Постановление Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа
от 18 января 2008 г. N А56-14745/2007
Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего XXXXXXXXXX X.X., судей XXXXXXXXXX X.X., XXXXXXXXXXXX X.X.,
при участии от открытого акционерного общества "Водотеплоснаб" XXXXXXXXXX X.X. (доверенность от 27.12.2007),
рассмотрев 14.01.2008 в открытом судебном заседании кассационную жалобу Инспекции Федеральной налоговой службы по Всеволожскому району Ленинградской области на решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 19.07.2007 (судья XXXXXX X.X.) и постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 04.10.2007 (судьи XXXXXXXXX X.X., XXXXXXXX X.X., XXXXXXXXX X.X.) по делу N А56-14745/2007,
установил:
Открытое акционерное общество "Водотеплоснаб" (далее - Общество) обратилось в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области с заявлением о признании недействительным решения Инспекции Федеральной налоговой службы по Всеволожскому району Ленинградской области (далее - Инспекция) от 17.05.2007 N 2619 о приостановлении операций по счетам.
Решением суда от 19.07.2007, оставленным без изменения постановлением апелляционной инстанции от 04.10.2007, требования удовлетворены.
В кассационной жалобе Инспекция просит отменить решение суда от 19.07.2007 и постановление апелляционной инстанции от 04.10.2007 и отказать Обществу в удовлетворении заявления, ссылаясь на нарушение судами норм материального права. По мнению подателя жалобы, приостановление операций по счетам налогоплательщика соответствует положениям Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ), не противоречит законодательству о банкротстве и является законным. По мнению подателя жалобы, задолженность по налогам и пеням в данном случае признается текущей, в связи с чем удовлетворяется вне рамок дела о банкротстве в порядке, установленном налоговым законодательством.
Инспекция о времени и месте слушания дела извещена надлежащим образом, однако представитель в суд не явился, в связи с чем жалоба рассмотрена в его отсутствие.
В судебном заседании представитель Общества, ссылаясь на несостоятельность доводов жалобы, просил судебные акты оставить без изменения.
Законность решения суда от 19.07.2007 и постановления апелляционной инстанции от 04.10.2007 проверена в кассационном порядке.
Как следует из материалов дела, определением Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 13.03.2007 по делу N А56-26172/2006 в отношении Общества введено внешнее управление сроком на 18 месяцев.
Решением Инспекции от 17.05.2007 N 2619 приостановлены операции по счетам, в связи с неисполнением требования об уплате налога от 23.04.2007 N 59840 и обеспечения исполнения решения Инспекции от 17.05.2007 N 7312 о взыскании налогов за счет денежных средств налогоплательщика.
Решением налогового органа от 01.06.2007 N 617 решение от 17.05.2007 N 2619 отменено, в связи с тем, что Общество исполнило обязанность по уплате налога.
Общество не согласилось с решением Инспекции от 17.05.2007 N 2619 о приостановлении операций по его счетам и обратилось в суд с настоящим заявлением.
Суды первой и апелляционной инстанций, удовлетворяя требования, исходили из того, что приостановление операций по счетам Общества во время внешнего управления нарушает требования статьи 94 Федерального закона от 26.10.2002 N 127-ФЗ "О несостоятельности (банкротстве)" (далее - Закон о банкротстве).
Кассационная коллегия считает принятые по делу судебные акты законными и обоснованными.
В соответствии с пунктом 8 статьи 46 НК РФ при взыскании налога налоговым органом может быть применено в порядке и на условиях, которые установлены статьей 76 Кодекса, приостановление операций по счетам налогоплательщика или налогового агента в банках.
Согласно пункту 1 статьи 76 НК РФ приостановление операций по счетам в банке применяется для обеспечения исполнения решения о взыскании налога или сбора, если иное не предусмотрено пунктом 2 названной статьи. Приостановление операций по счетам налогоплательщика-организации в банке означает прекращение банком всех расходных операций по данному счету, за исключением платежей, очередность исполнения которых в соответствии с гражданским законодательством предшествует обязанности по уплате налогов и сборов.
В соответствии со статьей 94 Закона о банкротстве с момента введения внешнего управления аресты имущества должника и иные ограничения должника по распоряжению принадлежащим ему имуществом могут быть наложены исключительно в рамках процесса о банкротстве.
Согласно пунктам 1, 2 и 3 статьи 95 Закона о банкротстве мораторий на удовлетворение требований кредиторов не распространяется на взыскание задолженности по текущим платежам.
Вместе с тем решение о приостановлении операций по счетам налогоплательщика фактически является одной из форм наложения ареста на его имущество, что не допускается положениями статьи 94 Закона о банкротстве. При этом право налогового органа на взыскание текущих обязательных платежей в установленном законодательством о налогах и сборах порядке в процедуре внешнего управления не влияет на предусмотренное статьей 94 Закона о банкротстве ограничение в части наложения арестов на имущество должника и не исключает применение этого ограничения.
В абзаце 3 пункта 11 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 22.06.2006 N 25 "О некоторых вопросах, связанных с квалификацией и установлением требований по обязательным платежам, а также санкциям за публичные правонарушения в деле о банкротстве" разъяснено, что в процедуре внешнего управления и финансового оздоровления аресты на имущество должника могут быть наложены лишь по определению арбитражного суда, рассматривающего дело о банкротстве (абзац четвертый пункта 1 статьи 81, абзац шестой пункта 1 статьи 94 Закона о банкротстве).
Кроме того, из статьи 2 Закона о банкротстве следует, что внешнее управление - процедура банкротства, применяемая к должнику в целях восстановления его платежеспособности. Приостановление операций по банковским счетам должника фактически лишает его возможности осуществлять расчеты с контрагентами, вести хозяйственную деятельность, что также не способствует восстановлению платежеспособности организации-должника.
Таким образом, принятое Инспекцией 17.05.2007 решение о приостановлении всех расходных операций по счетам Общества в банке не соответствует Закону о банкротстве, нарушает права и интересы заявителя, и в связи с этим судебные инстанции правомерно удовлетворили требования Общества в признании решения Инспекции N 2619 недействительным.
При таких обстоятельствах кассационная коллегия не находит оснований для отмены решения суда от 19.07.2007 и постановления апелляционной инстанции от 04.10.2007 и удовлетворения кассационной жалобы Инспекции.
Руководствуясь статьями 286, 287, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа
постановил:
решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 19.07.2007 и постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 04.10.2007 по делу N А56-14745/2007 оставить без изменения, а кассационную жалобу Инспекции Федеральной налоговой службы по Всеволожскому району Ленинградской области - без удовлетворения.
Председательствующий |
X.X. XXXXXXXXX |
Судьи |
X.X. XXXXXXXXX |
|
X.X. XXXXXXXXXXX |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа от 18 января 2008 г. N А56-14745/2007
Текст постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Северо-Западного округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится с сохранением пунктуации и орфографии источника