Постановление Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа
от 24 января 2008 г. N А56-3384/2007
См. также решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 15 июня 2007 г.
Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Мунтян Л.Б., судей Клириковой Т.В., Любченко И.С.,
при участии от открытого акционерного общества "ЛДС-1000" Струка В.Ю. (доверенность от 10.01.2008 N 003/1/2008), Тубальцева П.В. (доверенность от 10.01.2008 N 003/2/2008) от Выборгской таможни Волынского Н.Г. (доверенность от 10.01.2008 N 05-01/143),
рассмотрев 22.01.2008 в открытом судебном заседании кассационную жалобу Выборгской таможни на решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 15.06.2007 (судья Боровлев Д.Ю.) и постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 08.10.2007 (судьи Семенова А.Б., Лопато И.Б., Савицкая И.Г.) по делу N А56-3384/2007,
установил:
Открытое акционерное общество "ЛДС-1000" (далее - Общество; ОАО "ЛДС-1000") обратилось в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области с заявлением, уточненным в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, о признании незаконным отказа Выборгской таможни (далее - Таможня) в возврате 42 627 759 руб. 86 коп. излишне уплаченной таможенной пошлины и об обязании Таможни возвратить Обществу указанную сумму пошлины.
Решением суда первой инстанции от 15.06.2007, оставленным без изменения постановлением апелляционного суда от 08.10.2007, заявление удовлетворено.
В кассационной жалобе Таможня, ссылаясь на неправильное применение судами норм материального права, просит отменить вынесенные по делу судебные акты и отказать Обществу в удовлетворении заявления. Податель жалобы считает, что Обществом не соблюдены условия применения льготы, предусмотренной постановлением Правительства Российской Федерации от 23.07.1996 N 883 "О льготах по уплате ввозной таможенной пошлины и налога на добавленную стоимость в отношении товаров, ввозимых иностранными инвесторами в качестве вклада в уставный (складочный) капитал предприятий с иностранными инвестициями" (далее - Постановление N 883), а также пропущен срок обращения с заявлением о возврате таможенных пошлин, установленный пунктом 2 статьи 356 Таможенного кодекса Российской Федерации (далее - ТК РФ).
В судебном заседании представитель Таможни поддержал доводы жалобы, а представители Общества возражали против ее удовлетворения.
Законность обжалуемых судебных актов проверена в кассационном порядке.
Из материалов дела видно, что государственная регистрация Общества осуществлена 01.09.2004. На дату создания уставный капитал Общества составлял 1 450 000 000 руб. и был разделен на 145 000 обыкновенных именных акций номинальной стоимостью 10 000 руб. каждая; при распределении акций доля иностранного учредителя Общества - компании "Юсолинт Лимитед" (Yosolint Limited) составила 69, 3 % уставного капитала (100 485 акций на общую сумму 1 004 850 000 руб.).
Согласно пункту 5.2 Устава Общества не менее половины акций, распределенных при его учреждении, должны быть оплачены в течение трех месяцев с момента государственной регистрации Общества; 100 % акций, распределенных при учреждении Общества, должны быть оплачены в течение года с момента его государственной регистрации.
В оплату акций Общества компания "Юсолинт Лимитед" обязалась внести оборудование для строительства Ледового дворца спорта в городе Казани к тысячелетию города.
В период с декабря 2004 года по август 2005 года Общество как получатель и декларант оформило ввоз на территорию Российской Федерации строительного оборудования, конструкций и материалов, оплатив его таможенной пошлиной; ввезенное имущество принято Обществом от компании "Юсолинт Лимитед" в качестве взноса в уставный капитал и использовано при сооружении Ледового дворца спорта.
