Постановление Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа
от 21 января 2008 г. N А56-14985/2007
Резолютивная часть постановления объявлена 16 января 2008 года.
Полный текст постановления изготовлен 21 января 2008 года.
Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Любченко И.С., судей Бухарцева С.Н. и Михайловской Е.А.,
при участии от закрытого акционерного общества "Октрансвнештерминал" Смирновой Н.В. (доверенность от 21.12.2007 N 292), Новиковой Е.А. (доверенность от 14.01.2008 N 05), от Белгородской таможни Билетченко И.В. (доверенность от 23.07.2007 N 05-12/13071),
рассмотрев 16.01.2008 в открытом судебном заседании кассационную жалобу Белгородской таможни на решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 11.07.2007 (судья Боровлев Д.Ю.) и постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 08.10.2007 (судьи Семенова А.Б., Лопато И.Б., Савицкая И.Г.) по делу N А56-14985/2007,
установил:
Закрытое акционерное общество "Октрансвнештерминал" (далее - Общество; ЗАО "Октрансвнештерминал") обратилось в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области с заявлением о признании незаконным и отмене постановления Белгородской таможни (далее Таможня) от 03.05.2007 по делу об административном правонарушении N 10101000-1728/2006 о привлечении Общества к административной ответственности на основании части 2 статьи 16.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ).
Решением суда первой инстанции от 11.07.2007, оставленным без изменения постановлением Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 08.10.2007, заявление удовлетворено.
В кассационной жалобе Таможня просит отменить судебные акты и
принять по делу новое решение. Податель жалобы считает, что заявление Обществом в грузовой таможенной декларации (далее - ГТД) недостоверных сведений о стране происхождения товара, повлекшее освобождение от уплаты таможенных платежей, образует объективную сторону административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена частью 2 статьи 16.2 КоАП РФ.
В судебном заседании представитель Таможни поддержал доводы кассационной жалобы, а представители ЗАО "Октрансвнештерминал" возражали против ее удовлетворения.
Законность обжалуемых судебных актов проверена в кассационном порядке.
Из материалов дела следует, что 13.09.2006 Общество как таможенный брокер, действующий на основании договора от 10.08.2006 N 0038/01-06-87 от имени декларанта - ООО "Оптовая компания Верхневолжский продторг", подало в Таможню ГТД N 10101020/130906/0002322 для помещения под таможенный режим "выпуск для внутреннего потребления" товара ("концентрат минеральный галит для промпотребления"). Изготовителем и отправителем товара в ГТД указано Государственное предприятие объединение (далее - ГПО) "Артемсоль" (Украина), а получателем - ООО "Эльтон" (Россия). Поставка товара осуществлялась в рамках контракта от 27.03.2006 N 86, заключенного ООО "Оптовая компания Верхневолжский продторг" с производителем товара - ГПО "Артемсоль".
В ходе проведения мероприятий таможенного контроля Таможня установила, что в качестве документа, подтверждающего страну происхождения товара, ЗАО "Октрансвнештерминал" представило сертификат формы СТ-1 от 08.09.2006 N 20961, в графе 2 которого получателем указано ООО "Эльтон" по поручению ЗАО "Белгородторгснаб", а в графе 5 имеется ссылка на контракт от 30.11.2005 N 5. При этом страна происхождения в графе 4 указана верно (Украина), однако в связи с несоответствием сведений о получателе и внешнеторговом контракте в сертификате сведениям, указанным в ГТД, таможенный орган сделал вывод о невозможности применения данного сертификата в качестве документа, подтверждающего страну происхождения товара.
По факту заявления Обществом недостоверных сведений о стране происхождения товара, что привело к освобождению от уплаты таможенных платежей, Таможня возбудила в отношении ЗАО "Октрансвнештерминал" дело об административном правонарушении (определение от 20.12.2006), провела административное расследование и 20.03.2007 составила протокол об административном правонарушении.
Постановлением от 03.05.2007 по делу об административном правонарушении N 10101000-1728/2006 Общество признано виновным в совершении административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена частью 2 статьи 16.2 КоАП РФ, и ему назначено наказание в виде штрафа в размере одной второй суммы неуплаченных таможенных пошлин, налогов, что составило 1 665 руб. 10 коп.
ЗАО "Октрансвнештерминал" оспорило постановление Таможни в судебном порядке.
Суды первой и апелляционной инстанций признали оспариваемое постановление Таможни незаконным, сделав вывод об отсутствии в действиях Общества состава вменяемого ему в вину административного правонарушения.
Кассационная инстанция, изучив материалы дела, проверив правильность применения судами норм материального и процессуального права, не находит оснований для удовлетворения жалобы в силу следующего.
В соответствии с частью 2 статьи 16.2 КоАП РФ заявление декларантом либо таможенным брокером (представителем) при декларировании товаров и (или) транспортных средств недостоверных сведений о товарах и (или) транспортных средствах, если такие сведения послужили основанием для освобождения от уплаты таможенных пошлин, налогов или для занижения их размера, влечет наложение административного штрафа на юридических лиц в размере от одной второй до двукратной суммы неуплаченных таможенных пошлин, налогов с конфискацией товаров и (или) транспортных средств, явившихся предметами административного правонарушения, или без таковой либо конфискацию предметов административного правонарушения.
