Постановление Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа
от 14 января 2008 г. N А56-47264/2006
См. также решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 21 августа 2007 г.
Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Ломакина С.А., судей Боглачевой Е.В., Самсоновой Л.А.,
рассмотрев 14.01.2008 в открытом судебном заседании кассационную жалобу Инспекции Федеральной налоговой службы по Всеволожскому району Ленинградской области на решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 21.08.2007 по делу N А56-47264/2006 (судья Исаева И.А.),
установил:
Федеральное государственное унитарное предприятие "Завод имени Морозова" (далее - предприятие) обратилось в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области с заявлением о признании недействительным требования Инспекции Федеральной налоговой службы по Всеволожскому району Ленинградской области (далее - инспекция) от 23.10.2006 N 22345 в части взыскания 519 692 руб. пеней (с учетом уточнения требований в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).
Решением суда от 21.08.2007 заявление удовлетворено.
В апелляционной инстанции дело не рассматривалось.
В кассационной жалобе инспекция, ссылаясь на нарушение судом норм материального права, просит отменить решение суда и отказать предприятию в удовлетворении заявленных требований. По мнению подателя жалобы, выставленное требование от 23.10.2006 N 22345 соответствует нормам законодательства о налогах и сборах.
Стороны о времени и месте слушания дела извещены надлежащим образом, однако представители в суд не явились, в связи с чем жалоба рассмотрена в их отсутствие.
Законность обжалуемого судебного акта проверена в кассационном порядке.
Как видно из материалов дела, инспекция направила предприятию требование от 23.10.2006 N 22345 об уплате 2 819 932 руб. налога на добавленную стоимость (далее - НДС) за август 2006 года по сроку 20.09.2006 и 555 365 руб. 05 коп. пеней по НДС по сроку 01.10.2006.
Предприятие признает, что просрочка уплаты налога составила 33 дня, следовательно, пени правомерно начислены только в сумме 35 672 руб. 14 коп.
В соответствии с пунктом 4 статьи 69 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ) требование об уплате налога должно содержать сведения о сумме задолженности по налогу, размере пеней, начисленных на момент направления требования, сроке уплаты налога, установленного законодательством о налогах и сборах, сроке исполнения требования, а также мерах по взысканию налога и обеспечению исполнения обязанности по уплате налога, которые применяются в случае неисполнения требования налогоплательщиком. Во всех случаях требование должно содержать подробные данные об основаниях взимания налога, а также ссылку на положения закона о налогах, которыми установлена обязанность налогоплательщика уплатить налог.
В пункте 19 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 28.02.2001 N 5 "О некоторых вопросах применения части первой Налогового кодекса Российской Федерации" разъяснено, что досудебное урегулирование спора по вопросу взыскания пеней состоит в указании налоговым органом в направленном налогоплательщику требовании об уплате пеней размера недоимки, даты, с которой начисляются пени, и ставки пеней.
Такое толкование норм налогового права создает для налогоплательщика условия, когда он, исходя из содержания требования об уплате пеней, имеет возможность четко определить, на каком основании и за какой период просрочки он должен уплатить пени.
Формальные нарушения требований пункта 4 статьи 69 НК РФ сами по себе не являются основанием для признания недействительным требования.
В данном случае в требовании налогового органа указана недоимка по НДС в размере 2 819 932 руб., установленный срок уплаты налога - 20.09.2006, срок начисления пени - 01.10.2006. Таким образом, пени начисляются за 10 дней.
В соответствии с пунктами 1, 3 и 4 статьи 75 НК РФ пеней признается установленная этой статьей денежная сумма, которую налогоплательщик должен выплатить в случае уплаты причитающихся сумм налогов или сборов, в том числе налогов, уплачиваемых в связи с перемещением товаров через таможенную границу Российской Федерации, в более поздние по сравнению с установленными законодательством о налогах и сборах сроки. Пеня начисляется за каждый календарный день просрочки исполнения обязанности по уплате налога или сбора начиная со следующего за установленным законодательством о налогах и сборах дня уплаты налога или сбора. Пеня за каждый день просрочки определяется в процентах от неуплаченной суммы налога или сбора. Процентная ставка пени принимается равной одной трехсотой действующей в это время ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации.
