Постановление Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа
от 27 декабря 2007 г. N А66-5369/2007
Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего XXXXXXXXXXXX X.X., судей XXXXXXXX X.X., XXXXXXX X.X.,
рассмотрев 25.12.2007 в открытом судебном заседании кассационную жалобу Тверского территориального фонда обязательного медицинского страхования на решение Арбитражного суда Тверской области от 30.08.2007 по делу N А66-5369/2007 (судья XXXXXX X.X.),
установил:
Тверской территориальный фонд обязательного медицинского страхования (далее - Фонд) обратился в Арбитражный суд Тверской области с заявлением о взыскании с Администрации Рамешковского района (далее - Администрация) X XXX XXX руб., в том числе X XXX XXX руб. недоимки по страховым взносам на обязательное медицинское страхование неработающего населения и X XXX XXX руб. пеней.
Решением суда от 30.08.2007 в удовлетворении заявления отказано.
В апелляционном порядке дело не пересматривалось.
В кассационной жалобе Фонд, ссылаясь на неправильное применение норм материального права, просит отменить решение суда, заявление удовлетворить. Податель жалобы не согласен с выводом суда о пропуске Фондом срока обращения в суд с заявлением о взыскании спорной задолженности и пеней, поскольку по его мнению, на правоотношения, связанные с уплатой страховых взносов на обязательное медицинское страхование неработающего населения нормы налогового законодательства не распространяются. По мнению Фонда, срок для взыскания недоимки по страховым взносам на обязательное медицинское страхование неработающего населения законодательством не установлен.
Стороны извещены надлежащим образом о времени и месте слушания дела, однако представителей в судебное заседание не направили, что в соответствии с частью 3 статьи 284 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не является препятствием для рассмотрения дела. Кроме того, Фонд заявил о рассмотрении дела без участия его представителя.
Законность обжалуемого судебного акта проверена в кассационном порядке.
Как следует из материалов дела, Фонд провел проверку Администрации на предмет своевременности и полноты перечисления страховых взносов на обязательное медицинское страхование неработающего населения в Территориальный фонд обязательного медицинского страхования за период с 01.01.1993 по 31.12.2000 и установил, что на 01.01.2001 страхователем не перечислены X XXX XXX руб. страховых взносов (акт проверки от 29.10.2001). На сумму выявленной недоимки Фонд начислил X XXX XXX руб. пеней.
31.10.2001 между Фондом и Администрацией заключен договор (соглашение) об условиях погашения задолженности плательщика страховых взносов на обязательное медицинское страхование неработающего населения, в соответствии с пунктом 1 которого Фонд предоставил Администрации рассрочку погашения задолженности по страховым взносам образовавшуюся на 01.01.2001 и начисленным пеням в общей сумме X XXX XXX руб. на срок до 01.01.2006.
Дополнительным соглашением от 12.03.2002 Фонд предоставил Администрации рассрочку погашения задолженности по пеням, начисленным по состоянию на 08.02.2002 в сумме XXX XXX руб. на срок до 01.01.2006.
Фонд, в связи с невыполнением Администрацией графика уплаты страховых взносов и пеней, а также в связи с неполной уплатой текущих платежей по страховым взносам за 2002 год, решением от 04.12.2002 N 2 прекратил действие договора от 31.10.2001 и дополнительного соглашения к нему от 12.03.2002.
Также путем сопоставления сумм страховых взносов на обязательное медицинское страхование неработающего населения, предусмотренных в бюджетах муниципального образования на 2001-2003 годы, с суммами страховых взносов, указанных в реестре платежных поручений по перечислению страховых взносов на обязательное медицинское страхование неработающего населения, Фонд установил, что за эти годы Администрацией не уплачено X XXX XXX руб. страховых взносов.
Установив, что на 01.01.2007 задолженность Администрации по уплате страховых взносов и пеней составила X XXX XXX руб., Фонд обратился с заявлением в арбитражный суд.
Суд отказал Фонду в удовлетворении заявления, сославшись на пропуск срока обращения в суд, установленного статьей 48 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ).
Кассационная инстанция считает, что решение суда является законным и обоснованным.
В соответствии со статьей 19 Федерального закона от 05.08.2000 N 118-ФЗ "О введении в действие части второй Налогового кодекса Российской Федерации и внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации о налогах" (в редакции Федерального закона от 24.03.2001 N 33-ФЗ) страховые взносы на обязательное медицинское страхование неработающего населения в территориальные фонды обязательного медицинского страхования производятся органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления в соответствии с Положением о порядке уплаты страховых взносов в Федеральный и территориальные фонды обязательного медицинского страхования, утвержденного постановлением Верховного Совета Российской Федерации от 24.02.1993 N 4543-1 "О порядке финансирования обязательного медицинского страхования граждан на 1993 год" (далее - Положение).
Задолженность по уплате страховых взносов на обязательное медицинское страхование неработающего населения уплачивается плательщиками в порядке, действовавшем до введения в действие части второй Кодекса.
Правительство Российской Федерации определяет порядок и условия реструктуризации задолженности плательщиков страховых взносов на обязательное медицинское страхование неработающего населения, включая списание начисленных пеней, имеющейся у плательщиков таких взносов по состоянию на 1 января 2001 года.
