Постановление Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа
от 10 января 2008 г. N А05-3931/2007
Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Михайловской Е.А., судей Бухарцева С.Н., Троицкой Н.В.,
при участии от федерального государственного учреждения "Северный медицинский центр имени Н.А. Семашко Федерального агентства по здравоохранению и социальному развитию" Худяковой А.А. (доверенность от 12.10.2007),
рассмотрев 09.01.2008 в открытом судебном заседании кассационную жалобу государственного учреждения - Архангельского регионального отделения Фонда социального страхования Российской Федерации на решение Арбитражного суда Архангельской области от 16.07.2007 (судья Низовцева А.М.) и постановление Четырнадцатого арбитражного апелляционного суда от 10.10.2007 (судьи Носач Е.В., Журавлева А.В., Митрофанова О.В.) по делу N А05-3931/2007,
установил:
Федеральное государственное учреждение "Северный медицинский центр имени Н.А. Семашко Федерального агентства по здравоохранению и социальному развитию" (далее - Учреждение) обратилось в Арбитражный суд Архангельской области с иском к государственному учреждению - Архангельскому региональному отделению Фонда социального страхования Российской Федерации (далее - Фонд) о взыскании 607 225 руб. долга за дополнительные медицинские осмотры работников, занятых на работах с вредными или опасными производственными факторами, проведенные в ноябре и декабре 2006 года в соответствии с договором от 17.05.2006 N 298.
Решением суда от 16.07.2007, оставленным без изменения постановлением апелляционного суда от 10.10.2007 заявленное требование удовлетворено.
В кассационной жалобе Фонд, ссылаясь на несоответствие выводов судов обстоятельствам дела и неправильное применение норм материального права, просит отменить решение от 16.07.2007 и постановление от 10.10.2007, в удовлетворении исковых требований отказать. По мнению подателя жалобы, суды в ходе рассмотрения дела не учли представленные Фондом доказательства о нарушении Учреждением договорных обязательств, а именно непредставление в установленном порядке сведений о количестве работников, подлежащих в 2006 году дополнительному медицинскому осмотру (далее - ДМО). По мнению Фонда, за период с сентября по декабрь 2006 года такая численность была определена графиком проведения ДМО, который не был учтен при рассмотрении дела. Непредставление Учреждением в электронном виде реестра содержащего сведения о результатах ДМО работников не позволило Фонду надлежащим образом обеспечить его финансирование.
В отзыве на кассационную жалобу Учреждение просит обжалуемые судебные акты оставить без изменения.
В судебном заседании представитель Учреждения возражал против удовлетворения кассационной жалобы.
Фонд извещен надлежащим образом о времени и месте слушания дела, однако представителей в судебное заседание не направил, что в соответствии с частью 3 статьи 284 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не является препятствием для рассмотрения дела.
До начала рассмотрения жалобы по существу, от Фонда поступило письменное ходатайство об отложении рассмотрения дела в связи с тем, что 28.12.2007 Фонд в ходе исполнения судебных актов по настоящему делу выявил повторную оплату им счетов, выставленных Учреждением за проведение ДМО в ноября и декабре 2006 года. Фонд полагает, что в связи с данным обстоятельством должен быть изменен размер суммы задолженности, подлежащей взысканию и размер взысканной с него государственной пошлины в сторону уменьшения. Поэтому он просит предоставить возможность для предъявления дополнения к кассационной жалобе. Поскольку обстоятельства, на которые ссылается Фонд, выявлены после вынесения судебных актов по настоящему делу и не были предметом исследования и оценки судебными инстанциями, кассационная коллегия отклонила ходатайство Фонда.
Законность обжалуемых судебных актов проверена в кассационном порядке.
Как следует из материалов дела, между Фондом и Учреждением заключен договор от 17.05.2006 N 298 о финансировании расходов на проведение дополнительных медицинских осмотров работников, занятых на работах с вредными и (или) опасными производственными факторами (далее - Договор).