В силу пункта 1 статьи 124 Таможенного кодекса Российской Федерации (далее - ТК РФ) декларирование товаров производится путем заявления таможенному органу в таможенной декларации в письменной, устной, электронной или конклюдентной форме сведений о товарах, об их таможенном режиме и других сведений, необходимых для таможенных целей.
К сведениям о товарах, подлежащим указанию в таможенной декларации, относятся наименование; описание; классификационный код по Товарной номенклатуре внешнеэкономической деятельности России; наименование страны происхождения и отправления (назначения); описание упаковок (количество, вид, маркировка и порядковые номера); количество в килограммах (вес брутто и вес нетто) или в других единицах измерения; таможенная стоимость (подпункт 2 пункта 3 статьи 124 ТК РФ).
Согласно пункту 2 статьи 29 ТК РФ в целях применения тарифных преференций либо непреференциальных мер торговой политики устанавливаются правила определения страны происхождения товаров.
В соответствии со статьей 37 ТК РФ при ввозе товаров на таможенную территорию Российской Федерации документ, подтверждающий страну происхождения товаров, представляется в случае, если стране происхождения данных товаров Российская Федерация предоставляет тарифные преференции в соответствии с международными договорами Российской Федерации и законодательством Российской Федерации. При этом предоставление тарифных преференций может быть обусловлено необходимостью представления сертификата о происхождении товара по определенной форме, предусмотренной международными договорами Российской Федерации или законодательством Российской Федерации.
В отношении товаров, происходящих из государств - участников Соглашения о создании зоны свободной торговли от 15.04.1994 (далее - Соглашение) и Протокола о внесении изменений и дополнений в это Соглашение от 02.04.1999 - и находящихся в торговом обороте между этими государствами, страна происхождения товаров определяется на основании Правил определения страны происхождения товаров. Такие Правила утверждены решением Совета глав правительств государств Содружества Независимых Государств (далее - СНГ) от 30.11.2000 "О правилах определения страны происхождения товаров" (далее - Правила).
Для подтверждения страны происхождения товара в конкретном государстве - участнике Соглашения необходимо представление таможенным органам страны ввоза сертификата о происхождении товара или декларации о происхождении товара. При экспорте товаров из государства - участника Соглашения сертификат о происхождении товара выдается уполномоченным органом в соответствии с национальным законодательством государства-экспортера (пункты 10 и 11 Правил).
Как указано в пункте 19 Правил, товар не считается происходящим из данной страны до тех пор, пока не будут представлены документы и (или) сведения, подтверждающие его происхождение.
Из материалов дела следует, что для подтверждения страны происхождения товаров и права на получение тарифных преференций Общество представило в Таможню сертификаты по форме СТ-1, в том числе сертификат от 08.09.2006 N 20961, согласно которому страной происхождения товара "Концентрат минеральный "Галит" является Украина. При этом в графе 11 сертификата указаны счета-фактуры от 08.09.2006 N 174979, 174980 и 174981, а в графе 2 получатель (ООО "Эльтон"). Наименование товара, сведения об отправителе и получателе товара, номера счетов-фактур и номера вагонов, в которых осуществлялась поставка товара, в представленном Обществом сертификате соответствуют сведениям, указанным в ГТД. Из счетов-фактур от 08.09.2006 N 174979, 174980 и 174981 видно, что они выставлены на основании контракта от 27.03.2006 N 86. Доказательств, свидетельствующих о несоответствии сведений, содержащихся в названных документах, таможенный орган не представил.
Согласно пункту 16 Правил и пункту 4 статьи 36 ТК РФ в случае возникновения сомнений относительно безупречности сертификата или содержащихся в нем сведений таможенный орган страны ввоза может обратиться к уполномоченному органу, удостоверившему сертификат, или к компетентным органам страны происхождения товара с мотивированной просьбой сообщить дополнительные либо уточняющие сведения.
При этом таможенный орган страны ввоза в целях устранения возникших сомнений не лишен права принимать во внимание иные сведения и документы, которыми он располагает (информационное письмо Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 30.05.2006 N 110 "Об определении страны происхождения товаров, ввозимых из государств - участников Соглашения о создании зоны свободной торговли").
В данном случае Таможня не доказала, что сертификат о происхождении товара от 08.09.2006 N 20961 оформлен ненадлежащим образом и относится к другому товару, отличному от представленного Обществом для таможенного оформления. Следовательно, таможенный орган необоснованно не принял этот сертификат в качестве документа, подтверждающего страну происхождения товара.
При таких обстоятельствах суд кассационной инстанции не находит оснований для удовлетворения жалобы таможенного органа, доводы которой направлены на переоценку фактических обстоятельств дела, установленных судами первой и апелляционной инстанций, что недопустимо в соответствии с нормами статьи 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
С учетом изложенного и руководствуясь статьей 286, пунктом 1 части 1 статьи 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа
постановил:
решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 11.07.2007 и постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 08.10.2007 по делу N А56-14985/2007 оставить без изменения, а кассационную жалобу Белгородской таможни без удовлетворения.
Председательствующий |
И.С. Любченко |
Судьи |
С.Н. Бухарцев |
|
Е.А. Михайловская |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа от 21 января 2008 г. N А56-14985/2007
Текст постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Северо-Западного округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится с сохранением пунктуации и орфографии источника