Постановление Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа
от 14 января 2008 г. N А13-7389/2007
Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего XXXXXXXXXX X.X., судей XXXXXXXXX X.X., XXXXXXXX X.X.,
рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 11 по Вологодской области на решение Арбитражного суда Вологодской области от 28.09.2007 по делу N А13-7389/2007 (судья XXXXXXXX X.X.),
установил:
Индивидуальный предприниматель Свинкина Инга Николаевна обратилась в Арбитражный суд Вологодской области с заявлением о признании незаконным и отмене постановления Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 11 по Вологодской области (далее - налоговая инспекция) от 21.08.2007 N 235 о назначении административного наказания, предусмотренного статьей 14.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в виде штрафа в размере X XXX рублей.
Решением суда первой инстанции от 28.09.2007 заявленные требования удовлетворены полностью.
В апелляционной инстанции дело не рассматривалось.
В кассационной жалобе налоговая инспекция, ссылаясь на неправильное применение судом первой инстанции норм материального права, просит отменить решение суда и принять по делу новый судебный акт об отказе предпринимателю в удовлетворении заявленных требований.
Налоговая инспекция и XXXXXXXX X.X. о времени и месте рассмотрения дела извещены надлежащим образом, представители в судебное заседание не явились, в связи с чем жалоба рассмотрена в их отсутствие.
Законность решения суда проверена в кассационном порядке.
Как следует из материалов дела, налоговой инспекцией 15.08.2007 проведена проверка соблюдения законодательства Российской Федерации о применении контрольно-кассовой техники при осуществлении наличных денежных расчетов в торговой точке (торговый павильон, территория оптовой базы), принадлежащей предпринимателю, расположенной по адресу: город Вологда, улица Ананьинская, дом 2. Проверкой установлено, что 15.08.2007 в торговой точке, принадлежащей предпринимателю, осуществлена продажа товара - минеральной воды "Вологодская" по цене XX рублей в количестве двух бутылок, за наличный денежный расчет. Чеки, подтверждающие исполнение обязательств по договору купли-продажи между покупателем и продавцом, на контрольно-кассовой машине в момент оплаты отпечатаны и выданы покупателям. При проверке выявлены излишки денежных средств в кассе в сумме XX рублей XX копеек. Согласно объяснениям предпринимателя XXXXXXXXX X.X. излишки образовались за счет ошибки при пробитии чека. Излишки оприходованы контрольно-кассовой машиной. Из изложенного налоговой инспекцией сделан вывод о том, что предпринимателем нарушены пункт 1 статьи 2, статья 5 Федерального закона от 22.05.2003 N 54-ФЗ "О применении контрольно-кассовой техники при осуществлении наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт" (далее - Закон N 54-ФЗ), пункт 1 Положения по применению контрольно-кассовых машин при осуществлении денежных расчетов с населением, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 30.07.1993 N 745.
Заместителем начальника отдела оперативного контроля налоговой инспекции XXXXXXX X.X. составлен протокол об административном правонарушении от 16.08.2007 N 236.
Начальник налогового органа, рассмотрев протокол об административном правонарушении от 16.08.2007 N 236 и приложенные к нему материалы, принял постановление от 21.08.2007 N 235 о назначении административного наказания, которым на предпринимателя наложено административное взыскание в виде штрафа в размере X XXX рублей в соответствии со статьей 14.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
XXXXXXXX X.X., посчитав постановление налогового органа незаконным, обжаловало его в арбитражный суд.
Удовлетворяя заявление, суд исходил из того, что налоговая инспекция не доказала факт реализации товаров населению без применения контрольно-кассовой машины, а вывод налогового органа о допущенном предпринимателем нарушении сделан только на основании обнаружения излишков денежных средств в кассе. Указанный вывод соответствует фактическим обстоятельствам и имеющимся в деле доказательствам.
Согласно статье 14.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях продажа товаров, выполнение работ либо оказание услуг в организациях торговли либо в иных организациях, осуществляющих реализацию товаров, выполняющих работы либо оказывающих услуги, без применения в установленных законом случаях контрольно-кассовых машин влечет наложение административного штрафа.
Объективная сторона правонарушения состоит в осуществлении продажи товаров, выполнении работ, оказании услуг без применения контрольно-кассовой техники.