В течение срока действия Договора с 17.05.2006 по 31.12.2006 Учреждение осуществило ДМО работников в количестве 3 607 человек и предъявило Фонду для оплаты счета-фактуры на общую сумму 1 929 745 руб.
Поскольку Фонд оплатил счета по ДМО на сумму 1 322 520 руб., у него образовалась задолженность в сумме 607 225 руб. с заявлением о взыскании которой Учреждение обратилось в суд.
Суды удовлетворили требование Учреждения.
Кассационная инстанция считает обжалуемые судебные акты законными и обоснованными.
Пунктом 2 части 1 статьи 14 Федерального закона от 22.12.2005 N 173-ФЗ "О бюджете Фонда социального страхования Российской Федерации на 2006 год" (далее - Закон N 173-ФЗ) Фонду социального страхования Российской Федерации в 2006 году разрешено направить средства обязательного социального страхования от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний в сумме 1 900 000,0 тыс. рублей на финансирование дополнительных медицинских осмотров работников, занятых на работах с вредными и (или) опасными производственными факторами.
Согласно части 2 статьи 14 Закона N 173-ФЗ, финансирование в 2006 году мероприятий, предусмотренных частью 1 настоящей статьи, осуществляется в соответствии с правилами, утверждаемыми в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации.
В соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации от 31.12.2005 N 869, приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 22.03.2006 N 189 утверждены Правила.
Пунктом 6 Правил установлено, что региональные отделения Фонда перечисляют средства на оплату дополнительных медицинских осмотров работников в соответствии с договорами о финансировании расходов на проведение дополнительных медицинских осмотров работников, заключаемыми между региональными отделениями Фонда и медицинскими организациями, имеющими лицензию на осуществление медицинской деятельности, в части осуществления работ и оказания услуг по предварительным и периодическим медицинским осмотрам.
Согласно пункту 4 Правил региональные отделения Фонда финансируют дополнительные медицинские осмотры работников в пределах средств, предусмотренных соответствующим видом расходов внутриведомственной росписи расходов бюджета Фонда на 2006 год по региональным отделениям Фонда и из расчета рекомендуемого норматива затрат на проведение дополнительного медицинского осмотра одного работника в размере 535 рублей.
Медицинские организации по результатам проведения дополнительных медицинских осмотров ежемесячно, в срок до 10-го числа месяца, следующего за истекшим, представляют в региональные отделения Фонда счет на оплату проведенных медицинских осмотров и реестр, содержащий сведения о результатах дополнительных медицинских осмотров по форме и в формате, утверждаемыми Фондом (пункт 7 Правил).
В соответствии с пунктом 8 Правил региональные отделения Фонда производят оплату счетов, представленных медицинскими организациями, в течение десяти рабочих дней с даты получения счета, путем перечисления средств на счета медицинских организаций.
Пунктом 2.5 приказа Фонда социального страхования Российской Федерации от 26.04.2006 N 91 "Об организации работы Фонда социального страхования Российской Федерации при финансировании дополнительных медицинских осмотров работников, занятых на работах с вредными и (или) опасными производственными факторами" (далее - Приказ ФСС N 91) управляющим региональными отделения Фонда приказано заключить с медицинскими организациями договоры о финансировании расходов на проведение дополнительных медицинских осмотров работников, занятых на работах с вредными и (или) опасными производственными факторами.
Неотъемлемой частью такого договора являются поименные списки работников страхователя, подлежащих дополнительным медицинским осмотрам, согласованные с территориальными органами Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека, содержащие сведения о дате рождения и профессии работника.
Оплата счетов медицинских организаций осуществляется региональным отделением Фонда при условии предоставления работнику страхователя услуг в объеме, предусмотренном пунктом 4 Правил (пункт 2.6 Приказ ФСС N 91).
