администрацией требования отказано.
В апелляционной инстанции дело не рассматривалось.
В кассационной жалобе Администрация просит отменить решение от 31.08.2007.
Податель жалобы ссылается на следующее: административное производство было возбуждено в отношении Администрации, а в резолютивной части постановления о привлечении к административной ответственности в качестве виновного указано публично-правовое образование - муниципальное образование "Усть-Лужское сельское поселение"; Администрация деятельностью по сбору, использованию, обезвреживанию, транспортированию и размещению отходов не занимается; не имеется оснований для выводов о неисполнении или ненадлежащем исполнении Администрацией обязанности по организации сбора и вывоза бытовых отходов и мусора.
В отзыве на кассационную жалобу Управление просит оставить в силе обжалуемый судебный акт, считая его обоснованным и законным.
В судебном заседании представитель Администрации подтвердил доводы, изложенные в кассационной жалобе. Представитель Управления обратился с просьбой отказать в ее удовлетворении.
Законность обжалуемого судебного акта проверена в кассационном порядке.
Как следует из материалов дела, в период с 11.05.2007 по 15.05.2007 Управлением на основании распоряжения от 04.05.2007 N 129 проведена проверка соблюдения Администрацией санитарного законодательства Российской Федерации. В результате проведенных мероприятий обнаружены несанкционированные свалки твердых бытовых отходов: в поселке Усть-Луга, квартал Ленрыба напротив дома N 53; на прилегающей территории к поселку Усть-Луга в лесной зоне; с правой стороны дороги возле перекрестка дороги Усть-Луга-Кингисепп-порт Усть-Луга; вдоль обеих сторон при заезде на свалочное поле на прилегающей территории имеются места, заваленные отходами. По результатам контрольных мероприятий составлен акт от 11.05.2007. Выявленные в ходе проверки нарушения послужили Управлению основанием для вынесения 15.05.2007 определения о возбуждении дела об административном правонарушении, ответственность за которое предусмотрена статьей 8.2 КоАП РФ. В отношении Администрации 23.05.2007 был составлен протокол об административном нарушении N 106.
Постановлением от 29.05.2007 N 126 Администрация привлечена к административной ответственности в соответствии со статьей 8.2 КоАП РФ в виде штрафа в размере 10 000 руб. за нарушение норм санитарного законодательства и Федерального закона от 24.06.1998 N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" (далее - Закон N 89-ФЗ).
Полагая, что постановление Управления от 29.05.2007 N 126 незаконно, Администрация обратилась в арбитражный суд с заявлением о признании его незаконным и отмене.
Суд удовлетворил заявление Администрации.
Суд кассационной инстанции считает, что решение суда первой инстанции подлежит отмене в связи со следующим.
В соответствии со статьей 1 Закона N 89-ФЗ под обращением с отходами понимается деятельность, в процессе которой образуются отходы, а также деятельность по сбору, использованию, обезвреживанию, транспортированию, размещению отходов.
Вероятно, в тексте документа допущена опечатка: вместо "от 24.06.1998 N 131-ФЗ"
следует читать "от 06.10.2003 N 131-ФЗ"
Пунктом 18 части 1 статьи 14 Федерального закона от 24.06.1998 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" к вопросам местного значения поселения относится организация сбора и вывоза бытовых отходов и мусора.
Согласно статье 13 Закона N 89-ФЗ территории муниципальных образований подлежат регулярной очистке от отходов в соответствии с экологическими, санитарными и иными требованиями. Организацию деятельности в области обращения с отходами на территориях муниципальных образований осуществляют органы местного самоуправления в соответствии с законодательством Российской Федерации. Порядок сбора отходов на территориях муниципальных образований, предусматривающий их разделение на виды (пищевые отходы, текстиль, бумага и другие), определяется органами местного самоуправления и должен соответствовать экологическим, санитарным и иным требованиям в области охраны окружающей природной среды и здоровья человека.
В силу названных норм Администрация с одной стороны как юридическое лицо выступает субъектом деятельности по обращению с отходами, а с другой стороны - органом управления, осуществляющим организацию деятельности в области обращения с отходами на территориях муниципального образования.
Статьей 8.2 КоАП РФ предусмотрена административная ответственность за несоблюдение экологических и санитарно-эпидемиологических требований при сборе, складировании, использовании, сжигании, переработке, обезвреживании, транспортировке, захоронении и ином обращении с отходами производства и потребления или иными опасными веществами.
Субъектом названного административного правонарушения являются граждане, должностные лица, индивидуальные предприниматели и юридические лица, осуществляющие деятельность по обращению с отходами.
В силу части 4 статьи 210 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации по делам об оспаривании решений административных органов о привлечении к административной ответственности обязанность доказывания обстоятельств, послуживших основанием для привлечения к административной ответственности, возлагается на административный орган, принявший оспариваемое решение.
Из акта Управления от 11.05.2007 не следует, что несанкционированные свалки образовались в результате сброса твердых бытовых отходов, полученных в результате деятельности Администрации как юридического лица. В акте указано, что на свалку свозятся отходы со строящегося порта.
Кроме того, Администрация, оспаривая постановление Управления, указала на то, что сбор, размещение и вывоз мусора с территории МО "Усть-Лужское сельское поселение" осуществляет муниципальное унитарное предприятие "Жилищно-коммунальное хозяйство", которому для этих целей безвозмездно переданы соответствующие технические средства, служебные помещения и необходимые финансовые ресурсы; свалки образовались в полосах отвода автомобильных дорог областного значения и других, не принадлежащих муниципальному образованию территорий.
Указанные обстоятельства Управлением не опровергнуты.
Оценив в соответствии со статьей 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации собранные по делу доказательства, суд неправомерно пришел к выводу о том, что Управление доказало совершение Администрацией вменяемого ей административного правонарушения.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 286, 287, 288, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа
постановил:
решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 31.08.2007 по делу N А56-16785/2007 отменить.
Признать незаконным и отменить постановление Управления федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Ленинградской области от 29.05.2007 N 126 о привлечении к административной ответственности администрации муниципального образования "Усть-Лужское сельское поселение" по статье 8.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Председательствующий |
О.Ю. Нефедова |
Судьи |
С.В. Афанасьев |
|
К.Ю. Коробов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа от 20 декабря 2007 г. N А56-16785/2007
Текст постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Северо-Западного округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится с сохранением пунктуации и орфографии источника