В соответствии с телеграммой Центрального банка Российской Федерации от 23.06.2006 N 1696-у ставка рефинансирования установлена в размере 11,5%.
Судом первой инстанции установлено и материалами дела подтверждается, что согласно расчету пеней за период с 21.09.2006 по 23.10.2006 с указанной в требовании суммы недоимки по НДС в размере 2 819 932 руб., сумма пеней составила 35 672 руб. 14 коп. Указанный размер пеней признан налоговым органом и им не оспаривается.
По сведениям инспекции пени в сумме 519 692 руб. начислены за пределами трехмесячного срока с суммы недоимки 42 861 509 руб. Как указал суд, налоговый орган документально не подтвердил размер пеней, рассчитанных с нарастающим итогом с 2002 по август 2006 года.
Исследовав и оценив представленные в материалы дела доказательства, с учетом положений статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд пришел к правильному выводу о том, что инспекция не доказала факт наличия у налогоплательщика обязанности по уплате указанных в требовании пеней. При этом суд обоснованно указал, что ни из требования об уплате налога и пеней, ни из представленных расчетов и пояснений представителя инспекции невозможно установить основания и дату возникновения недоимки, на которую начисляются пени.
В частности, по данным налогового органа спорные пени начислены за прошлые периоды, однако установить, за какие конкретно и на какую сумму задолженности они начислены, не представляется возможным.
Кроме того, в требовании не указан размер недоимки, на которую начислены пени, не указана дата, с которой начисляются пени, также не указана ставка пеней, в результате чего налогоплательщик и суд лишены возможности проверить правильность начисления спорной суммы пеней.
Довод инспекции о том, что на момент начала начисления пеней в требовании у предприятия имелась непогашенная задолженность в размере 47 394 473 руб. 27 коп. и с 21.09.2006 недоимка по НДС увеличилась до 50 214 405 руб. 27 коп., является необоснованным, так как сведений о том, что пени начисляются с этой суммы, а также установленных сроков уплаты и оснований начисления в спорном требовании не содержится.
Ввиду изложенного суд первой инстанции правомерно удовлетворил заявление предприятия, нормы права применены судом правильно и нет оснований для отмены судебного акта.
Руководствуясь статьями 286 и 287 (пункт 1 части 1) Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа
постановил:
решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 21.08.2007 по делу N А56-47264/2006 оставить без изменения, а кассационную жалобу Инспекции Федеральной налоговой службы по Всеволожскому району Ленинградской области - без удовлетворения.
Председательствующий |
С.А. Ломакин |
Судьи |
Е.В. Боглачева |
|
Л.А. Самсонова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
В соответствии с п.4 ст.69 НК РФ требование об уплате налога должно содержать сведения о сумме задолженности по налогу, размере пеней, начисленных на момент направления требования, сроке уплаты налога, установленного законодательством о налогах и сборах, сроке исполнения требования, а также мерах по взысканию налога и обеспечению исполнения обязанности по уплате налога, которые применяются в случае неисполнения требования налогоплательщиком.
По мнению налогового органа, пеня начислена налогоплательщику нарастающим итогом за период с 2002 по 2006 г. и подлежит взысканию.
Как указал суд, налоговый орган документально не подтвердил размер пеней, рассчитанных с нарастающим итогом с 2002 по август 2006 года. В соответствии с п.4 ст.75 НК РФ пеня за каждый день просрочки определяется в процентах от неуплаченной суммы налога или сбора.
Однако, в требовании не указан размер недоимки, на которую начислены пени, не указана дата, с которой начисляются пени, также не указана ставка пеней, в результате чего налогоплательщик и суд лишены возможности проверить правильность начисления спорной суммы пеней.
Кроме того, ни из требования об уплате налога и пеней, ни из представленных расчетов и пояснений представителя налоговой инспекции невозможно установить основания и дату возникновения недоимки, на которую начисляются пени. В частности, по данным налогового органа спорные пени начислены за прошлые периоды, однако установить, за какие конкретно и на какую сумму задолженности они начислены, не представляется возможным.
Следовательно, взыскание с налогоплательщика пеней является неправомерным.
Постановление Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа от 14 января 2008 г. N А56-47264/2006
Текст постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Северо-Западного округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится с сохранением пунктуации и орфографии источника