Постановление Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа
от 23 января 2008 г. N А66-3109/2007
Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Старченковой В.В., судей Кирейковой Г.Г., Кравченко Т.В.,
при участии от общества с ограниченной ответственностью "Тверская энергосбытовая компания" Кривошеевой Г.В. (доверенность от 29.12.2007),
рассмотрев 23.01.2008 в открытом судебном заседании кассационную жалобу открытого акционерного общества "Тверская энергосбытовая компания" на решение Арбитражного суда Тверской области от 24.09.2007 по делу N А66-3109/2007 (судья Истомина О.Л.),
установил:
Прокурор Тверской области обратился в Арбитражный суд Тверской области с иском к открытому акционерному обществу "Тверская энергосбытовая компания" (далее - Компания) и муниципальному образовательному учреждению "Рамешковская средняя общеобразовательная школа" (далее - Учреждение) о признании недействительными подпунктов 2.2.3.4, 2.2.3.9, 2.2.3.11 пункта 2.2.3, пунктов 2.2.4, 2.2.5, 2.3.7 (в части отключения электроэнергии), пункта 4.1 (в части применения расчетов за электроэнергию по нерегулируемым ценам), пункта 4.9 и подпункта 6.3.1.3 пункта 6.3 заключенного ответчиками муниципального контракта энергоснабжения от 01.01.2007 N 5959 (далее - Контракт).
В связи с внесением ответчиками изменений в Контракт, прокурор уточнил требования и просил признать недействительным пункт 4.1 Контракта в части применения расчетов за электроэнергию по нерегулируемым ценам.
Решением от 24.09.2007 требования прокурора удовлетворены, пункт 4.1 Контракта в части применения расчетов за электроэнергию по нерегулируемым ценам признан недействительным.
В кассационной жалобе Компания, ссылаясь на нарушение судом норм материального и процессуального права, просит решение от 24.09.2007 отменить и вынести новый судебный акт об отказе в иске. По мнению подателя жалобы, применение свободных (нерегулируемых) цен в отношении Учреждения правомерно и законодательно обоснованно.
В отзыве на кассационную жалобу прокурор просит оставить ее без удовлетворения.
В судебном заседании представитель Компании поддержал доводы, изложенные в жалобе.
Остальные лица, участвующие в деле, надлежащим образом уведомлены о месте и времени его рассмотрения, однако представителей в судебное заседание не направили, в связи с чем жалоба рассмотрена в их отсутствие.
Законность обжалуемого судебного акта проверена в кассационном порядке.
Как следует из материалов дела, по результатам проведенного Администрацией Рамешковского района Тверской области конкурса на поставку электроэнергии для муниципальных учреждений Рамешковского района Тверской области между ответчиками заключен Контракт, предметом которого является продажа Компанией (гарантирующий поставщик) Учреждению (потребитель) электрической энергии на условиях, определяемых Контрактом.
Согласно пункту 4.1 Контракта расчет за электроэнергию производится сторонами по регулируемым и по нерегулируемым ценам. В этом же пункте стороны согласовали порядок расчета объемов покупки электроэнергии по регулируемым и по нерегулируемым ценам.
Прокурор в заявлении указывает, что данный пункт Контракта противоречит пункту 10 постановления Правительства Российской Федерации от 31.08.2006 N 530, которым утверждены Правила функционирования розничных рынков электрической энергии в переходный период реформирования электроэнергетики (далее - Правила).
Удовлетворяя требования, суд первой инстанции указал на то, что по условиям конкурса Компания приняла на себя обязательство поставлять электроэнергию по фиксированной цене на весь период поставки, в связи с чем не вправе изменять условие о цене контракта.
Кассационная инстанция, исследовав материалы дела, доводы, изложенные в жалобе и отзыве на нее, приходит к следующему.