В соответствии со статьей 2 Закона 54-ФЗ контрольно-кассовая техника, включенная в Государственный реестр, применяется на территории Российской Федерации в обязательном порядке всеми организациями и индивидуальными предпринимателями при осуществлении ими наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт в случаях продажи товаров, выполнения работ или оказания услуг. Отпечатанные контрольно-кассовой техникой кассовые чеки выдаются покупателям (клиентам) при осуществлении наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт в момент оплаты.
Следовательно, лицо может быть привлечено к ответственности по статье 14.5 Кодекса в случае установления факта реализации товаров (выполнения работ, оказания услуг) без применения контрольно-кассовой машины.
В соответствии со статьей 1.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина.
Согласно статье 26.2 названного Кодекса доказательствами по делу об административном правонарушении являются любые фактические данные, на основании которых судья, орган, должностное лицо, в производстве которых находится дело, устанавливают наличие или отсутствие события административного правонарушения, виновность лица, привлекаемого к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела.
В силу части 4 статьи 210 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации по делам об оспаривании решений административных органов о привлечении к административной ответственности обязанность доказывания обстоятельств, послуживших основанием для привлечения к административной ответственности, возлагается на административный орган, принявший оспариваемое решение.
В материалах дела не содержится доказательств того, что денежные излишки образовались в результате неприменения контрольно-кассовой машины. Протокол об административном правонарушении устанавливает наличие излишков денег в кассе в сумме XX рублей XX копеек, что само по себе не может свидетельствовать об осуществлении денежных операций без применения контрольно-кассовой машины. Дополнительных доказательств, подтверждающих совершение предпринимателем вменяемого правонарушения, налоговая инспекция не представила.
Таким образом, предприниматель XXXXXXXX X.X. неправомерно привлечена к административной ответственности по статье 14.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Дело рассмотрено судом первой инстанции полно и всесторонне, нормы материального и процессуального права не нарушены, и оснований для отмены судебного акта у суда кассационной инстанции не имеется.
Учитывая изложенное и руководствуясь статьей 286 и пунктом 1 части 1 статьи 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа
постановил:
решение Арбитражного суда Вологодской области от 28.09.2007 по делу N А13-7389/2007 оставить без изменения, а кассационную жалобу Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 11 по Вологодской области - без удовлетворения.
Председательствующий |
X.X. XXXXXXXXX |
Судьи |
X.X.XXXXXXXX |
|
X.X.XXXXXXXX |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
В соответствии со ст.14.5 КоАП РФ продажа товаров, выполнение работ либо оказание услуг в организациях торговли либо в иных организациях, осуществляющих реализацию товаров, выполняющих работы либо оказывающих услуги, а также гражданами, зарегистрированными в качестве индивидуальных предпринимателей, без применения в установленных законом случаях ККМ влечет наложение штрафа.
ИФНС проведена проверка соблюдения законодательства РФ о применении ККТ при осуществлении наличных денежных расчетов в торговой точке. При этом в кассе выявлены излишки денежных средств. Согласно объяснениям продавца, излишки образовались за счет ошибки при пробитии чека и оприходованы ККМ. В результате ИФНС сделала вывод, что предпринимателем при реализации товара не применена ККМ.
Суд, признавая позицию ИФНС неправомерной, указал, что объективная сторона правонарушения, предусмотренного ст.14.5 КоАП РФ, состоит в осуществлении продажи товаров, выполнении работ, оказании услуг без применения ККМ. Следовательно, лицо может быть привлечено к ответственности в случае установления факта реализации товаров без применения ККМ.
В соответствии со ст.1.5 КоАП РФ лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина.
Согласно ст.26.2 КоАП РФ доказательствами по делу об административном правонарушении являются любые фактические данные, на основании которых можно установить наличие или отсутствие события административного правонарушения, виновность лица, привлекаемого к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела.
Как указал суд, ИФНС не представила доказательств того, что денежные излишки образовались в результате неприменения ККМ. Само по себе наличие излишков денег в кассе не может свидетельствовать об осуществлении денежных операций без применения ККМ.
Таким образом, суд признал неправомерным привлечение предпринимателя к административной ответственности за неприменение ККМ.
Постановление Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа от 14 января 2008 г. N А13-7389/2007
Текст постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Северо-Западного округа по
договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится с сохранением пунктуации и орфографии источника