Постановление Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа
от 27 декабря 2007 г. N А66-5386/2006
См. также определение Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа от 13 ноября 2007 г.
Резолютивная часть постановления объявлена 25 декабря 2007 года.
Полный текст постановления изготовлен 27 декабря 2007 года.
Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Сергеевой И.В., судей Грачевой И.Л., Сапоткиной Т.И.,
при участии от Комитета Смялковского П.Е. (доверенность от 25.09.2007), от Отделения фонда Куценко А.Р. (доверенность от 17.12.2007), от Управления делами Львова В.А. (доверенность от 10.09.2007),
рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу Комитета по управлению имуществом Тверской области на решение Арбитражного суда Тверской области от 23.05.2007 (судья Истомина О.Л.) и постановление Четырнадцатого арбитражного апелляционного суда от 25.09.2007 (судьи Козлова С.В., Митрофанов О.В., Носач Е.В.) по делу N А66-5386/2006,
установил:
Территориальное управление Федерального агентства по управлению федеральным имуществом по Тверской области (далее - Теруправление) обратилось в Арбитражный суд Тверской области с иском к Комитету по управлению имуществом Тверской области (далее - Комитет) о признании права федеральной собственности на все помещения пятого этажа общей площадью 616 кв. м административного здания, расположенного по адресу: г. Тверь, наб. реки Лазури, д. 20, кадастровый номер 69:40:02:00:023:0048:1/017960/37:10000/А (с учетом уточнения исковых требований).
К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены государственное учреждение "Отделение Пенсионного фонда Российской Федерации по Тверской области" (далее - Отделение фонда), Управление Федеральной регистрационной службы по Тверской области (далее - Росрегистрация), Департамент социальной защиты населения Тверской области (далее - Департамент), Управление делами аппарата Губернатора Тверской области (далее - Управление делами).
Решением от 23.05.2007 заявленные требования удовлетворены, признано право федеральной собственности на все помещения пятого этажа общей площадью 612,8 кв. м (по уточненным данным технической инвентаризации) в административном здании, расположенном по указанному выше адресу.
Постановлением Четырнадцатого арбитражного апелляционного суда от 25.09.2007 решение оставлено без изменения.
В кассационной жалобе Комитет просит отменить названные судебные акты, ссылаясь на несоответствие выводов суда фактическим обстоятельствам дела и имеющимся в деле доказательствам, неправильное применение судом норм материального и нарушение норм процессуального права. По мнению подателя жалобы, не подтверждается материалами дела факт нахождения Отделения фонда в спорных помещениях с 1991 года; вывод суда относительно данного обстоятельства основан на ненадлежащих доказательствах и их неправильной оценке; спорные помещения выбыли из федеральной собственности и переданы в государственную собственность Тверской области в результате разграничения государственной собственности в установленном порядке; помещения, на которые суд признал право федеральной собственности, по площади и составу не соответствуют тем, которые могло занимать Отделение фонда в 1991 году; в нарушение норм процессуального права суд не направил третьему лицу - Управлению делами - копию определения от 22.12.2006 об окончании подготовки дела к судебному разбирательству и назначении судебного разбирательства, а также копию решения.
В судебном заседании представитель Комитета поддержал кассационную жалобу, подтвердив приведенные в ней доводы. Представитель Управления делами поддержал позицию Комитета. Представитель Отделения фонда против удовлетворения жалобы возражал, считая обжалуемые судебные акты соответствующими нормам права и материалам дела.
Другие лица, участвующие в деле, надлежащим образом извещены о месте и времени рассмотрения кассационной жалобы, однако своих представителей в заседание суда не направили, что в соответствии со статьей 284 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не может служить препятствием для рассмотрения дела в их отсутствие.
Законность обжалуемых судебных актов проверена в кассационном порядке.
Как следует из материалов дела, Отделение фонда создано в феврале 1991 года на основании постановления Правления Пенсионного фонда РСФСР от 26.02.91 N 16.
Пунктом 2 постановления Совета Министров РСФСР от 17.04.91 N 209 "Вопросы Пенсионного фонда РСФСР" исполкомам Советов народных депутатов, в том числе областных, предписывалось принять неотложные меры по предоставлению региональным отделениям Пенсионного фонда РСФСР помещений, обеспечению их необходимым оборудованием, мебелью и осуществлять содействие в их транспортном обслуживании.
Судом установлено, что Отделение фонда с момента создания занимало помещения в административном здании по указанному выше адресу (ранее - д. 1а). Возражения подателя жалобы в этой части не могут быть приняты во внимание в силу статей 286, 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации как направленные на переоценку исследовавшихся судом доказательств и выводов суда об установленных им обстоятельствах, что в суде кассационной инстанции недопустимо. Кассационная инстанция не считает, что выводы суда в указанной части не соответствуют имеющимся в деле материалам и что при исследовании и оценке доказательств судом были нарушены нормы процессуального права.
На основании распоряжений Комитета от 19.05.94 N 217 и от 12.10.95 N 38 площади, занимаемые Управлением социальной защиты населения администрации Тверской области и Отделением фонда, разделены между указанными организациями. Помещения площадью 616 кв. м, расположенные на пятом этаже спорного здания, переданы на баланс Отделения фонда.