Согласно пункту 1.1 Договора, его предметом является финансирование Фондом расходов, осуществляемых Учреждением, на проведение дополнительных медицинских осмотров работников, занятых на работах с вредными и (или) опасными производственными факторами, которые подлежат периодическим медицинским осмотрам в 2006 году, в порядке и на условиях установленных "Правилами финансирования в 2006 году дополнительных медицинских осмотров работников, занятых на работах с вредными и (или) опасными производственными факторами", утвержденных приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 22.03.2006 N 189 (далее - Правила), за счет средств Фонда социального страхования Российской Федерации, выделяемых на эти цели Фондом, исходя из рекомендуемого норматива затрат на проведение дополнительного медицинского осмотра одного работника (535 руб.).
Согласно пункту 2.1 Договора Учреждение обязалось представить Фонду копии договоров с организациями на проведение ДМО с приложением поименных списков работников организаций, подлежащих периодическим и дополнительным медицинским осмотрам медицинской организацией, согласованных с территориальным органом Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека, которые являются неотъемлемой частью Договора (приложение N 2). Также в обязанности Учреждения входило представление Фонду уточненных в установленном порядке списков работников организаций, подлежащих ДМО в 2006 году.
Пунктом 2.1.2 Договора установлена обязанность Учреждения провести за счет средств Фонда в течении 2006 года ДМО согласно приложению N 1 к договору в объеме, установленном пунктом 4 Правил.
В соответствии с пунктом 2.2.1 Договора Фонд обязался оплачивать расходы на проведение ДМО на основании представленных счетов и прилагаемых к ним реестров, содержащих сведения о результатах ДМО, за услуги, оказанные в полном объеме в соответствии с пунктом 2.1.2 Договора. Платежи производятся в объеме средств, предусмотренных организациям на ДМО с учетом численности работников, определенной в приложении N 1 к Договору.
Согласно пункту 6.1 Договора срок его действия определен с даты подписания сторонами до 31.12.2006, но не позже срока действия лицензии на медицинскую деятельность в части осуществления работ и оказания услуг по предварительным и периодическим медицинским осмотрам.
Как следует из материалов дела задолженность образовалась в связи с отказом Фонда оплатить счета-фактуры от 17.11.2006 N 1559; 1560, от 28.11.2006 N 1609; 1611; 1612, от 14.12.2006 N 1786; 1787; 1790; 1792; 1793, от 26.12.2006 N 1811-1814, от 18.12.2006 N 1859 - 1868, от 29.12.2006 N 1909 - 1911.
Судами установлено и материалами дела подтверждается, что в порядке исполнения Договора Учреждение направило в Фонд договоры, заключенные с различными организациями на проведение медицинских осмотров в 2006 году, и списки работников организаций, подлежащих ДМО, согласованные с территориальным органом Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека, а также спорные счета-фактуры вместе с реестрами, содержащими сведения о результатах ДМО.
Суды установили, что спорные счета-фактуры были выставлены для оплаты ДМО работников, включенных в списки, согласованные с территориальным органом Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека, которые были проведены Учреждением до 31.12.2006.
Кассационная инстанция считает правильным вывод судов о том, что объем финансирования ДМО, по условиям Договора, не поставлен в зависимость от графика проведения ДМО. Поэтому объем финансирования не мог определяться графиками проведения ДМО, поскольку их составление не предусмотрено нормативными правовыми актами по организации финансирования ДМО и условиями Договора.
При таких обстоятельствах суды правомерно удовлетворили иск Учреждения.
Доводы, приведенные в кассационной жалобе, не могут служить основанием для отмены судебных актов.
Учитывая изложенное и руководствуясь статьей 286, пунктом 1 части 1 статьи 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа
постановил:
решение Арбитражного суда Архангельской области от 16.07.2007 и постановление Четырнадцатого арбитражного апелляционного суда от 10.10.2007 по делу N А05-3931/2007 оставить без изменения, а кассационную жалобу государственного учреждения - Архангельского регионального отделения Фонда социального страхования Российской Федерации - без удовлетворения.
Председательствующий |
Е.А. Михайловская |
Судьи |
С.Н. Бухарцев |
|
Н.В. Троицкая |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа от 10 января 2008 г. N А05-3931/2007
Текст постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Северо-Западного округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится с сохранением пунктуации и орфографии источника