Общество посчитало, что в силу положений Постановления N 883 уплаченная им при ввозе оборудования таможенная пошлина уплачена излишне и 19.04.2006 направило в Таможню заявление об ее возврате, к которому приложило копии платежных поручений, грузовых таможенных деклараций, учредительных, первичных и бухгалтерских документов. Письмом от 20.10.2006 Общество дополнительно направило в таможенный орган акт экспертизы от 27.09.2006 N 049-20-00988, подтверждающей принадлежность ввезенного оборудования к основным производственным фондам Общества.
Таможня отказала ОАО "ЛДС-1000" в возврате таможенной пошлины, указав на то, что переданное в его уставный капитал оборудование задекларировано при ввозе "в виде отдельных частей", в связи с чем оно не может быть отнесено к основным производственным фондам (письмо от 20.11.2006 N 11-01/22807).
Общество оспорило отказ таможенного органа в судебном порядке и, уточнив требования после сверки взаиморасчетов с ответчиком, просит обязать его возвратить 42 627 759 руб. 86 коп. излишне уплаченной таможенной пошлины.
Суды удовлетворили заявление, признав, что в соответствии с Постановлением N 883 спорное оборудование освобождается от обложения таможенными пошлинами.
Кассационная коллегия не находит оснований для отмены или изменения обжалуемых судебных актов с учетом следующего.
Согласно статье 34 Закона Российской Федерации от 21.05.1993 N 5003-1 "О таможенном тарифе" тарифные льготы предоставляются исключительно по решению Правительства Российской Федерации. При этом под тарифной льготой (тарифной преференцией) понимается предоставляемая на условиях взаимности или в одностороннем порядке при реализации торговой политики Российской Федерации льгота в отношении товара, перемещаемого через таможенную границу Российской Федерации, в виде возврата ранее уплаченной пошлины, освобождения от оплаты пошлиной, снижения ставки пошлины, установления тарифных квот на преференциальный ввоз (вывоз) товара.
Как указано в статье 37 данного Закона, при осуществлении торговой политики Российской Федерации в пределах ее таможенной территории допускается предоставление тарифных льгот в виде возврата ранее уплаченной пошлины, снижения ставки пошлины и освобождения в исключительных случаях от пошлины в отношении товаров, ввозимых на таможенную территорию Российской Федерации в качестве вклада в уставные фонды предприятий с иностранными инвестициями.
В соответствии с пунктом 1 Постановления N 883 товары, ввозимые на таможенную территорию Российской Федерации в качестве вклада иностранного учредителя в уставный (складочный) капитал, освобождаются от обложения таможенными пошлинами при условии, что такие товары не являются подакцизными, относятся к основным производственным фондам и ввозятся в сроки, установленные учредительными документами для формирования уставного (складочного) капитала.
В силу пункта 1 статьи 34 Федерального закона от 26.12.1995 N 208-ФЗ "Об акционерных обществах" акции общества, распределенные при его учреждении, должны быть полностью оплачены в течение года с момента государственной регистрации общества, если меньший срок не предусмотрен договором о создании общества.
Оценив имеющиеся в материалах дела доказательства, в том числе грузовые таможенные декларации, учредительные документы Общества, акты "о приеме (поступлении) материалов, оборудования, полученных ОАО "ЛДС-1000" в качестве взноса в уставный капитал", акты о приеме-передаче объектов основных средств, акты о приемке-передаче оборудования в монтаж, акты о приемке-передаче материала для использования при монтаже, акты использования материалов при монтаже оборудования, акт промышленной экспертизы от 27.09.2006 N 049-20-00988, проведенной независимым оценщиком - ООО "Соэкс-Татарстан", суды сделали вывод, что спорное оборудование отвечает требованиям пункта 1 Постановления N 883: оно не является подакцизным товаром, относится к основным производственным фондам и ввезено на территорию Российской Федерации в срок, установленный учредительными документами Общества для формирования его уставного капитала.
Суды правомерно отклонили ссылку Таможни на то, что переданное в оплату акций иностранного учредителя Общества оборудование, "ввезенное в разобранном виде", невозможно отнести к основным производственным фондам.
