Постановление Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа
от 31 января 2008 г. N А13-10273/2007
Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Клириковой Т.В., судей Любченко И.С., Михайловской Е.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью "АрВика" на решение Арбитражного суда Вологодской области от 01.11.2007 по делу N А13-10273/2007 (судья Селиванова Ю.В.),
установил:
Общество с ограниченной ответственностью "АрВика" (далее - Общество, ООО "АрВика") обратилось в Арбитражный суд Вологодской области с заявлением о признании незаконным и отмене постановления Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 8 по Вологодской области (далее - налоговая инспекция) от 25.09.2007 N 04-25-248/34018 о привлечении Общества к административной ответственности по статье 14.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Решением суда первой инстанции от 01.11.2007 в удовлетворении заявленных требований отказано.
В апелляционной инстанции дело не рассматривалось.
В кассационной жалобе Общество, ссылаясь на неправильное применение судом первой инстанции норм материального и процессуального права, просит отменить решение суда и принять по делу новое решение об отмене постановления налоговой инспекции от 25.09.2007 N 04-25-248/34018 и прекращении производства по делу о данном административном правонарушении.
Налоговая инспекция и Общество о времени и месте рассмотрения дела извещены надлежащим образом, представители в судебное заседание не явились, в связи с чем жалоба рассмотрена в их отсутствие.
Законность решения суда проверена в кассационном порядке.
Как следует из материалов дела, должностным лицом налоговой инспекции проведена проверка соблюдения Обществом законодательства о применении контрольно-кассовой техники при осуществлении наличных денежных расчетов в магазине "Марианна", принадлежащем ООО "АрВика", расположенном по адресу: Вологодская область, поселок Шексна, улица Починковская, дом 21, по результатам которой составлен акт от 11.09.2007 и протокол об административном правонарушении от 12.09.2007 N 577.
В акте и протоколе отражено, что 11.09.2007 в указанной торговой точке наличные денежные расчеты при продаже товара (жевательной резинки "Орбит" в количестве одной штуки по цене 10 рублей) осуществлялись без применения контрольно-кассовой техники, что выразилось в непробитии кассового чека на контрольно-кассовой машине.
Начальник налоговой инспекции Богданова Е.Г., рассмотрев протокол об административном правонарушении от 12.09.2007 N 577 и приложенные к нему материалы в отношении ООО "АрВика", пришла к выводу о нарушении статей 2, 5 Федерального закона от 22.05.2003 N 54-ФЗ "О применении контрольно-кассовой техники при осуществлении наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт" (далее - Закон N 54-ФЗ), пункта 1 Положения по применению контрольно-кассовых машин при осуществлении наличных денежных расчетов с населением, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 30.07.1993 N 745, пунктов 20, 21 Правил продажи отдельных видов товаров, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 19.01.1998 N 55, и приняла постановление о назначении административного наказания от 25.09.2007 N 04-25-248. Этим постановлением на Общество наложено административное взыскание в виде штрафа в размере 30 000 рублей в соответствии со статьей 14.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Общество, посчитав постановление налогового органа незаконным, обжаловало его в арбитражный суд.
В соответствии с пунктом 1 статьи 2 Закона N 54-ФЗ все организации и индивидуальные предприниматели обязаны применять контрольно-кассовую технику при осуществлении ими наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт в случаях продажи товаров, выполнения работ или оказания услуг.
Статьей 14.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях предусмотрена ответственность за продажу товаров, выполнение работ либо оказание услуг в организациях торговли либо в иных организациях, осуществляющих реализацию товаров, выполняющих работы либо оказывающих услуги, а равно гражданами, зарегистрированными в качестве индивидуальных предпринимателей, при отсутствии установленной информации об изготовителе или о продавце либо без применения в установленных законом случаях контрольно-кассовых машин.
Как видно из материалов дела, факт неприменения Обществом контрольно-кассовой техники при осуществлении наличных денежных расчетов подтвержден актом проверки от 11.09.2007, протоколом об административном правонарушении от 12.09.2007 N 577, составленным с участием директора ООО "АрВика", объяснениями продавца Пазгаловой И.Н. и другими доказательствами, оцененными судом с соблюдением положений статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Само Общество не оспаривает факт неприменения контрольно-кассовой техники при осуществлении наличных денежных расчетов.
В соответствии с частью 2 статьи 2.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
Вина Общества в нарушении требований положений Закона N 54-ФЗ заключается в том, что оно не обеспечило соблюдение своим сотрудником требований законодательства о применении контрольно-кассовой техники и не осуществило надлежащий контроль за исполнением им трудовых обязанностей. При этом ненадлежащее исполнение этим сотрудником трудовых обязанностей не является основанием для освобождения Общества от административной ответственности.
Применительно к установленным фактическим обстоятельствам дела суд первой инстанции пришел к правильному выводу о наличии в действиях (бездействии) Общества состава административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена статьей 14.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Общество полагает, что оно может быть освобождено от административной ответственности за совершенное правонарушение на основании статьи 2.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях. По мнению Общества, о малозначительности совершенного им административного правонарушения свидетельствуют следующие обстоятельства: неприменение контрольно-кассовой техники при продаже жевательной резинки стоимостью 10 рублей; принятие Обществом всех необходимых и зависящих от него мер к недопущению правонарушения; привлечение к административной ответственности впервые.
В соответствии со статьей 2.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях при малозначительности совершенного административного правонарушения судья, орган, должностное лицо, уполномоченные решить дело об административном правонарушении, могут освободить лицо, совершившее административное правонарушение, от административной ответственности.
При квалификации правонарушения в качестве малозначительного необходимо исходить из оценки конкретных обстоятельств его совершения. Малозначительность правонарушения имеет место при отсутствии существенной угрозы охраняемым общественным отношениям (пункт 18 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 02.06.2004 N 10 "О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях").
Суд первой инстанции пришел к выводу о том, что данное административное правонарушение, посягающее на установленный нормативными правовыми актами порядок общественных отношений в сфере торговли и финансов, правила государственной разрешительной системы (системы допуска хозяйствующих субъектов в сферу торговли и финансов), малозначительным не является.
Основания для переоценки выводов суда у кассационной инстанции отсутствуют в силу статьи 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Применительно к рассматриваемой ситуации законодателем предусмотрена возможность назначения административного наказания в пределах минимального и максимального размеров санкции с учетом характера совершенного правонарушения, данных о правонарушителе, его материального и финансового положения, а также обстоятельств, смягчающих административную ответственность. В данном случае Обществу определен минимальный размер штрафа.
Поскольку порядок привлечения Общества к административной ответственности налоговой инспекцией соблюден, размер штрафа соответствует санкции статьи 14.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, обжалуемое постановление вынесено уполномоченным лицом в пределах срока давности привлечения к административной ответственности, то суд правомерно заявление Общества отклонил.
Таким образом, решение суда соответствует нормам материального и процессуального права и оснований для его отмены нет.
Учитывая изложенное и руководствуясь статьей 286 и пунктом 1 части 1 статьи 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа
постановил:
решение Арбитражного суда Вологодской области от 01.11.2007 по делу N А13-10273/2007 оставить без изменения, а кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью "АрВика" - без удовлетворения.
Председательствующий |
Т.В. Клирикова |
Судьи |
Е.А. Михайловская |
|
И.С. Любченко |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа от 31 января 2008 г. N А13-10273/2007
Текст постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Северо-Западного округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится с сохранением пунктуации и орфографии источника