Постановление Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа
от 15 января 2008 г. N А56-4608/2007
Резолютивная часть постановления оглашена 14.01.2008.
Полный текст постановления изготовлен 15.01.2008.
Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего XXXXXXXXX X.X., судей XXXXXXXXXX X.X., XXXXXXXXX X.X.,
при участии от открытого акционерного общества "Российские железные дороги" XXXXXX X.X. (доверенность от 18.12.2007 N 11/6-41), рассмотрев 14.01.2008 в открытом судебном заседании кассационную жалобу открытого акционерного общества "Российские железные дороги" на постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 15.10.2007 по делу N А56-4608/2007 (судьи XXXXXX X.X., XXXXXXX X.X., XXXXXXXX X.X.),
установил:
Открытое акционерное общество "Российские железные дороги" (далее - Общество) обратилось в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области с заявлением о признании недействительным решения Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 5 по Ленинградской области (далее - Инспекция) от 19.01.2007 N 12-11/384 дсп.
Решением суда от 26.07.2007 заявленные требования удовлетворены в полном объеме.
Постановлением апелляционной инстанции от 15.10.2007 решение суда от 26.07.2007 отменено. В удовлетворении заявленных требований Обществу отказано.
В кассационной жалобе Общество просит отменить постановление апелляционного суда и оставить в силе решение от 26.07.2007, ссылаясь на неправильное применение судом норм материального права.
В судебном заседании представитель Общества поддержал доводы кассационной жалобы.
Инспекция о времени и месте слушания дела извещена надлежащим образом, однако представители в судебное заседание не явились, в связи с чем жалоба рассмотрена в их отсутствие.
Законность постановления апелляционной инстанции проверена в кассационном порядке в соответствии со статьей 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Как следует из материалов дела, Инспекцией проведена выездная налоговая проверка соблюдения Обществом законодательства о налогах и сборах, в том числе правильности исчисления, полноты и своевременности уплаты в бюджет налога на имущество предприятий и транспортного налога за период с 02.10.2003 по 31.12.2005, по результатам которой составлен акт от 12.12.2006 N 12-11/9501 дсп и принято решение от 19.01.2007 N 12-11/384 дсп.
Налоговый орган посчитал необоснованным применение Обществом льготы, предусмотренной подпунктом "г" статьи 5 Закона Российской Федерации от 13.12.1991 N 2030-1 "О налоге на имущество" (далее - Закон N 2030-1), в соответствии с которым стоимость имущества предприятия, исчисленная для целей налогообложения, уменьшается на балансовую (нормативную) стоимость железнодорожных путей сообщения, а также сооружений, предназначенных для поддержания в эксплуатационном состоянии указанных объектов.
Вероятно, в тексте документа допущена опечатка: вместо "ОК-013-094" следует читать "ОК-013-94"
В решении Инспекция указала, что налогоплательщик неправомерно исключил из облагаемой налогом на имущество базы стоимость зданий вокзалов, грузовых складов, мастерских, насосных станций, дома отдыха локомотива депо, артезианских скважин, сетей водопровода и канализации, мостов, которые согласно Общероссийскому классификатору основных фондов ОК-013-094, утвержденному постановлением Госстандарта Российской Федерации от 26.12.1994 N 359 (далее - Классификатор) не относятся к сооружениям, предназначенным для поддержания в эксплуатационном состоянии железной дороги.
Решением налогового органа от 19.01.2007 N 12-11/384 дсп Общество привлечено к налоговой ответственности, предусмотренной пунктом 1 статьи 122 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ), в виде XX руб. штрафа за неуплату транспортного налога за 2005 год; ему доначислено X XXX XXX руб. налога на имущество за 2003 - 2005 годы и XXX руб. транспортного налога за 2005 год, начислено XX руб. XX коп. пеней за несвоевременную уплату транспортного налога и предложено внести необходимые исправления в бухгалтерский учет.
Общество не согласилось с решением Инспекции и обратилось в суд с заявлением о признании его недействительным.
Суд первой инстанции, удовлетворяя требования заявителя, исходил из того, что все перечисленные выше объекты, используемые Обществом, следует признать относящимися к сооружениям, предназначенным для поддержания в эксплуатируемом состоянии железнодорожных путей сообщения, поскольку в соответствии с пунктом 1 статьи 15 Федерального закона от 10.01.2003 N 17-ФЗ "О железнодорожном транспорте в Российской Федерации" (далее - Закон N 17-ФЗ) железнодорожные пути сообщения должны содержаться с соблюдением правил безопасности движения и эксплуатации железнодорожного транспорта, что невозможно без использования мостов, стрелочных будок, пассажирских зданий вокзалов, помещений для культурно-бытового и санитарно-гигиенического обслуживания (туалетов), зданий пунктов обслуживания, дома отдыха, объектов водоснабжения, которые входят в инфраструктуру железнодорожного транспорта и обеспечивают безопасность движения и эксплуатацию железнодорожного транспорта.