В соответствии с пунктами 1 и 2 статьи 9 Федерального закона от 21.07.2005 N 94-ФЗ "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных или муниципальных нужд" под государственным или муниципальным контрактом понимается договор, заключенный заказчиком от имени Российской Федерации, субъекта Российской Федерации или муниципального образования в целях обеспечения государственных или муниципальных нужд. Государственный контракт и муниципальный контракт заключаются в порядке, предусмотренном Гражданским кодексом Российской Федерации (далее - ГК РФ) и иными федеральными законами с учетом положений названного Федерального закона.
Компания направила заявку на участие в конкурсе на поставку электроэнергии для муниципальных нужд Рамешковского района Тверской области, и в числе прочих документов представила предложение по цене электроэнергии (л.д. 82-83), рассчитанной в соответствии с действующим тарифом. При этом Компания указала, что порядок расчетов стоимости электроэнергии по регулируемым и нерегулируемым ценам определен Правилами.
Коль скоро для участия в конкурсе была подана лишь одна заявка, конкурсная комиссия признала конкурс несостоявшимся и приняла решение о заключении муниципального контракта с Компанией, предложившей условия для исполнения муниципального контракта соответствующие требованиям по исполнению муниципального контракта, изложенным в конкурсной документации.
Пунктом 4 статьи 421 ГК РФ установлено, что условия договора определяются по усмотрению сторон, кроме случаев, когда содержание соответствующего условия предписано законом или иными правовыми актами (статья 422 названного Кодекса).
В соответствии с пунктом 1 статьи 424 ГК РФ в предусмотренных законом случаях применяются цены (тарифы, расценки, ставки и т.п.), устанавливаемые или регулируемые уполномоченными на то государственными органами. Пунктом 2 статьи 424 ГК РФ определено, что изменение цены после заключения договора допускается в случаях и на условиях, предусмотренных договором, законом либо в установленном законом порядке.
Согласно статье 2 Федерального закона от 14.04.95 N 41-ФЗ "О государственном регулировании тарифов на электрическую и тепловую энергию в Российской Федерации" (далее - Закон N 41-ФЗ) государственное регулирование тарифов на электрическую и тепловую энергию осуществляется посредством установления экономически обоснованных тарифов (цен, платы за услуги) на электрическую и (или) тепловую энергию и (или) их предельных уровней. Органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области государственного регулирования тарифов устанавливают тарифы на электрическую энергию, поставляемую энергоснабжающими организациями потребителям, в рамках установленных федеральным органом исполнительной власти по регулированию естественных монополий предельных (минимального и (или) максимального) уровней тарифов, за исключением электрической энергии, продаваемой по нерегулируемым ценам (статья 6 Закона).
Федеральным законом от 26.03.2003 N 35-ФЗ "Об электроэнергетике" Правительство Российской Федерации наделено полномочиями по утверждению основных положений функционирования оптового рынка и основных положений функционирования розничных рынков; по утверждению основ ценообразования в сфере регулируемых цен (тарифов) в электроэнергетике. В пределах своей компетенции Правительство Российской Федерации постановлением от 31.08.2006 N 530 утвердило Правила.
В пункте 106 Правил определено, что на розничных рынках электрическая энергия (мощность) поставляется потребителям (обслуживающим их покупателям) по регулируемым ценам (тарифам) гарантирующими поставщиками, энергоснабжающими организациями и энергосбытовыми организациями, к числу покупателей которых относятся граждане-потребители и (или) приравненные к ним в соответствии с нормативными правовыми актами в области государственного регулирования тарифов группы (категории) потребителей (покупателей), в объеме, приобретаемом соответствующими организациями по регулируемым ценам (тарифам) на оптовом и розничных рынках.
В соответствии с пунктом 108 Правил, поставка электрической энергии гражданам-потребителям и приравненным к ним в соответствии с нормативными правовыми актами в области государственного регулирования тарифов группам (категориям) потребителей (покупателей) в объеме всего фактического потребления осуществляется по регулируемым ценам (тарифам).
Электрическая энергия (мощность) сверх объемов, поставляемых покупателям по регулируемым ценам (тарифам) в соответствии с пунктом 106 настоящих Правил, оплачивается по свободным (нерегулируемым) ценам в рамках предельных уровней нерегулируемых цен на розничных рынках (пункт 109).