Согласно выписке из Реестра федерального имущества от 04.04.2006 нежилые помещения площадью 616 кв. м на пятом этаже административного здания значатся в указанном реестре.
На основании перечня имущества, передаваемого в государственную собственность Тверской области, утвержденного решением Малого совета Тверского областного Совета народных депутатов от 13.05.92 N 63 и зарегистрированного в Государственном комитете Российской Федерации по управлению государственным имуществом 25.05.92, а также решения Малого совета Тверского областного Совета народных депутатов от 22.09.92 N 120 Росрегистрацией 15.09.2005 зарегистрировано право собственности субъекта Российской Федерации - Тверской области на административное здание общей площадью 3872,7 кв. м по спорному адресу, что подтверждается свидетельством о государственной регистрации права от 15.09.2005 серии 69-АА N 727633.
Теруправление, считая, что помещения, занимаемые Отделением фонда, в силу приложения 1 к постановлению Верховного Совета Российской Федерации от 27.12.91 N 3020-1 относятся к федеральной собственности, обратилось в арбитражный суд с настоящим иском.
Разграничение государственной собственности по уровням собственности производится в соответствии с постановлением Верховного Совета Российской Федерации от 27.12.91 N 3020-1.
В силу пункта 1 названного постановления объекты государственной собственности, указанные в приложении 1, независимо от того, на чьем балансе они находятся, и от ведомственной подчиненности предприятий, относятся исключительно к федеральной собственности. Согласно разделу 2 упомянутого приложения объекты, необходимые для обеспечения функционирования федеральных органов власти и управления и решения общероссийских задач, в том числе имущество учреждений, финансирование которых осуществляется из федерального бюджета, относятся к объектам федеральной собственности.
Отделение фонда подпадает под данную категорию объектов. Согласно Положению о Пенсионном фонде Российской Федерации (России), утвержденному постановлением Верховного Совета Российской Федерации от 27.12.91 N 2122-1, Пенсионный фонд Российской Федерации образован Постановлением Верховного Совета РСФСР от 22.12.90 для государственного управления финансами пенсионного обеспечения в Российской Федерации; Пенсионный фонд России и его денежные средства находятся в государственной собственности Российской Федерации.
В соответствии с Временным положением об отделении Пенсионного фонда РСФСР, утвержденным постановлением Правления Пенсионного фонда РСФСР от 08.02.91 N 1, отделение создается по решению Правления фонда для осуществления государственного управления финансами пенсионного обеспечения в республиках, входящих в состав РСФСР, автономных областях и округах, краях, областях, городах Москве и Ленинграде.
При таких условиях в силу закона нежилые помещения, используемые в деятельности государственного учреждения, созданного для решения общероссийских задач, являются имуществом этого учреждения и относятся к объектам исключительно федеральной собственности. Такие помещения не подлежали включению в перечень объектов, передаваемых в собственность субъекта Российской Федерации, поэтому акты органа власти Тверской области, которыми оформлена передача спорных помещений в составе административного здания в собственность Тверской области, не могли служить основанием для государственной регистрации права собственности Тверской области на все здание. Поскольку право федеральной собственности возникло до введения в действие Федерального закона "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним", то в соответствии с пунктом 1 статьи 6 этого Федерального закона права на недвижимое имущество признаются юридически действительными и при отсутствии их государственной регистрации.
Учитывая изложенное, выводы судов первой и апелляционной инстанций о том, что спорное имущество относится к федеральной собственности, являются правильными, основаны на полном и всестороннем исследовании материалов дела.
Возражения ответчика относительно размера площади помещений, на которые признано право федеральной собственности, несостоятельны, так как изменение площади произошло в связи с проведением очередной технической инвентаризации помещений, а не за счет включения площадей, которые фактически не использовались Отделением фонда.
Ссылка подателя жалобы на нарушение судом первой инстанции норм процессуального права обоснованно отклонена судом апелляционной инстанции, поскольку о судебном заседании, в котором рассмотрение дела по существу было окончено и вынесено решение, все лица, участвующие в деле, были извещены надлежащим образом; ненаправление Управлению делами копии определения от 22.12.2006 о назначении дела к слушанию в заседании 13.02.2007, в котором рассмотрение дела было отложено на другую дату, не могло привести и не привело к принятию неправильного судебного акта, ненаправление копии решения одному из участников процесса также не относится к тем процессуальным нарушениям, которые могут повлечь отмену решения.
Учитывая изложенное, кассационная инстанция считает, что выводы судов первой и апелляционной инстанций соответствуют материалам дела и нормам материального права, таких нарушений норм процессуального права, которые в силу частей третьей, четвертой статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации являются основанием для отмены судебного акта, судом не допущено, в связи с чем обжалуемые решение и постановление должны быть оставлены в силе.
Руководствуясь статьями 286, 287, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа
постановил:
решение Арбитражного суда Тверской области от 23.05.2007 и постановление Четырнадцатого арбитражного апелляционного суда от 25.09.2007 по делу N А66-5386/2006 оставить без изменения, а кассационную жалобу Комитета по управлению имуществом Тверской области - без удовлетворения.
Председательствующий |
И.В. Сергеева |
Судьи |
И.Л. Грачева |
|
Т.И. Сапоткина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа от 27 декабря 2007 г. N А66-5386/2006
Текст постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Северо-Западного округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится с сохранением пунктуации и орфографии источника