Апелляционная инстанция при рассмотрении дела пришла к иным выводам и отменила решение суда, отказав Обществу в удовлетворении заявленных требований. Изучив материалы дела и доводы, изложенные в жалобе, проверив правильность применения апелляционным судом норм материального права и соответствие его выводов фактическим обстоятельствам дела и имеющимся доказательствам, кассационная инстанция установила следующее.
1. По эпизоду привлечения Общества к ответственности по пункту 1 статьи 122 НК РФ и доначисления транспортного налога за 2005 год.
Как видно из материалов дела, по итогам проверки Обществу доначислено XXX руб. транспортного налога за 2005 года в результате занижения налогооблагаемой базы с учетом коэффициента, определенного как отношение числа полных месяцев, в течение которых транспортное средство было зарегистрировано на налогоплательщика, к числу календарных месяцев в налоговом периоде.
Инспекцией установлено и Обществом не оспаривается, что самоходная машина Автопогрузчик 40912-01 (транспортное средство) зарегистрирована за Октябрьской железной дорогой - филиалом Общества в июне 2005 года. Волховстроевское отделение Октябрьской железной дороги получило данное транспортное средство от Службы капитального строительства Октябрьской железной дороги в сентябре 2005 года.
Облагаемая транспортным налогом база за 2005 год рассчитывалась Обществом с сентября 2005 года, а не с июля 2005 года, что привело, как указывает Инспекция, к занижению суммы налога, подлежавшего уплате в бюджет.
В соответствии со статьей 357 НК РФ налогоплательщиками транспортного налога признаются лица, на которых в соответствии с законодательством Российской Федерации зарегистрированы транспортные средства, признаваемые объектом налогообложения в соответствии со статьей 358 НК РФ.
По данному эпизоду суд апелляционной инстанции правомерно руководствовался положениями пункта 3 статьи 362 НК РФ.
Согласно данной норме, в случае регистрации транспортного средства и (или) снятия транспортного средства с регистрации в течение налогового периода исчисление суммы налога производится с учетом коэффициента, определяемого как отношение числа полных месяцев, в течение которых данное транспортное средство было зарегистрировано на налогоплательщика, к числу календарных месяцев в налоговом периоде. При этом месяц регистрации транспортного средства, а также месяц снятия транспортного средства с регистрации принимается за полный месяц. В случае регистрации и снятия с регистрации транспортного средства в течение одного календарного месяца указанный месяц принимается как один полный месяц.
Поскольку транспортное средство с июня 2005 года было зарегистрировано на Общество, плательщиком транспортного налога с этого периода является заявитель, и сумма начисленного налога отражается в его налоговом учете. Аналогичная правовая позиция изложена в письме Министерства Финансов Российской Федерации от 04.07.2006 N 03-06-04-04/28 "О транспортном налоге".
Довод заявителя о том, что Общество правомерно рассчитывало облагаемую транспортным налогом базу с сентября 2005 года, а не с июля 2005 года как отношение числа полных месяцев, в течение которых самоходная машина была закреплена за структурным подразделением Волховстроевского отделения Октябрьской железной дороги, к числу календарных месяцев в налоговом периоде, обоснованно отклонен апелляционным судом и не принимается кассационной инстанцией.
Для целей обложения данным налогом, как правильно отметила апелляционная инстанция, не имеет значения, когда фактически транспортное средство поступило в распоряжение налогоплательщика, поскольку для расчета коэффициента учитывается месяц его регистрации, а не приема-передачи.
При таких обстоятельствах, суд пришел к правильному выводу о том, что решение Инспекции в части доначисления Обществу XXX руб. транспортного налога, XX руб. XX коп. пеней и привлечение к налоговой ответственности по пункту 1 статьи 122 НК РФ в виде XX руб. штрафа является законным и обоснованным.
2. По эпизоду доначисления налога на имущество за 4-й квартал 2003 года.
В ходе проверки Инспекцией установлено, что Общество неправомерно исключило из облагаемой налогом на имущество базы остаточную стоимость имущества, которое согласно Классификатору, не относится к железнодорожным путям, либо к сооружениям, предназначенным для поддержания в эксплуатационном состоянии железнодорожных путей.