В соответствии с пунктом 5 Положения по бухгалтерскому учету "Учет основных средств" ПБУ 6/01, утвержденного приказом Министерства финансов Российской Федерации от 30.03.2001 N 26н, к основным средствам относятся: здания, сооружения, рабочие и силовые машины и оборудование, измерительные и регулирующие приборы и устройства, вычислительная техника, транспортные средства, инструмент, производственный и хозяйственный инвентарь и принадлежности, рабочий, продуктивный и племенной скот, многолетние насаждения, внутрихозяйственные дороги и прочие соответствующие объекты.
Согласно заключению эксперта (акт экспертизы от 27,09.2006 N 049-20-00988) спорное имущество - оборудование, комплектующие, узлы и агрегаты, строительные материалы и конструкции, а также расходные и сопутствующие материалы - использовано при строительстве Ледового дворца спорта в городе Казани, является его неотъемлемой специфической, в соответствии с требованиями проекта, составной частью (строительная конструкция и технологическое оборудование) и относится к объектам основных производственных фондов.
При таких обстоятельствах суды обоснованно признали, что спорное имущество, ввезенное на таможенную территорию Российской Федерации в качестве вклада иностранного учредителя в уставный капитал Общества, освобождается от обложения таможенными пошлинами, а следовательно! уплаченная при его таможенном оформлении таможенная пошлина в сумме 42 627 759 руб. 86 коп. подлежит возврату Обществу в порядке, предусмотренном главой 33 Таможенного кодекса Российской Федерации.
Спор между сторонами о сумме таможенной пошлины отсутствует.
В силу пунктов 1 и 2 статьи 355 ТК РФ излишне уплаченной суммой таможенных пошлин, налогов является сумма фактически уплаченных в качестве таможенных пошлин, налогов денежных средств, размер которых превышает сумму, подлежащую уплате в соответствии с законодательством Российской Федерации и Таможенным кодексом Российской Федерации. Излишне уплаченные суммы таможенных пошлин, налогов подлежат возврату таможенным органом по заявлению плательщика. Указанное заявление подается в таможенный орган, на счет которого были уплачены указанные суммы либо которым было произведено взыскание, не позднее трех лет со дня их уплаты.
В пункте 2 статьи 356 ТК РФ указано, что возврат таможенных пошлин, налогов в случае предоставления налоговых льгот в виде возврата уплаченной суммы таможенной пошлины производится при подаче заявления об этом не позднее одного года со дня, следующего за днем наступления обстоятельств, влекущих за собой возврат уплаченных сумм таможенных пошлин, налогов.
Довод Таможни о пропуске Обществом срока обращения с заявлением о возврате таможенных пошлин, установленного пунктом 2 статьи 356 ТК РФ, подлежит отклонению в связи со следующим.
Как установлено судом и подтверждается материалами дела, Общество неоднократно обращалось с заявлениями в Таможню о возврате таможенной пошлины: от 16.09.2005, 19.04.2006, 20.10.2006, окончательный отказ, который обжалуется заявителем, выражен в письме от 20.11.2006. Сумма, подлежащая возврату Обществу, подтверждается актом сверки расчетов.
С учетом изложенного суд кассационной инстанции считает, что у Таможни отсутствовали законные основания для отказа Обществу в возврате спорной суммы таможенной пошлины и суды правомерно удовлетворили заявленные им требования.
Руководствуясь статьей 286, пунктом 1 части 1 статьи 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа
постановил:
решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 15.06.2007 и постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 08.10.2007 по делу N А56-3384/2007 оставить без изменения, а кассационную жалобу Выборгской таможни - без удовлетворения.
Председательствующий |
Л.Б. Мунтян |
Судьи |
Т.В. Клирикова |
|
И.С. Любченко |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа от 24 января 2008 г. N А56-3384/2007
Текст постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Северо-Западного округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится с сохранением пунктуации и орфографии источника