Приказом Федеральной службы по тарифам N 20-э/2 от 06.08.2004 утверждены Методические указания по расчету регулируемых тарифов и цен на электрическую (тепловую) энергию на розничном (потребительском) рынке (далее - Методические указания).
Пунктом 27 Методических указаний установлены следующие тарифные группы потребителей электрической энергии (мощности):
1 группа - базовые потребители;
2 группа - население:
3 группа - прочие потребители.
Аналогично 2 группе "население" рекомендуется производить расчет тарифов для населенных пунктов, рассчитывающихся по общему счетчику на вводе; жилищных организаций, потребляющих электроэнергию на технические цели жилых домов; садоводческих товариществ, дачно-строительных, гаражно-строительных и гаражных кооперативов, автостоянок, общежитий, жилых зон при воинских частях и исправительно-трудовых учреждениях, объединенных хозяйственных построек граждан (погреба, сараи), рассчитывающихся по общему счетчику на вводе, а также содержащихся за счет прихожан религиозных организаций.
Учреждение не входит в число потребителей, приравненных к населению (гражданам-потребителям).
На основании изложенного расчеты между Учреждением и Компанией за отпущенную электроэнергию должны производиться исходя из регулируемых цен, а также свободных (нерегулируемых) цен в соответствии с пунктом 109 Правил.
Пунктами 109 - 111 Правил установлен механизм расчета нерегулируемых цен, что в системном толковании со статьей 2 Закона N 41-ФЗ указывает на их императивный характер.
Таким образом, законодателем установлена возможность ограничения свободного определения сторонами некоторых условий договора путем установления императивных норм, в том числе в отношении цены договора энергоснабжения. Согласно статье 422 ГК РФ договор должен соответствовать обязательным для сторон правилам, установленным законом и иными правовыми актами. Поскольку положения пункта 1 статьи 424 ГК РФ о применении цен, устанавливаемых или регулируемых уполномоченными на то государственными органами, являются императивными, оплата Учреждением стоимости поставленной истцом сверх предусмотренных объемов электроэнергии должна производиться по ценам, определенным с учетом пункта 109 Правил.
В связи с этим кассационная инстанция не может согласиться с выводом суда о том, что применение нерегулируемых тарифов при исполнении Контракта невозможно.
Довод прокурора о том, что раздел XI Правил в силу пункта 10 постановления Правительства Российской Федерации от 31.08.2006 N 530 вступает в силу с 01.01.2008, кассационной инстанцией отклоняется.
Пункт 10 названного постановления устанавливает, что Правила вступают в силу с даты их официального опубликования (с 01.09.2006), за исключением раздела XI Правил; раздел XI Правил (Особенности осуществления торговли по нерегулируемым ценам) вступает в силу с 01.01.2008.
Пункты 106 - 109 Правил находятся в разделе VII Правил, который вступил в силу с 01.09.2006.
С 01.01.2008 вступает в силу раздел XI Правил, регламентирующий лишь определенные особенности осуществления торговли по нерегулируемым ценам.
Таким образом, Правила в части установления правил организации расчетов между гарантирующим поставщиком и Учреждением подлежали применению при заключении Контракта.
Поскольку судом первой инстанции при разрешении спора фактические обстоятельства, имеющие значение для дела, установлены на основании полного и всестороннего исследования имеющихся в деле доказательств, но этим судом неправильно применены нормы материального права, кассационная инстанция считает необходимым отменить решение суда и, не передавая дело на новое рассмотрение, принять новый судебный акт об отказе прокурору в удовлетворении заявления.
Руководствуясь статьями 286, 287, 288 и 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа
постановил:
решение Арбитражного суда Тверской области от 24.09.2007 по делу N А66-3109/2007 отменить.
Прокурору Тверской области в удовлетворении заявления отказать.
Председательствующий |
В.В. Старченкова |
Судьи |
Г.Г. Кирейкова |
|
Т.В. Кравченко |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа от 23 января 2008 г. N А66-3109/2007
Текст постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Северо-Западного округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится с сохранением пунктуации и орфографии источника