Апелляционный суд поддержал позицию налогового органа исходя из следующего.
В силу статьи 2 Закона N 2030-1 объектом налогообложения являются основные средства, нематериальные активы, запасы и затраты, находящиеся на балансе предприятия.
Подпунктом "г" статьи 5 Закона N 2030-1 установлено, что стоимость имущества предприятия, исчисленная для целей налогообложения, уменьшается на балансовую (нормативную) стоимость _ железнодорожных путей сообщения, а также сооружений, предназначенных для поддержания в эксплуатационном состоянии указанных объектов.
Учитывая, что Налоговый кодекс Российской Федерации не раскрывает указанные понятия в целях налогообложения, в соответствии с пунктом 1 статьи 11 НК РФ следует руководствоваться отраслевым законодательством, а именно: регулирующим отношения в сфере деятельности железнодорожного транспорта.
Правомерна ссылка апелляционной инстанции на статью 2 Закона N XXXXX, XXXXXXX XXXXXXXXXXXXX, XXX X XXXXXXXXXXXXXXX XXXXX XXXXXX XXXXXXXXXXX XXXXXXXXX XXXXXXXXXXXXXXX XXXX XX XXXXXXXXXXX XXXXXXXXXXXXXXX XXXXXXX, XXXXXXXX XXX XXXXXXXXXX XXXXXXXX XX XXXXXX X XXXXXXXXXXX XXXXXXX, XXXXXX X XXXXXX XXXXXX, XXXXXXXXXXX X XXXXXX X XXXXXXXXXXXX XXXXXXXXXX, XXXXXXXXXXXX XXXевровой работы, а также железнодорожные пути, соединяющие такие станции. Однако из данного определения не вытекает вывод апелляционной инстанции о том, что "законодатель с железнодорожными путями связывает железнодорожные линии, а не объекты, на них расположенные", поскольку последний признает право на льготу не относительно железнодорожных линий, а в отношении железнодорожных путей сообщения. Следовательно, эксплуатацию железнодорожных путей общего пользования обеспечивают не только сооружения, относящиеся согласно Классификатору к обеспечивающим эксплуатацию железнодорожных линий сооружениям, но и иные, в том числе и спорные объекты.
Вероятно, в тексте документа допущена опечатка: вместо "пунктом 3 статьи 2 Закона N 17-ФЗ" следует читать "абзацем 3 пункта 1 статьи 2 Закона N 17-ФЗ"
В соответствии с пунктом 3 статьи 2 Закона N 17-ФЗ инфраструктура железнодорожного транспорта общего пользования представляет собой технологический комплекс, включающий в себя пути общего пользования и другие сооружения, железнодорожные станции, устройства электроснабжения, сети связи, системы сигнализации, централизации и блокировки, информационные комплексы и систему управления движением и иные обеспечивающие функционирование этого комплекса здания, строения, сооружения, устройства и оборудование.
Следовательно, перечисленные в данной норме Закона N 17-ФЗ объекты обеспечивают функционирование железнодорожных путей сообщения, поскольку предназначены для поддержания этих путей в эксплутационном состоянии.
Данный вывод не противоречит и постановлению Правительства Российской Федерации от 30.09.2004 N 504 "О перечне имущества, относящегося к железнодорожным путям общего пользования, федеральным автомобильным дорогам общего пользования, магистральным трубопроводам, линиям энергопередачи, а также сооружений, являющихся неотъемлемой технологической частью указанных объектов, в отношении которых организации освобождаются от обложения налогом на имущество организаций" (далее - Постановление N 504), которым утвержден Перечень имущества, относящегося в силу пункта 11 статьи 381 НК РФ к железнодорожным путям общего пользования и сооружениям, являющимся неотъемлемой технологической частью этих объектов и освобожденных от уплаты налога на имущество.
Согласно ранее действовавшему законодательству спорная налоговая льгота распространялась на все виды железнодорожных путей сообщения, в том числе и в отношении железнодорожных путей общего пользования. В данном случае спор идет о железнодорожных путях общего пользования. Поэтому вывод суда первой инстанции о правомерности применения заявителем налоговой льготы в отношении спорных объектов его имущества следует признать правильным. На основании изложенного постановление апелляционной инстанции по данному эпизоду подлежит отмене с оставлением в силе решения суда первой инстанции.
3. По эпизоду доначисления налога на имущество за 2004 - 2005 годы.