Как следует из постановления Правительства Российской Федерации от 23.08.2001 N 624 "О проведении реструктуризации задолженности плательщиков страховых взносов на обязательное медицинское страхование неработающего населения, имеющейся по состоянию на 1 января 2001 года" (далее - Постановление N 624), а также пунктов 7 и 11 Положения, органы местного самоуправления, осуществляющие соответствующие страховые платежи на обязательное медицинское страхование неработающего населения, рассматриваются законодательством в качестве плательщиков.
Согласно пункту 7 Положения по истечении установленных сроков уплаты страховых взносов невнесенная сумма считается недоимкой и взыскивается с начислением пеней. К недоимке относится и сумма задолженности, выявленная при проверке плательщика страховых взносов.
Пунктом 8 Положения установлено, что на плательщиков страховых взносов по обязательному медицинскому страхованию распространяются порядок и условия налогового законодательства.
Следовательно, в части, не урегулированной специальными актами, взыскание недоимок и пеней с плательщиков страховых взносов на обязательное медицинское страхование неработающего населения должно производиться по правилам части первой Налогового кодекса Российской Федерации на условиях, установленных в отношении плательщиков налогов.
Пунктом 3 статьи 48 НК РФ (в редакции, действовавшей на момент возникновения недоимки по страховым взносам) установлено, что заявление о взыскании налога в суд может быть подано налоговым органом в течение шести месяцев после истечения срока исполнения требования об уплате налога.
В соответствии со статьей 70 НК РФ (в редакции, действовавшей на момент возникновения недоимки по страховым взносам) требование об уплате налога должно быть направлено налогоплательщику не позднее трех месяцев после наступления срока уплаты налога.
Согласно пункту 12 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 28.02.2001 N 5 срок для обращения налогового органа в суд, установленный пунктом 3 статьи 48 НК РФ, в отношении исков к юридическим лицам исчисляется с момента истечения 60-дневного срока, предусмотренного пунктом 3 статьи 46 для бесспорного взыскания соответствующих сумм.
Таким образом, при определении предельного срока обращения в суд с заявлением о взыскании недоимки по страховым взносам на обязательное медицинское страхование неработающего населения следует учитывать трехмесячный срок, предусмотренный статьей 70 НК РФ, срок на добровольное исполнение обязанности по уплате задолженности, указанный в требовании, 60-дневный срок, предусмотренный пунктом 3 статьи 46 НК РФ, а также шестимесячный срок, установленный пунктом 3 статьи 48 НК РФ.
Суд установил, что Фонд обратился в арбитражный суд с заявлением о взыскании X XXX XXX руб. задолженности по страховым взносам за период с 1996 по 2000 годы и X XXX XXX руб. пеней, начисленных за период с 25.01.1995 по 31.12.2000. Из материалов дела видно, что срок уплаты этой задолженности с учетом решения Фонда от 04.12.2002 о прекращении действий основного и дополнительного договоров (соглашений) об условиях погашения задолженности плательщиков страховых взносов на ОМС неработающего населения, наступил 05.12.2002 года.
Течение срока давности взыскания задолженности с плательщиков страховых взносов на обязательное медицинское страхование неработающего населения, имеющейся по состоянию на 01.01.2001 года, начинается по окончании времени на реструктуризацию названной задолженности, определяемого с учетом пунктов 5 и 6 Постановления N 624, действующего в редакции от 02.04.2002 N 205, поскольку до этого момента плательщику предоставлена возможность добровольного урегулирования вопросов, связанных с уплатой недоимки и пеней.
Суд также установил, что Фонд в состав требования о взыскании задолженности по страховым взносов включил X XXX XXX руб. недоимок по страховым взносам за 2001-2003 года, срок уплаты которых установлен пунктом 13 Инструкции о порядке взимания и учета страховых взносов (платежей) на обязательное медицинское страхование, утвержденной постановлением Правительства Российской федерации от 11.10.1993 N 1018 (далее - Инструкция).
В соответствии с пунктом 13 Инструкции органы исполнительной власти, являющиеся плательщиками, осуществляют платежи на обязательное медицинское страхование неработающего населения ежемесячно, не позднее 25 числа, в размере не менее 1/3 квартальной суммы средств, предусмотренных на указанные цели в соответствующих бюджетах, с учетом индексации.
Исследовав и оценив материалы дела, суд пришел к обоснованному выводу о пропуске Фондом срока обращения в суд с заявлением о взыскании спорных недоимок по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование неработающего и пеней, и отказа в удовлетворении заявления Фонда.
Обжалуемый судебный акт соответствует нормам материального и процессуального права, оснований для его отмены не имеется.
Учитывая изложенное и руководствуясь статьей 286, пунктом 1 части 1 статьи 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа
постановил:
решение Арбитражного суда Тверской области от 30.08.2007 по делу N А66-5369/2007 оставить без изменения, а кассационную жалобу Тверского территориального фонда обязательного медицинского страхования - без удовлетворения.
Председательствующий |
X.X. XXXXXXXXXXXX |
Судьи |
X.X. XXXXXXXX |
|
X.X. XXXXXX |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа от 27 декабря 2007 г. N А66-5369/2007
Текст постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Северо-Западного округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится с сохранением пунктуации и орфографии источника