Из материалов дела видно и апелляционной инстанцией установлено, что в соответствии с пунктом 11 статьи 381 НК РФ и Постановлением N 504 Общество в 2004-2005 годах применяло льготу по налогу на имущество в отношении железнодорожных путей общего пользования, а также сооружений, являющихся их неотъемлемой технологической частью.
Согласно представленным Обществом декларациям по налогу на имущество за 2004 и 2005 годы последним заявлена льгота в отношении линии связи кабельной/ввод/для телефонизации жилого дома по станции Мурманские ворота, что не соответствует Перечню, утвержденному Постановлением N 504, поскольку данный вид имущества относится к линиям электропередачи, а также сооружениям, являющимся их неотъемлемой технологической частью.
В соответствии с пунктом 1 статьи 21, пунктом 1 статьи 56 НК РФ налогоплательщик имеет право использовать налоговые льготы (преимущества, предоставляемые отдельным категориям налогоплательщиков, в том числе возможность не уплачивать налог) при наличии оснований и в порядке, установленном законодательством о налогах и сборах.
В силу пункта 11 статьи 381 НК РФ освобождаются от налогообложения организации - в отношении железнодорожных путей общего пользования, федеральных автомобильных дорог общего пользования, магистральных трубопроводов, линий энергопередачи, а также сооружений, являющихся неотъемлемой технологической частью указанных объектов.
Перечень имущества, относящегося к указанным объектам, утверждается Правительством Российской Федерации.
Пунктом 3 статьи 2 Закона N 17-ФЗ установлено, что инфраструктура железнодорожного транспорта общего пользования представляет собой технологический комплекс, включающий в себя пути общего пользования и другие сооружения, железнодорожные станции, устройства электроснабжения, сети связи, системы сигнализации, централизации и блокировки, информационные комплексы и систему управления движением и иные обеспечивающие функционирование этого комплекса здания, строения, сооружения, устройства и оборудование.
По Классификатору к сооружениям относятся: законченные функциональные устройства для передачи энергии и информации, такие как кабельные линии связи, специализированные сооружения связи со всеми сопутствующими комплексами инженерных сооружений.
Правительство Российской Федерации Постановлением N 504 утвердило Перечень имущества, относящегося к железнодорожным путям общего пользования, федеральным автомобильным дорогам общего пользования, магистральным трубопроводам, линиям электропередачи, а также сооружений, являющихся неотъемлемой технологической частью указанных объектов, в отношении которых организации освобождаются от обложения налогом на имущество организаций.
В утвержденный Постановлением N 504 Перечень имущества линия кабельная/ввод/для телефонизации жилого дома не относится к имуществу, входящему в состав железнодорожных путей общего пользования.
В силу статьи 56 НК РФ именно на налогоплательщика возложена обязанность доказать правомерность применения им льготы по налогообложению, в том числе и по налогу на имущество.
Однако заявитель не представил документы, подтверждающие, что линия кабельная (ввод) для телефонизации жилого дома по станции Мурманские ворота относится к имуществу, входящему в состав железнодорожных путей общего пользования. На такие доказательства он не ссылается и в кассационной жалобе.
При таких обстоятельствах выводы апелляционного суда относительно правомерности вынесенного Инспекцией решения в этой части являются правильными и подтвержденными материалами дела.
Таким образом, кассационная инстанция считает, что постановление апелляционного суда от 15.10.2007 по эпизоду доначисления налога на имущество за 4-й квартал 2003 года подлежит отмене, а решение суда первой инстанции от 26.07.2007 в этой части оставлению в силе. В остальной части постановление апелляционного суда следует оставить без изменения как законное и обоснованное.
На основании изложенного и руководствуясь статьей 286, пунктами 1 и 5 части 1 статьи 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа
постановил:
постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 15.10.2007 по делу N А56-4608/2007 отменить по эпизоду доначисления налога на имущество за 4-й квартал 2003 года.
В этой части решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 26.07.2007 по делу N А56-4608/2007 оставить в силе.
В остальной части постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 15.10.2007 оставить без изменения.
Взыскать с Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 5 по Ленинградской области в пользу открытого акционерного общества "Российские железные дороги" XXX руб. государственной пошлины за рассмотрение дела в суде кассационной инстанции.
Председательствующий |
X.X. XXXXXXXX |
Судьи |
X.X. XXXXXXXXX |
|
X.X. XXXXXXXX |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа от 15 января 2008 г. N А56-4608/2007
Текст постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Северо-Западного округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится с сохранением пунктуации и орфографии источника